danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Экскурсия по Витебскому вокзалу

В субботу была на экскурсии по Витебскому вокзалу. Давно хотела на нее попасть, и вот удалось. Витебский вокзал старинный, у него красивое оформление в стиле модерн, а сейчас его отреставрировали, так что есть чем полюбоваться.

Экскурсия интересная, я много чего нового узнала. Например, раньше никто с багажом к поездам не таскался, на вокзале багаж сдавали так же, как сейчас в аэропортах, и по прибытии получали по биркам. На Витебском вокзале тоже была приемная камера. Фотографий ее не сохранилось, но если посмотреть в центральном холле на 1 этаже напротив входа (у противоположной стены) на конфигурацию плитки на полу, можно увидеть контур этой багажной будки, т.к. когда ее снесли, не стали перекладывать полностью плитку на полу, а только заполнили образовавшуюся пустоту.

Парадная лестница на 2й этаж. Разрешение на строительство первой железной дороги дал Николай первый, и потому его бюст красуется на самом видном месте. Хотя дорогу строили не на государственные, а на частные деньги, причем буржуйский энтузиаст на свои деньги, и еще 3х инвесторов, из которых только один был русским. Памятник энтузиасту на вокзале тоже есть. Но в менее приметном месте:) А под потолком лицо с крыльями- это Юпитер, бог покровитель путешественников.


Узнала я, откуда взялось слово вокзал. История происхождения слова удивительная. Дело было так: Где-то в предместье Лондона был в то время большой концертный зал, в котором проходили всякие музыкальные мероприятия. Владела этим залом барышня по фамилии Вок, и потому зал назывался Вок-холл. Затея с железной дорогой в России была чем-то новым, непонятным, и рушащим привычный ход вещей, поэтому воспринималась с недоверием. Ну, шутка-ль дело, паровоз- шумит, гремит, и такая махина носится на космической по тем временам скорости! Шайтан-машина просто:)

И потому чтобы привлечь внимание и заманить публику на поезда предприимчивые железнодорожники придумали построить в Павловске, где был конечный пункт железки, большую концертную площадку, где проводили интересные музыкальные мероприятия. Штраус сын там отыграл 10 сезонов! А добраться в Павловск на концерт можно было только на поезде. Так привлекали первых пассажиров- музыкой! На вокзале есть тематические картины, на одной из которых как раз изображен этот Павловский вокзал, где проходили масштабные музыкальные мероприятия. Это здание просуществовало до 40х годов, и было утрачено во время Великой Отечественной войны. После войны его не стали восстанавливать.

А поскольку в России таких сооружений в то время еще не было, его назвали по аналогии с английским. Но в русском варианте второе слово получило перевод, и Вок-холл превратился в Вок-зал. Ну, и как по названию марки первой копировальной машины мы все копиры называем ксероксами, так все большие здания на железнодорожных станциях стали называться вокзалами!:)

А пассажиропотоки были разделены, кстати, и прибывшие пассажиры выходили с вокзала через подземный ход! Сейчас он не используется, но о его существовании напоминают "грибочки" вентиляции, кот. стоят до сих пор на крайней правой платформе.

А багаж прибывших пассажиров спускали вниз на специальной "багажной подъемной машине", и она тоже до сих пор стоит! На фото ниже- ажурная будка слева.

На этом вокзале снимают нередко кино. И было бы удивительно, если бы не снимали, ибо там оч. атмосферно.

А еще, поскольку эта экскурсия проходит под эгидой РЖД, нас пустили в закрытый сектор- в зал ожидания, которым пользовалась императорская семья. Сейчас это холл, откуда расходятся кабинеты руководства вокзала. Заместитель начальника вокзала сидит в бывшем ватерклозете великих князей:) Это деревянная дверь справа. В этом зале стоит камин, старинное зеркало, и прекрасный потолок.

К этому залу путь идет через комнатку с уборными, которыми пользовались пассажиры 1 класса. Там так и написано на дверях деревянными буквами: Женская и мужская. Не туалеты были, а уборные, поэтому надписи в женском роде. И гид обратила наше внимание на удивительную особенность: дверь женской уборной выше, чем мужской. Это не случайность! Так нарочно спроектировано было, с учетом высоты тогдашних женских шляп и причесок!

Вокзал действительно старинный, и там много интересных деталей, если обратить на них внимание, можно застрять там надолго:) Решетки, фонарики, двери, ручки... Одни чугунные ажурные лестницы чего стоят!:) Кстати, знаете, почему они именно чугунные? Потому что чугун не скользит!


В общем, чрезвычайно была любопытная экскурсия, всячески рекомендую. Единственное, если пойдете в холодное время года, имейте в виду, что внизу и на некоторых переходах вокзала не топят, и там оч. холодно. Мы пока слушали экскурсию, просто задубели. Так что утепляйтесь и вперед, за красотами и новыми интересными фактами о прекрасном Петербурге.
Tags: мероприятия
Subscribe

  • "Crederò" Mario Biondi&Il volo

    На днях на свежем альбоме итальянского исполнителя Mario Biondi обнаружила красивую песню, кот. исполняется дуэтом с Il volo. Альбом мне не зашел…

  • Юбилейный концерт И.Крутого и классные Brio Sonores

    Я вчера смотрела по наводке Авербуха юбилейный концерт Игоря Крутого, кот. состоялся в 2019г в Москве. Смотреть я его стала, потому что это был…

  • Выступление Андреа Бочелли в Дуомо Милана

    Легендарный итальянский тенор Андреа Бочелли в день католической Пасхи по приглашению города Милана дал небольшой концерт из главного собора - Дуомо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments