?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Сегодня по приглашению spbblog я была на экскурсии «МАСОНЫ И МАСОНСТВО. Взламывая код города» от компании Огни столицы. Не могу сказать, что тема экскурсии меня чем-то очень интересовала, но это было что-то, о чем я практически ничего не знала, и мне очень нужно было развеяться после тяжелой недели, поэтому я пошла на экскурсию. И ни капельки не пожалела, т.к. экскурсия была очень интересная.

Экскурсию вел преподаватель Кирилл Пряхин. Не знаю, где он преподает, но его студентам повезло, т.к. рассказывает он интересно и увлеченно, и умело держит внимание слушателя. Вообще очень душевный дядечка, по-человечески приятный, и любящий свое дело, и его энтузиазм заразителен. В меру обстоятельств, конечно, но все же несмотря на собачий холод, который, мягко говоря, не способствовал тяге к знаниям, все слушали лектора внимательно и с неподдельным интересом.

Содержание лекции авторское. Это не только и не столько исторические факты, которые можно найти в общедоступных источниках, сколько симбиоз фактов, теорий, гипотез о трактовке тех или иных загадках истории, о которых спорят ученые, и авторских интерпретаций. В лекции фигурировало определение "чтение знакового текста города"- непривычное определение, но, пожалуй, очень точное. Потому что на фоне экскурса в историю масонства- и в общем, и в привязке в персоналиям,- мы были свидетелями в буквальном смысле чтения символов, заложенных в разных архитектурных памятниках Петербурга.

Честно говоря, в такие моменты меня не раз посещало ощущение, что я нахожусь в одной из книг Дэна Брауна, с той лишь разницей, что вместо умного, но несколько угрюмого профессора Лэнгдона у нас не менее умный, но очень душевный гид, и за нами никто не гонится:) Но от обилия символов и их трактовок порою голова шла кругом. Думаю, все, кто хоть раз смотрел на шедевры мирового изобразительного искусства или скульптуры с экскурсией, имели возможность пережить удивление от того, сколько всего, оказывается, заложил автор шедевра в свое произведение, сколько символики, отражающей глубокие знания теологии и искусства может быть сокрыто в картине или скульптуре. А сегодня я переживала такое же удивление, когда слушала о расшифровке символики, заложенной в фасады архитектурных сооружений, знакомых мне с детства.

Я с младенчества гуляла у Михайловского замка. Его очертания и виды - суровые, но величественно прекрасные - словно часть меня самой. Он для меня целостен. А тут мы стоим у ворот, и словно смотрим на него под микроскопом, и вдруг оказывается, что каждая деталь фасада, того самого, что привычна с детства, это не просто красивый элемент декора, а имеет свой сакральный смысл, и что-то значит.

Павел первый был убежденным масоном, и его замок был наполнен символами. Вот, например, ионические колонны, подпирающие портик второго этажа, это у масонов символ мудрости. Двор замка восьмиугольный. Честно говоря, объяснение этого довольно запутанное, поэтому я не оч. запомнила, но смысл в создании некоего символического храма, из которого воздух "столбом" идет в небо. В моем перессказе звучит коряво и нелепо, да:) Это лучше слушать из уст профессионала, коим, несомненно, являлся наш сегодняшний гид, - у него объяснение звучало убедительно:)

Сегодня была мрачная погода для фотосъемки, так что все фотографии в этом посте взяты на просторах сети
Почему я упомянула про храм, о котором мало что запомнила? Потому что это связано с объяснением расположения колонн, а точнее двух стелл у центральных ворот. Стеллы такие, как выяснилось, традиционно располагались парами, одна из них была женской, вторая мужской. Нам предоставили возможность рассмотреть стеллы и самим опознать, какая из них какая.

Раньше в нише у каждой стеллы находились статуи- Аполлона и Дианы, не дающие ошибиться в половой принадлежности стеллы, но поскольку статуи до наших дней не дожили, сейчас для опознания нужно всматриваться в скульптурный рисунок на стеллах. Мужская стелла традиционно располагается справа, а женская слева. А у ворот Михайловского замка- наоборот. Но это не ошибка. Это связано с условным храмом во дворе, и символикой расположения храма относительно сторон света... В общем, тут стороны надо смотреть не глядя на замок, а от него, и тогда колонны стоят верно.

Экскурсия автобусная, и это очень хорошо, ибо на улице холодно, а в теплом микроавтобусе информация слушается и усваивается гораздо эффективнее. Мы катались по городу, останавливаясь у нескольких особо важных для освещения темы объектов. Выходили на 5-10-15 минут, и возвращались в тепло. Удобный формат для холодного времени года. Я замерзать все равно успевала:) Но поскольку была возможность отогреться, могу сказать, что все было комфортно.

Кроме сложных с непривычки масштабных трактовок символов во время экскурсии звучало и много интересных фактов, о которых я раньше не слышала/не задумывалась/не обращала внимания. Например, сколько живу, никогда не обращала внимания на то, что крест на куполе горячо любимого мной Казанского собора к Невскому стоит не лицом, а боком.

Это связано с тем, что алтарь по канонам смотрит на восток, и крест лицом на восток. И поскольку если стоять на Невском, восток слева, то и крест стоит лицом туда, а официальный главный вход у собора, оказывается, не тот, через который все входят с Невского, через колоннаду, а с Казанской улицы. Т.е. главным является вход, о котором вообще мало кто знает, или не придает ему значения. Мир полон открытий:)

Вообще дуга колонн, как и сам храм, имела символическое значение, и в первоначальном проекте таких дуг было две, но поскольку Павел не дожил до реализации своего детища, первоначальный проект был изменен, и вторая дуга не случилась, как и 4 полукруглые площади, символизирующие стихии, которые должны были окружать сооружение с каждой из сторон света.

Случилась только одна площадь- как раз та, на которую выходишь через истинный главный вход на Казанскую улицу, но неизвестно, какую стихию она изображает.

Фонтанчик, напоминающий Римские поилки, который стоит посередине, и намекает на то, что это площадь стихии воды, на самом деле "неродной" для этой площади- он является поильней для лошадей, и появился значительно позже, его привезли с дороги в Царское село. Так что по нему определить стихию, которую символизирует площадь, невозможно.

А то, что великолепная решетка, очерчивающая контур площади, дожила до наших дней, это наша с вами удача, и заслуга деятелей культуры 20века, т.к. большевики хотели ее пустить в утиль. К счастью, ее художественную ценность удалось отстоять, и это прекрасное произведение искусства радует глаз и поныне.


Много и других, не менее любопытных фактов звучало во время экскурсии, информационное полотно мероприятия очень плотное и насыщенное, все не перескажешь. Ну, а кого интересует история, тайны и символика в искусстве, в частности, в архитектуре, рекомендую посетить эту экскурсию, и послушать все из уст квалифицированного специалиста. Оно того стоит.