danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Оригамия"

На днях по приглашению spbblog смотрела спектакль Оригамия. Прочитав лаконичное и немного интригующее описание, я поняла, что это будет спектакль про женщин, о женщинах, и поскольку такой формат мне знаком, и были в его ракурсе получены очень яркие впечатления (например, спектакль "Шизгара" в Комиссаржевке), я решила, что это может быть интересно.

Действие спектакля происходит в холле дорогого дома, где должен проводиться семинар тренера-психолога для женщин про отношения. Честно говоря, никогда не видела, чтобы консьержка варила кофе посетителям, дома, но здесь происходит именно так. Любезная консьержка средних лет, больше похожая на администратора салона красоты, чем на консьержку, становится свидетельницей историй, которые рассказывают разные женщины. Характеры разные, взгляды на жизнь разные, опыт жизненный тоже, у каждой есть что сказать, чем поделиться, как заполнить свою часть паззла "женщины об отношениях".

Конечно, просто красивые и счастливые истории не вписались бы в формат, поэтому героини спектакля несколько гротескны, каждая по-своему, и их истории (или их интерпретация) в определенной степени утрированы, что делает спектакль ироничным и не раз заставляет зрителя улыбнуться или засмеяться.

Когда я работала в женском коллективе, я очень не любила посиделки, когда выпив увеселительного, женщины, особенно те, что постарше и пострашней, начинали поносить обсуждать, что "мужики должны", и что перевелись вообще на свете достойные мужчины, и все такое. Что-то в этих рассуждениях, безусловно, было правдой, но далеко не все, а от самой манеры и категоричной однобокости, с кот. все это обсуждалось, меня, честно говоря, воротило, и я старалась ретироваться при первой же возможности. И тут на спектакле я увидела те же беседы! Те же непробиваемая глупость и лицемерие. Не могу сказать, что меня это порадовало. Но это срезонировало внутри, вызвало реакцию, а значит было в этом что-то настоящее, что действительно происходит в жизни, и как это бывает. А значит это было поставлено правдиво, метко и талантливо, что, разумеется, достоинство спектакля.

Но беседы были и иного характера, и в них встречались правильные мысли, или узнавались до боли знакомые ситуации, которые увы, происходят в жизни. Был и гротеск, и юмор, и жгучая ирония. И на самом деле, если несколько отстраниться, и воспринимать все не буквально, безоценочно и вне контекста, станет очевидно, что тут есть что проанализировать и чему поучиться. Не тому, как поступают героини, а тому, как не надо поступать, чтобы не получить те же последствия, тому, что не надо говорить, что делать, чего бояться... Спектакль легкий, отчасти поверхностный, но если задуматься, не лишен житейской мудрости.

Хотя стоит отметить, что не все героини прорисованы емко и законченно. Некоторые истории вообще были непонятно о чем, просто проходные, почти безликие. Героиню Гущиной, например, не помню вообще, -смутно вспоминаю, что она была, но о чем и зачем- нет. Героиня А.Копыловой, харизматичная, яркая, и сыграна хорошо, но ее история как-то без начала и без конца,- появилась откуда-то, суетилась, злилась, боялась все чего-то, и растворилась так же как появилась. Наверное, была какая-то мысль в этом, но я не поняла.

Главная беда этого спектакля- актерская игра. Были разные актрисы, и некоторые были вполне убедительны, но в целом уровень игры, увы, невысок, и спектакль выглядит именно поставленным, отрепетированным и сыгранным, но не прожитым на сцене. А поскольку он про чувства и апеллирует к чувствам, это здорово мешает проникнуться содержанием, когда смотришь на героиню, а видишь актрису, которая старательно заучила роль. Вот, в частности, И.Иванова, заучила и прочла, бедрами повиляла, что-то изобразила- старалась, но все это было заученным и неестественным, и в интонациях, и в эмоциях, и в движениях. Эмоционально мимо вообще. Н.Сысоева тоже не столько играла, сколько очень старалась, и это чувствовалось. А учитывая то, что ее героиня довольно специфическая и гротескная, эта неестественность ощущалась. Возрастная героиня- получше, средне, ровно, но тоже были моменты на грани неестественности.

С.Марасанова, игравшая консьержку, была самой естественной и органичной, ей я поверила, она была убедительна. Инга Белоусова сыграла коуча более чем правдиво. Эта неповторимая снисходительная интонация всезнайки... Она больше характерна для лекторов проф. семинаров узкой специализации (для бухгалтеров, например), но, думаю, и психологи такие бывают, так что в точку! А.Фролова не потрясла игрой, но на общем фоне выглядела гораздо органичнее многих других, так что ей тоже зачет. И ей удалось передать вдохновенность ее героини, и сделать ее убедительной.

Но справедливости ради нужно сказать, что и на то, как проходил спектакль 29 мая, очень сильно повлияло происшествие с псевдопожаром, которое очень напрягло и напугало зрителей, прервало спектакль, и даже когда зрителей вернули в зал и действо продолжилось, эмоциональная связь постановки, актеров со зрителем была порвана, и восстановить ее не было возможности, потому что атмосферу инцидент порушил совсем, а сохраняющийся запах гари в зале подогревал напряженную настороженность в зрителях, что, безусловно, отвлекало от происходящего на сцене. И потребовалось большое мужество и профессиональная собранность актрис, чтобы в такой обстановке все доиграть без сбоев. Так что в этом плане им большой респект. Особенно тем, кто был на сцене и продолжал играть в момент, когда началась внезапная миграция зрителей из зала. Не повезло им в тот день очень.

Честно говоря, я думала, что автор и режиссер этого спектакля женщина, ибо спектакль очень женский, и освещает тему женщины в отношениях именно с позиции женщины. Но к моему удивлению, автором и режиссером оказался мужчина! Писатель и сценарист Александр Уткин, на его сайте есть довольно остроумные рассказы. Чем-то он мне напомнил стиль Александра Цыпкина, и мои мысли, когда я читала рассказы последнего, о том, что когда эти рассказы звучали со сцены, с яркой интонацией и задором, они воспринимались в разы ярче и интереснее, чем когда их просто читаешь.

Резюме. Неглупый спектакль про женщин, со своими достоинствами и недостатками. Не могу, что я осталась в восторге, но мы вполне приятно провели время. Думаю, если "Оригамию" талантливо сыграть, она может заявить о себе в театральном сообществе.
Tags: театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Инфернальный закат

    Мне кажется, я таких туч с кровавыми краями еще никогда не видела. А сегодня после ясного дня во время заката по небу расползлось чернильное пятно…

  • Танграм

    В пятницу шла в обеденный перерыв по улице, и зацепилась взглядом за вывеску у стола, на котором были расположены разные яркие коробочки: фитнес для…

  • Яркие проявления жары и новый велорекорд

    Неделька выдалась жаркая. В "дождливом Питере" ни тучки не дождичка второй месяц. И на днях было вообще удивительное- песчаная буря, кот. прошлась…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments