danitta (danitta) wrote,
danitta

Поездка на Мутновский вулкан на Камчатке

Из-за отпуска и последующих хлопот я не успела написать об одном интересном мероприятии, которое у меня было в конце августа во время командировки на Камчатку. Поскольку в этот раз срок командировки захватил и выходные, я решила использовать свой законный выходной по назначению, и заказала поездку на Мутновский вулкан. Погода была так себе, накануне весь день лил дождь, а в день поездки было пасмурно и временами дождило, но я решила ехать в любом случае, и хотя благодаря этому получила дополнительных приключений, все равно ни секунды не жалела, что поехала, ибо получила незабываемые впечатления!

Пункт назначения находился в 120км от Петропавловска, и в описании тура я прочла, что 65 из них будет проходить по бездорожью.
Я не раз писала о том, что Камчатка серьезно расширяет границы столичного мировоззрения, заставляет по-иному взглянуть на многие привычные вещи, и открыть для себя истинное значение некоторых понятий. В этот раз для меня открылся сакральный смысл понятия "бездорожье":)

Доехать до места на обычной машине невозможно, туда можно добраться только на специальной технике повышенной проходимости. Мы ездили вот на такой машине, зацените высоту колес:) Чтобы забраться в такую машину, лично мне нужно было поднять стопу так, что колено почти доставало плеча:) Хорошо, что сбоку есть поручень, иначе приходилось бы заскакивать туда с разбега:)

Камчатское бездорожье разное. Кое-где есть что-то похожее на дорогу - прокатанная колея с кучей ям. А часть пути проходит там, где дороги нет вообще. Т.е. машина спускается по горному склону, по камням. Это не городские булыжники, это настоящие каменные склоны, по которым пешком-то пройти было бы непросто, причем порою склоны весьма крутые. Часть пути проходила по снежной жиже и кромке ледяного озера (дада-, дело было в августе). Переменчивым был не только ландшафт, но и состояние отдельных участков. Туда мы ехали по камням и тропе, обратно едем- тропа уже превратилась в бурлящую на каменных порогах реку. Видите, какая высота машины? Так вот, она вся, включая крышу, в пути покрывается толстым слоем грязи, и видеть что-либо можно только в лобовое стекло.

Я сидела сзади, и решила сразу пристегнуться. Таких предусмотрительных пассажиров в этой машине, похоже, еще не ездило, поэтому пока я искала, куда воткнуть ремень, моя коллега и водитель надо мной подшучивали. Но я упрямая, я все-таки откопала в дебрях кресла скважину, и пристегнулась, за что не раз поблагодарила себя во время движения, ибо трясло так, словно машина прыгает на батуте. Моя коллега пристегиваться не стала. Пошутила, что для ее габаритов тряска не страшна. Но когда ее на очередном вираже со всеми ее габаритами подбросило вверх и приземлило на соседнее место, она тоже пристегнулась:) Я держалась за ручку над окном, и несмотря на ремень, все равно получила за время пути отличный антицеллюлитный массаж ягодиц и бедер:) В общем, польза от поездки всесторонняя - и красот насмотрелись, и профилактический массаж на несколько часов получили:)

По пути есть несколько остановок. Одна из них на смотровой площадке, откуда открывается прекрасный вид на Вилючинский вулкан. Было пасмурно, вершины гор были накрыты густым покрывалом туч, а над ущельем белыми перинами стелились облака. И на эти облака мы смотрели сверху! Ветра почти не было, но вид был завораживающе живым, он менялся каждое мгновение. Вот было пасмурно, и вдруг тучи расступаются, пропуская на небосклон солнце, лучи которого тут же преображают все вокруг. Чистый горный воздух, девственная природа на километры вокруг, и облака у твоих ног... Если бы еще не зверские комары, там можно было бы медитировать часами:) Очень красиво! Ни одна телефонофотка этой космической красоты, конечно, не передаст. Придется вам поверить мне на слово:)

Перед основным восхождением у нас была остановка у водопада каньона Опасный (см.фото выше). Этот каньон- массивная трещина в породе, на много метров шириной, и уходящая куда-то глубоко вниз. Когда я выбирала себе маршрут для экскурсии, где-то в рекламных описаниях читала, что это путешествие на другую планету. Оказавшись на краю каньона Опасный, я поняла, что это значит. Здесь (и затем в течение всего восхождения) действительно полное ощущение, что находишься на какой-то другой планете. Растительности практически нет, вокруг тебя только горные породы, и удивительное слойное многоцветье, - вся таблица Менделеева прямо перед тобой, завораживающе прекрасная, и местами опасная.

Отправляясь на Камчатку, я уже заранее собиралась поехать на вулканы, поэтому взяла с собой джинсы и кроссовки, т.к. было написано, там нужна будет удобная треккинговая обувь. Будучи уже до мозга костей городской девушкой, я не подумала, что в горах может быть дождь, и может понадобиться что-то еще кроме обуви и куртки:) Поэтому уже будучи в Петропавловске, я сообразила, что не взяла с собой рюкзак, а на моей городской куртке с климат-контролем хоть и есть, к счастью, водоотталкивающее покрытие, но капюшон без завязок, так что защититься от дождя будет в таком прикиде сложновато. Возьму с собой зонт,- подумала я, и засунула его вместе с единственной сменной обувью, кот. у меня была- туфлями:))- в сумку от ноутбука, единственное, чем я могла заменить рюкзак:))

Рюкзак, кстати, там оказался не нужен, сменная обувь нужна уже только в машине, так что моя поклажа во время восхождения дожидалась меня в машине. Но вот по поводу своей идеи взять зонт я мысленно поржала уже на каньоне Опасный. Зонт не только не поможет там, воспользоваться им просто не удастся. Восхождение проходит с лыжными палками, которые выполняют очень важную функцию, и значимость их сложно переоценить. И да, Палки занимают обе руки:) Поэтому чтобы защититься от дождя, нужен даже не дождевик (он путается в ногах), а плотная, непромокаемая куртка с фиксирующимся капюшоном.

Выйдя на старт восхождения, я поняла, что есть очень важный элемент снаряжения, о необходимости которого на сайте не написано: перчатки! Возможно, когда солнечная погода, там тепло, и в них нет такой нужды, но поскольку погода там переменчивая и очень капризная, вероятность того, что они пригодятся, очень велика. Когда мы начинали восхождение, шел дождь и дул ледяной ветер, и перчатки были бы очень кстати.

Еще один момент, который тоже стоит знать, это то, что для комфортного прохождения трассы вам нужна не просто хорошая треккинговая обувь, а обувь, которая выдержит прогулку по снегу и адской грязи, потому что и то и другое будет в наличии. Для меня снег в августе был очень неожиданным, и хотя у меня прочные кожаные кроссовки, которые много выдержали в этом походе, я была благодарна за то, что прислушалась к совету и взяла сменную обувь, т.к. ноги под конец у меня были мокрые. Моя коллега пришла в более подходящей обуви- ее ноги в армейских ботинках не промокли.

Итак, нам выдали палки, и мы отправились в путь. Сначала поднимались вверх по каменистой илистой сыпучке. Когда смотришь на фотках, кажется, фигня. Но на деле очень такой бодрящий подъемчик оказывается. Зато сразу согрелись:) Постояли чуток на вершине, куда забрались, передохнули, полюбовались на заснеженное ущелье внизу... и оказалось, что именно туда мы направляемся. Вот такой вид был сверху.

Когда нам сказали, что это наша тропа, я подумала, что сейчас мы сделаем крюк, и по пологому спуску к ней спустимся. Ха! Мы спустились аккурат с того места, откуда сделано фото, по крутому спуску (градусов 60, наверное), где после дождей тропка имеется лишь гипотетически. Порода тут мягкая, накануне поливал дождь, все разбухло, и стало довольно скользко, что добавило дополнительного адреналина в наше путешествие. И все это было настолько не похоже на мой привычный образ жизни в мегаполисе, что несмотря на то, что физически мне было тяжеловато, мне волей- неволей пришлось сосредоточиться на процессе, и отключиться от работы, от всех связанных с ней мыслей и переживаний, и потому устав физически, я отлично отдохнула психологически, просто как заново родилась!

Преодолев снежный равнинный участок, мы пришли туда, где еще недавно была тропа. Но за 2 недели до нашего визита сошел мощный сель, и путь был завален. На фото язык селя (его кусочек) и вид с него, когда мы на него забрались.

Тут меняется не только погода, - несмотря на то, что вокруг камень, тут живая природа, и потому все взаимосвязано. Была тропа, сошел сель, тропы не стало. Протоптали тропу по языку селя. Прошел сильный дождь- порода осела, тропы снова нет. Мы были первой группой, которая шла после недавнего дождя, поэтому шли как первопроходцы, наш гид прокладывал тропу прямо по ходу. Не все шло гладко. Дождем границу селя размыло, и от продолжения тропы нас отделил текущий сверху глубокий ручей вязкой грязи розоватого цвета. Вроде, не такой широкий, но поскольку берега очень рыхлые и мягкие, преодолеть его не так просто. Это настоящее болото. Пришлось подручными средствами сооружать переправу. Покидали камней, чтобы было на что опереться, и стали перебираться.

Перебрались такие довольные, а впереди на том месте, где по словам гида была тропа, мы увидели довольно глубокую расщелину. Размякшая порода обвалилась и тропы как не бывало. Ну, что делать? Пришлось возвращаться обратно к ручью грязи, и искать новую переправу, выше по течению. Когда подходишь к краю грязевого ручья, сначала щупаешь палками почву перед собой, чтобы не провалиться в грязевое болото. Затем встаешь на камень, щупаешь противоположный берег, ищешь место, куда будешь прыгать. И потом делаешь палками упор и прыгаешь. Одно неосторожное движение, и ты по щиколотку в засасывающей густой жиже. Я старалась идти аккуратно, - не столько для того, чтобы не оступиться (уж в этом я в себе была уверена), сколько чтобы не запачкаться. Но в процессе пути сначала заботишься о том, чтобы не запачкаться, а в какой-то момент понимаешь, что главная задача совсем другая- не сломать себе шею:) И несмотря на мою осторожность, избежать шага в грязь на переправе мне не удалось. Видимо, это был маленький щелчок по носу от мироздания за самоуверенность:)

Ждем, пока все переберутся, и двигаемся дальше.
Тропы нет, идем по скользкому уклону, протаптывая себе тропинку. Горизонтальной опоры нет, наклонно не пройдешь, поедешь вниз. Поэтому упираешься палками, и боковым краем подошвы как ледорубом пробиваешь себе упор. И так преодолеваешь очередной участок пути. На фото наш уклон- песочного цвета, справа. Именно по нему мы шли.

Воздух все сильнее пахнет серой. Уже видны фумароллы- столбы пара, извергающиеся из земли в кратере, куда мы направляемся. Вокруг марсианские краски, удивительные пейзажи, но фотографировать некогда- группа идет караваном, шаг в шаг, до следующей площадки, где можно будет остановиться. Да и когда идешь по такому пути, физическим усилием удерживая себя на тропе, не до фотографий, честно говоря:)

И вот, наконец, мы на месте. Фумароллы вырываются из земли на десяти метров вверх, у их оснований булькает кипящая вода на глине с разводами ядовито салатового цвета- сера. Впрочем, наличие здесь серы было бы видно даже слепому- по запаху, который невозможно не заметить:)

Чего-то конкретного, что одномоментно потрясает воображение, тут нет. Но ощущения там совершенно сюрреалистичные. И впечатление комплексное, от всего того, что видел и переживал, во время восхождения, и того, что видишь, достигнув цели, и от осозания того, что ты внутри (!) кратера вулкана. Это сложно осознать, честно говоря. Кто-то спросил, а где же кратер. Гид улыбнулась, и показала вокруг. Мы внутри! Это древний кратер, извержения из которого происходили много столетий назад. Сейчас этот кратер дремлет, но если оглянуться вокруг, его контуры отчетливо видны. Здесь есть и действующий кратер, активный, но это другой, он находится выше, и к нему доходят многодневные туры.

В солнечный день, я думаю, тут еще красивее. Многоцветье горных пород выглядит ярче, пейзаж дополняют контуры соседних вершин, уходящие далеко в небо, а солнечные лучи, ныряя в фумароллы расцветают радугами... Нам повезло меньше, мы были здесь в суровый свинцовый день. Но это все равно было очень здорово и красиво, и виды, которые мы видели, невозможно забыть.

Но не стоит расслабляться, ведь здесь путь не заканчивается, надо еще вернуться к машине.
А выход отсюда тем же путем, что и вход:) Так что напитываемся красотой, набираемся сил и отправляемся обратно, чтобы успеть выбраться отсюда засветло. За время нашего треккинга дождь успел еще больше подмочить породу, да и за нами проследовало несколько групп, так что тропа теперь видна, но она развязшая и скользкая, что при спуске вниз очень сильно бодрит и быстро учит практически виртуозно пользоваться лыжными палками:)

Те, кто поднимался на Авачинский вулкан, где надо 6 часов подниматься в гору, сказали, что по сравнению с этим наш тур на Мутновский- легкая прогулка:) Но я после нашей прогулки в гостиницу приехала уставшая настолько, что у меня даже не было сил спуститься вниз поужинать:) Но это была приятная усталость, я ощущала себя как в невесомости. Мышцы ног и плечевого пояса слегка одеревенели, а в голове было пусто, и одновременно наполненно. Ни одной тревоги, или мысли о работе, полная прострация и какое-то глубокое, сакраментальное спокойствие:)

Кроссовки я от грязи отмывала 40 минут, а джинсы, чтобы они выжили, пришлось отдавать в стирку, не дожидаясь возвращения домой.

Записываю себе на заметку на будущее, и как совет тем, кто еще собирается там побывать, относительно экипировки. В такой поездке нужно:
1. Неубиваемая водой и грязью обувь на жесткой подошве с протектором
2. Плотная непромокаемая куртка с фиксирующимся капюшоном для защиты от дождя
3. Штаны тоже лучше иметь для треккинга, непромокаемые и грязеотталкивающие. Это не принципиально, но в них удобно.
4. Перчатки- обязательно иметь при себе, причем желательно непромокаемые.
5. При заказе тура обязательно узнать, дают ли лыжные палки. Если нет, берите с собой. Я видела в других группах тех, кто шел без палок. Вид у них был очень несчастный. Палки реально очень помогают идти. Именно лыжные, с шипом.
6. Перепады температур в зависимости от того, есть ли солнце. В один и тот же день, если солнце есть, вы спаритесь, и даже можете обгореть, если будете не закрыты одеждой/намазаны защитным кремом. А потом солнце скроется, и вы наденете и теплую куртку, и будете рады, что взяли перчатки. Так что если погода нестабильна, рюкзак все же понадобится, чтобы было куда положить куртку если что.
7. Погода в Петропавловске и в горах может отличаться, причем существенным образом, так что планируя поездку в горы, стоит смотреть погоду на сайтах, где показывают карты с осадками, ветрами и температурами.

Это был выходной, после которого нужен был еще день, чтобы отдохнуть:) Но я очень рада, что я провела его именно так. Оно того стоило!