danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Музей прикладного искусства Академии им. Штиглица. Экскурсия

Пару лет назад, вдохновившись репортажами le_milady (Первый, Второй, Третий) я уже была в Музее прикладного искусства Академии им. Штиглица, и писала о нем. А сегодня благодаря spbblog и проекту "Открытый город" мне посчастливилось побывать там с экскурсией.

У нас был чудесный экскурсовод- моя тезка Дарья. Очень приятно слушать экскурсии тех, кто не просто знает, а любит то, чем занимается, и место, о котором рассказывает, и это был как раз такой случай. Поэтому время за экскурсией пролетело очень быстро и увлекательно. Нам несколько подпортили программу телевизионщики, которые заняли главный выставочный зал (центральный зал здания), где снимали выступления каких-то детских хоров, но зато экскурсия протекала под неожиданное сопровождение практически ангельского пения, разливающегося по зданию благодаря акустике большого зала.

Как выяснилось, прекрасное здание, известное всем, кто родом из советских времен, как Мухинское училище (или в народе просто Муха), было построено на деньги барона Штиглица, который дал на строительство баснословную по тем временам сумму миллион рублей, именно как музей. Оно никогда не было дворцом, усадьбой, и даже учебные классы училища в нем появились только в 70е годы. Оно строилось именно как музей прикладного искусства, было призвано служить учебным целям, но корпус училища был не нарядным, а оснащенным всем необходимым для создания этой красоты, и располагался в здании рядом.

Я как-то никогда не задумывалась, что значит прикладное искусство. Оказывается, это декоративное искусство, и академию в свое время открыли для того, чтобы обучать мастеров мастеров декора и дизайна, поскольку таких учебных заведений у нас до этого не было. Была Академия искусств, но там учат искусству как самоцели, это другое. В Академии Штиглица обучали представителей всех сословий, и мальчиков, и девочек, что было очень необычно для 19 века, но здесь главным критерием был талант. Выпускники Академии были востребованы, в т.ч. и самим музеем, где и их силами создавались элементы экспозиции и декора.

Изначально в музее было много витражей. Здесь хранился единственный в России витраж Тиффани, и если я верно поняла, то внутренний купол тоже был выполнен из витражей (даже боюсь представить, какая это была красотища, особенно в солнечный день!). Но во время войны здание сильно пострадало (в частности, в главный зал попала фугасная бомба, пробившая купол, и взрывной волной сместило даже колонны, не говоря о витражах), и витражи были утрачены. Сегодня купол из прозрачного стекла, а витражи, которые есть в экспозиции в элементах декора либо трофейные после войны, либо созданы выпускниками.

У музея была масштабная коллекция, но после революции для музея настали тяжелые времена. Училище (академия) существовало на средства частного капитала, поэтому было закрыто, музей передан в ведение Эрмитажа (стал первым филиалом Эрмитажа), и большая часть коллекции переправлялась туда, но далеко не все туда доехало. Очень многое было утрачено. Те залы на верхних этажах, в которых сейчас учебные залы, в свое время тоже были музейные залы с экспонатами. Быть может, мы (или хотя бы наши дети) доживем до того, что залы будут отреставрированы и снова будут служить своей изначальной цели, пусть и с другой экспозицией.

Я снимала на телефон, и что-то меня не сильно порадовал результат съемки, поэтому я воспользуюсь фотографиями le_milady (Майя, надеюсь, на против) с сохранением ее авторских меток, и пару кадров нашла на просторах сети.

Сегодня день был пасмурный, так что моя мечта увидеть все это великолепие в солнечном свете осталась неисполненной, и у меня точно есть повод вернуться туда еще разок. Хотя, друзья, если вы любите истинную красоту интерьеров, то повод для посещения этого места вам не нужен, ибо это воплощение красоты в чистом виде. Это понимаешь, едва открыв дверь, и увидев аванзал с великолепными византийскими сводами и мраморными колоннами.


Зал Теремок представляет древнерусское прикладное искусство. Как нам рассказали, изначально шли споры, надо ли его делать, ведь музей создавался для того, чтобы перенимать западный опыт, учиться тому, что еще не умеем сами, но в итоге пересилил аргумент, что в музее должно быть представлено всё, и это будет интересно- если не нашим, то иностранным посетителям точно. И чудесно, что этот зал создали, поскольку он очень красив. Он пострадал во время войны, и его не стали восстанавливать, просто закрасили белой краской, и он простоял так много лет, - сняли краску и отреставрировали росписи только к 1985г. Роспись этого зала напоминает палаты Алексея Михайловича в Кремле.


Полы везде в музее подлинные, выполнены в стиле каждого зала. В Теремке есть экспозиция русского костюма, служащая в учебных целях до сих пор. 3 больших витрины с куколками, одетых в национальные костюмы разных губерний. У нас в России множество народностей, и у каждого народа свои национальные костюмы, это понятно. Но я не думала, что и в русском национальном костюме есть такое разнообразие. Тем не менее, это так, и какой он- русский костюм, и в чем отличия его вида исторически в разных областях можно увидеть на этой витрине. Костюмы там точные, включая исподнее.


В этом зале особенно хочется побывать в солнечный день, когда вся эта роспись играет золотом и светом в солнечных лучах.


Также в Теремке есть пара витрин с подлинными костюмами, в натуральную величину. Все мы видели аналогичное в других музеях, но здесь я узнала новые слова и факты. Например, что такое душегрейка:) Это такая накидка, кофта без рукавов, теплая и объемная. Также я узнала, наконец, почему кокошник называется кокошником!:) Оказывается, изначально кокошник был другой формы- как клевер трехлистник, напоминал куриный гребешок, надевался на голову, как гребешок, и ассоциативно связан был с курицей, а поскольку курицы говорят кококо, то и головной убор, который повторяет гребешок, назвали попросту кокошник:) Потом дизайн изменился, форма стала покатой, изгибы по бокам сгладились, но название осталось. Впрочем, мне кажется, куриную тему все равно можно не списывать со счетов, т.к. видоизмененный кокошник напоминает яйцо:)

Еще одно новое понятие для меня- сорока. Фото не из музея, а просто из сети, для демонстрации того, о чем речь. Сорока- это такой традиционный русский женский головной убор, у которого на лбу что-то яркое (потому и так называется, сороки любят яркое и блестящее), а сзади "хвост", как у сороки. "Хвост" мог быть из лент, из бисера, или просто из расшитой ткани. На лбу могли быть всевозможные украшения, висюльки, вышивка, и пр.


Показали нам не только парадные залы. В учебном корпусе есть и стеклодувные мастерские, и кузница - все, что нужно для разного вида прикладных искусств. Металлисты обосновались в подвале, и путь в их обитель забавно обыгран:) Есть и мастерские скульпторов, конечно. Наряду с готовыми и полуготовыми скульптурами в мастерской стоят штуки, напоминающие искареженную арматуру, или какие-то проволочные раскоряки. Оказалось, это остов скульптур :)


Затем мы вернулись к парадным интерьерам, одним из превосходных примеров которых является Римская лестница. Называется она так из-за видов, изображенных на стене. Говорили, что это вид на собор св.Петра, который якобы открывается из палат Папы Римского. Насколько я помню вид с купола собора св.Петра на папские владения, там несколько иная перспектива. Но во-первых, разные папы жили в разных зданиях, во-вторых, с тех пор и Ватикан мог видоизмениться. Да и какая разница, по большому счету, насколько это топографически правдивый вид, если это красиво:)


Также эта лестница интересна уникальной люстрой. Это единственная подлинная люстра музея, дожившая в этих стенах до наших дней. Люстры появились в музее с появлением электричества. Но во время войны им нашли иное применение. Что-то переплавили, а часть люстр,- в несколько видоизмененном виде, но все же подлинных из музея, -освещают вестибюль метро Автово.

Коридор, по которому пролегает путь к Большому выставочному (итальянскому) залу, и который невозможно оставить без внимания хотя бы потому, что в нем находится чудесная манящая винтовая лестница, сегодня оккупировали телевизионщики, расположив там свое оборудование и командный пункт съемки, но выглядит он обычно так:


Мы просочились в зал в перерыве съемочного процесса, т.к. в группе были некоторые, кто вообще ни разу не видел воочию эту красоту. Но нас довольно быстро оттуда погнали:) Т.к. о съемке стало известно только сегодня, и избежать ограничения доступа к этому залу сегодня было невозможно, наш экскурсовод любезно предложила показать этот зал в другое время, когда нам будет удобно. Я думаю воспользоваться этим предложением, т.к. очень интересно послушать про этот зал из уст знатока, чтобы не только визуально, но и на интеллектуальном уровне этот зал заиграл для меня яркими красками.


Обратите внимание на купол. Он двухуровневый. Как я говорила выше, внутренний купол был витражный. Внешний всегда был прозрачный. А между ними, в межкупольном пространстве, располагалась оранжерея! Здание имело три уровня отопления, и межкупольное пространство тоже отапливалось, поэтому растения там прекрасно себя чувствовали круглый год. А винтовая лестница, которую я упоминала выше, ведет как раз к межкупольному пространству. Сейчас туда никого не пускают.

Нам много рассказывали о нелегкой судьбе музея в 20-40е годы. В 1943г в городе в тяжелейших условиях было возрождено обучение мастеров прикладного искусства, которым предстояло по окончании войны восстанавливать разрушенный город. Классы располагались в одной из школ, но места не хватало, и тогда вспомнили про это здание. Оно тогда было повреждено (фугасной бомбой, о кот. я писала выше), и из-за сквозной дыры промерзло и находилось в плачевном состоянии, но обучение, тем не менее, началось. Были восстановлены много кафедр, существовавших там до революции, и они существуют по сей день. На стене лестницы есть большое изображение Мухиной, и под ним памятная доска о том, что училище воссоздано в 1945г. Но по факту, как нам сказали, обучение тут возобновилось в 1943г.

Еще интересный факт про вышеупомянутую памятную доску. Изначально в музее была такая доска. При воссоздании музея и училища доску просто перевернули и высекли на ней новую надпись. Но в музее работал один сотрудник еще со старых времен, который помнил историю этой доски, и говорил о том, что у нее на обороте. Ему не верили, списывая это на фантазии пожилого человека, но в конечном итоге все же решили проверить. Так мраморная памятная доска вернулась на свое место в первозданном виде, а памятную доску о воссоздании училища сделали заново.

И вот так во всем! Каждая вещь, каждый поворот, элемент декора этого здания хранят историю- сложную, многолетнюю, и слушать об этом можно бесконечно! Потому что все это очень интересно, и в беседах об этом время летит стремительно. И не успели мы оглянуться, наша экскурсия сегодня пришла к завершению, оставив море впечатлений и информации для памяти.
Теперь очень хотелось бы пройтись с экскурсией по залам музея с экспозицией, послушать не только про декор и интерьеры, но и про экспонаты. Надеюсь, и это когда-нибудь сбудется:)
Ну, а сегодня я благодарю проекту "Открытый город" за возможность приобщиться к прекрасному и нашего замечательного экскурсовода за очень познавательный рассказ.
Размещаю, как просили: @stieglitzmuseum @openspb и теги #музейштиглица#бюроштиглица #openspb #открытыйгород. Надеюсь, вы знаете, что с этим делать:)
Tags: #openspb, #бюроштиглица, #музейштиглица, #открытыйгород, мероприятия
Subscribe

  • Светлячок

    Увидела на ютубе старый советский мультик, который я почему-то никогда не видела прежде,- называется "Светлячок". До чего добрый, трепетный, и…

  • Делай ноги 2

    Посмотрела Делай ноги 2 - продолжение оскароносного мульта про пингвинов, кот. меня недавно оч. порадовал. Создатели мульта держат марку, и сиквел…

  • Откровение

    pristalnaya иногда пишет такие посты, которые не просто трогают, или задевают за живое.. они просто раздирают на мелкие кусочки.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments