danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль Андрея Могучего в БДТ "Губернатор"

В четверг ходили с приятельницей в БДТ на спектакль Андрея Могучего "Губернатор", поставленного по одноименному рассказу Леонида Андреева. Могучая режиссура по определению очень креативна, так что отправляясь на спектакли этого режиссера, надо быть максимально открытым для восприятия оригинальных форм и ломающих классические ожидания решений. А тут еще такая тяжелая тема... В общем, сама бы я никогда не выбрала этот спектакль для посещения, и оказалась там лишь поддавшись на уговоры приятельницы, которой вдруг неожиданно (особенно от нее!) захотелось отметить 100-летие революции:)

Начало было странным и очень затянутым. Несколько минут зрители и актеры, сидящие в ряд на сцене на стульях (в образах), смотрели друг на друга. Молча. В холодном свете, делающим загримированные лица актеров серо-зелеными. И эту тишину нарушал лишь мерзейший пронзительный тонкий звук, знаете, как когда что-то фонит. Звук, от которого барабанные перепонки сводит. В какой-то момент я даже заткнула уши (спокойствие и комфорт дороже), чтобы его не слышать.

Потом было еще несколько немых сцен, не связанных друг с другом, и не очень понятно, для чего нужных. Возможно, чтобы зритель привык к эстетике этого спектакля, цветовой палитре, проникся раздраженным напряжением, на эмоциональном фоне которого протекает повествование. Далее -первая сцена, где звучит речь, что уже радует как факт, но обстановка в ней, и отдельные, кажущиеся бессвязными фразы, бросаемые персонажем, в сопровождении чеканки шагов под счет рраз-два-три-четыре, напоминает зарисовку из будней сумасшедшего дома, и невольно ловишь себя на мысли, что хорошо, что длительность спектакля только 1ч40м:) Дальше появляется динамика событий, и последовательность и развитие действия становится понятным, поэтому становится интереснее, хотя я в течение всей первой половины спектакля отчаянно боролась с желанием уснуть, и не всегда удалось победить.

Как написано на сайте БДТ, рассказ Андреева, легший в основу спектакля, это "отклик писателя-символиста на убийство эсером Каляевым московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. По объему смыслов, сгущенности повествования это не рассказ даже, а экзистенциальный микророман. Главный герой, градоначальник, отдавший приказ о расстреле толпы бастующих рабочих, переосмысливает произошедшее и предчувствует собственную смерть." Написано кратко, но емко и очень верно. С поправкой лишь, что он скорее не предчувствует, а ожидает скорую смерть, т.к. после трагических событий, когда он для подавления бунта отдал приказ стрелять в рабочих, в результате чего погибло 47 человек, в т.ч. 3 детей, кроме того, что его самого съедала совесть, он стал врагом общества, и ему не просто обещали смерть, - в том, что его убьют, не сомневался никто, это витало в сознании людей и в воздухе, словно это уже свершившийся факт.


Губернатор- неплохой по своей сути человек, и произошедшее его очень гнетет. В его кругу никто не понимает его мучений, считают, что он все сделал правильно, и если в Петербурге его действиями довольны, это главное, и беспокоиться не о чем. Имея жену (гулящую и злоупотребляющую допингом, но ему все равно) и взрослого сына, губернатор абсолютно одинок, и искать человеческой поддержки ему негде, он переживает внутренний надлом после страшных событий один на один с самим собой.

Ему кажется, что если он сам увидит жертв, ему станет легче. Но нет, становится не только не легче, но даже хуже.


Еще из описания на сайте БДТ: "Революция — лишь фон спектакля, в центре его — частная история человека, ведущего тяжелый, мучительный диалог с самим собой, с собственной совестью, живущего в постоянном ожидании смерти. В результате именно этот фон — сокрушительная, иррациональная, неумолимая сила и убивает его. Трагедия разрушения «человека-должности», следующего логике приказа, логике власти, высвобождает в губернаторе человека как личность, во всей ее беззащитности и одиночестве перед лицом смерти."

Мы видим параллельно развивающиеся линии трагедии в рядах рабочих, потерявших своих близких в тот страшный день, и видим губернатора, сгорающего от внутреннего противоборства человека-должности, который поступил так, как было должно, и просто живого человека, все существо которого протестует против акта зверства, который совершился. Видим, что жизнь рабочих, ставшая причиной для протестов, осталась такой же тяжкой, и накал социальной напряженности неизбежно приведет к новым вспышкам и трагедиям. И как бы ни мучился губернатор, должность обязывает его на жесткие меры и поступки. У каждой стороны своя беда и своя тяжкая ноша. И сколько бы смертей ни пролегло между ними, ничего не изменится, если системно все останется неизменным. В определенном смысле данный сюжет наглядно демонстрирует неизбежность революции, то, что это было лишь вопросом времени, когда это произойдет. И как мы знаем из уроков истории, встав у руля, восставший класс использовал те же методы охраны власти, против которых так яростно протестовал...

Сыгран спектакль безупречно, на высоком уровне. Цветовая палитра спектакля мрачная, свинцово серая, и подчеркивает ее серый грим на лицах, с красным акцентом на глаза. Музыкального сопровождения почти нет. Спектакль идет как документальный фильм, где сменяют друг друга 11 сцен, каждая из которых имеет название, и при смене сцен звучит закадровый голос, комментирующий действия/чувства героев/события произошедшие/происходящие/которым предстоит произойти. Голос этот звучит нарочито буднично, НЕ художественно, холодно и бесстрастно, словно подчеркивая закономерную неотвратимость всего происходящего. Перевод фильмов Гоблина по сравнению с этим- образец художественной речи. Этот комментатор, и его нарочито бесстрастная и безликая манера говорить была даже неприятна. Но так и было задумано, так что это просто очередной режиссерский штрих.

Не могу сказать, что мне спектакль понравился. Но не потому, что он был плох, или постановка некачественная, нет. Просто тема неприятна, и психологический груз, поднятый им, опустился на зрителей, и поскольку тема была раскрыта, и раскрыта хорошо, вся эта мрачность давила, и хотелось как-то поскорее от нее отделаться. Несмотря на всю странность художественного языка режиссера Могучего, аскетичность декораций, и своеобразие форм, используемых им в постановках, спектакль по впечатлению целостный, и психологически непростая тема раскрыта. Значит постановка качественная и стоящая.

Резюме. Мрачный спектакль на сложную тему социального противостояния в предреволюционной России, внутренней нравственной борьбы личности, столкновения интересов должности и человека, примирения между которыми быть не может, и неизбежности кульминации противостояния, которая, как известно зрителю, проявилась позже революцией. Качественный, но тяжелый спектакль, поставленный в характерной для Могучего манере- в смелых формах, контурах, и режиссерских решениях.

Tags: театр
Subscribe

  • Шерлок в России

    Голливуд в коме, смотреть нечего. Случайно наткнулась на отечественный мини-сериал Шерлок в России с Максимом Матвеевым в главной роли, и решила…

  • Во власти Луны/Moonstruck

    Посмотрела сегодня старый (1987г) фильм Во власти Луны/Moonstruck, который в свое время получил аж 3 Оскара, еще несколько номинаций, и другие…

  • Ребекка

    Посмотрела новую экранизацию романа Дафны Дюморье Ребекка, вошедшего в историю оскароносным фильмом Хичкока, снятым в 1940г. На Кинопоиске многие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments