danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Цена" в Молодежном театре на Фонтанке

В субботу посмотрели в театре на Фонтанке спектакль Цена, поставленный по одноименному произведению Артура Миллера. Этот спектакль мне рекомендовали, но у нас с ним как-то непросто сложилось взаимопонимание. Все первое действие я в прямом смысле засыпала. И не я одна. Второе действие стало подинамичнее, начались какие-то события, эмоциональный накал, и в сон уже не клонило. Но едва ли хотелось симпатизировать кому-то из героев. И в итоге впечатление осталось какое-то неоднозначное. С одной стороны, тема непростая, и она раскрыта, и играли очень хорошо (Кухарешин- просто блестяще). Но с другой стороны - какого-то зрительского удовольствия и сильных эмоций мы не получили, постановка оставила очень спокойное впечатление.

По сюжету семейная пара- полицейский, сын разорившегося в годы великой депрессии бизнесмена, и его довольно легкомысленная выпившая жена ждут оценщика для продажи остатков отцовского имущества перед тем, как дом снесут. Он - довольно угрюмый мужчина, обиженный на жизнь за то, что в свое время ему пришлось ухаживать за отцом, и из-за этого он был вынужден бросить учебу, и остался без образования и возможности реализовать себя соответственно способностям. Ему не нравится то, кем он стал, он внутренне злится на то, что он имеет, и на то, чего не имеет, и на жизнь, и на брата, который, в отличие от него, занимался собой, и достиг больших высот. Жена его облегчает свое восприятие с действительностью алкоголем. Гротескный и довольно легкомысленный персонаж, несущий какую-то чепуху ни о чем на бытовые темы. Обаятельная и отталкивающая своим пьянством одновременно. Ее отлично сыграла Дарья Юргенс. Легко и задорно.

Пришедший, наконец, оценщик, оказывается почти комичным персонажем - дедком 90 лет, очень любящим поболтать (обо всем кроме дела). Персонаж гротескный, - умный и хитрый, но обаятельный, и очень непосредственный. Его бесподобно сыграл н.а. В.Кухарешин. Просто супер.

И вот в легких беседах о нелегкой жизни проходит первое действие. Вроде, и 2 смешных персонажа оживляют повествование, но поскольку практически ничего не происходит, одни разговоры, несмотря на забавность этих персонажей, действие не увлекает. Возможно, это намеренная акция, и режиссер хотел показать, насколько неинтересна и уныла жизнь этого семейства. Если так, то ему это удалось. С точки зрения режиссерского выражения мысли это разумно, но с точки зрения увлекательности для зрителя разумность такого подхода довольно спорна.

Старший брат полицейского, видный хирург, состоятельный человек, не общался с семьей 16 лет, и не отвечал на звонки, несмотря на настойчивые звонки брата, за что последний имеет на него зуб.
Но вот он прибыл. И как ни в чем не бывало, ведет себя как старший, и подвергает сомнению сделку, которую собирается заключить полицейский с оценщиком. Сделка невыгодная, но он слишком горд, чтобы торговаться. Он вообще для всего, что может сделать лучше ему и его семье, слишком горд. Его обиды на жизнь и неприятие себя в роли неудачника делает его куда большим неудачником, чем он является. Он не в состоянии не только попросить о помощи, об уступке, об услуге, он не может даже принять то, что ему предлагают, ибо он воспринимает это как подачку, которую ему дают, указывая ему на то, что он сам ничего не может. Больное самовосприятие искажает его мировосприятие, и такой правильный и благородный, казалось бы, мужчина, который сознательно принес в жертву пожилому отцу свою карьеру, оказывается неспособным даже допустить мысли о том, что кто-то может искренне желать ему добра и хотеть помочь, и что в этом нет ничего обидного, никакого подвоха. Такая тотальная жертва, в критическом варианте.

И несмотря на то, что изначально он, вроде, положительный персонаж, чем больше он говорит, тем меньше он вызывает симпатии, несмотря на все его подвиги. Потому что он сделал сознательный выбор, но не хочет принять последствия собственного выбора, виня всех и вся в своей неудавшейся жизни, и одновременно не давая никому даже шанса что-то в этом ходе событий изменить к лучшему. Жертва, которая сама того не понимая, упивается своим страданием.

А старший брат, изначально выступающий эгоистичным подонком, рассказывает свою историю, и свою версию событий, связанных с "отсутствием выбора" у младшего, когда тот положил свою жизнь на жертвенный алтарь перед отцом. На самом деле не все так просто и однозначно, и если на те же события посмотреть с другого ракурса, трактовка их, и оценка действий всех фигурантов очень меняется. Все в жизни относительно, - эта история очередной наглядный пример. Почему брат не сказал младшему в свое время, что на самом деле происходит, и позволил отцу загубить жизнь сына, вот это вопрос, оставшийся без ответа. Или та часть вины, которая должна была остаться на старшем брате. А младший? Просто оказался в дураках, и по сути из-за чисто детского нежелания верить в то, что отец может быть жестоким, сам себя в этих дураках и оставил. И винить в этом больше некого.

В ходе полемики между братьями периодически проскакивают интересные мысли. Тут и философия жертвы налицо, и наглядный пример относительности трактовки событий в зависимости от ракурса видения, и тема смысла жизни в старости затронута, и страхи, и проблема коммуникации, и обиды, и еще много чего. Так что подумать есть о чем. Правда, есть некий оттенок депрессивности во всем этом - ненарочитый, благодаря комичным персонажам, но все же есть.

Но были и веселые моменты, забавные. И самый прикольный из них, пожалуй, когда братья вспоминают какой-то детский спектакль, и на какие-то мгновения словно становятся теми мальчишками, которые еще не знали ни страхов, ни обид, умели улыбаться, дурачиться, и радоваться жизни. Кухарешин в полосатой пижамке, появившийся рядом под занавес этой сцены, сделал ее окончательно веселой:)


Чем этот спектакль определенно радует, так это актерской игрой. У братьев были достаточно скучные образы, в них особо мастерством не развернуться, их просто хорошо сыграли. А вот у Дарьи Юргенс роль была озорная, и многогранная, и она прекрасно эту многогранность в своем персонаже отразила. Она была легкой, как пушинка- и физически, и ментально, и энергетически. Она была искристой, и непосредственной, а временами удивительно мудрой. Отличная игра!
Кухарешин вообще зажег. В свои 61 сыграл 90-летнего старика - гротескно, но очень убедительно. И до того выразительно и непосредственно, что просто прелесть. Реально зажег, блестяще сыграл, и доставил огромное удовольствие зрителям своей игрой.

Резюме. Драматичный и не слишком увлекательный спектакль на несколько депрессивную тему. Не чернуха, но просто безрадостно совсем. Тем не менее, давящего впечатления не оставляет, т.к. в спектакле есть и юмористические персонажи и моменты. Если пойдете, досмотрите до конца. Второе действие гораздо интереснее первого. Поклонникам Кухарешина смотреть обязательно. Остальным я рекомендаций давать не буду. Неплохой спектакль, но недостаточно яркий для моего рекомендательного листа.
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments