danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Джоджо Мойес "После тебя"

2 года назад мне очень понравилась книга Джоджо Мойес "До встречи с тобой", поэтому когда я узнала, что вышло ее продолжение- "После тебя"- я взялась за нее с большим любопытством. Первая книга закончилась очень весомой логической точкой, и было даже интересно, что еще можно выжать из этой истории, чтобы это еще было не унылая драма, а волнующая, легкая, но неглупая мелодрама в том же жанре, что первая часть. Тем не менее, Мойес это удалось.

Драматичности избежать, конечно, не удалось. Да и нелогично, и странно было бы, наверное, если бы этот аспект продолжения истории был бы опущен. Но меня, тем не менее, раздражала жертвенная пассивность главной героини. Как я в первой части не понимала ее инфантильной пассивности в отношении себя и своей жизни, отсутствие каких-либо интересов и стремлений, так и здесь не понимала ее. Казалось бы, Уилл изменил ее, встряхнул, направил на путь развития, даже обеспечил ее средствами для того, чтобы она могла и образование получить, и наслаждаться жизнью. И что? Да ничего. Как была пустышкой, так и осталась, только теперь она стала еще и страдающей пустышкой, заливающей свою пустоту алкоголем, и оправдывающей все свое бездействие и лузерство личной драмой. Даже через 2 года после того, как эта драма произошла.

Можете считать меня циником, но при всем уважении к причине ее переживаний, на мой взгляд, ее ситуация и поведение - это банальнейшая лень и инфантилизм. И никто в ее ситуации не виноват кроме нее самой, не умеющей и не желающей заняться самой собой- получить образование, найти какую-то работу поприличнее (насколько это возможно при ее данных), в конце концов, почитать книжки по психологии, по тому как справляться с такими эмоциями, которые ее накрыли. Ведь тут надо напрячься и что-то делать, бороться за себя, к чему-то стремиться. Гораздо проще тупо плыть по течению, и ничего не делать, упоенно неся свое страдание как почетный орден на груди, и защитный оберег от любых воспитательных бесед с близкими, которые волнуются за тебя. В общем, меня Луиза, упивающаяся своей жертвенностью, не вдохновляла, и даже не вызывала симпатии.

Когда появилась Лили, стало интереснее, хоть появилась какая-то динамика сюжета. Но поскольку Лили до переломного момента была была зеркалом всех вышеописанных качеств Луизы, только еще с подростковым максимализмом, беспардонностью, безответственностью и агрессивностью, эта барышня большую часть книги (но, благо, не всю) вызывала лично у меня в основном негативные эмоции. И я искренне не понимала, зачем Луиза приняла себе на шею это бремя, да еще терпит весь беспредел, кот. устраивает Лили. Я понимала психологические корни поведения девочки, но ее выходки меня возмущали, и я находила доброту Луизы слабостью и неумением устанавливать границы и заботиться о своих интересах, что на мой взгляд, категорически надо уметь делать, и это не менее важно, чем заботиться о других. Потому что когда ты переходишь точку баланса между заботой о другом и о себе, и отдаешь приоритет другому, он просто начинает воспринимать это как должное и садится тебе на голову, причем даже неважно, сознательно или нет, ибо результат один.

Но на примере патологической ложной ответственности за жизнь и счастье Лили, кот. взяла на себя Луиза, Мойес очень наглядно раскрыла довольно распространенную поведенческую модель, когда жертва вдруг ударяется в роль спасателя. Эти термины в тексте не звучат, равно как и не упоминаются никакие научные тезисы на эту тему, но сама книга, раскрытие ситуации, мысли, переживания, сомнения, действия Луизы как наглядное пособие по этой теме. В спасатели ударяются те, кто по уши увяз в роли жертвы. Бессознательно, все то, что надо бы сделать со своей жизнью, но для чего надо было бы снять защитный орден жертвы, они пытаются сделать с жизнью другого, и чувствуют разочарование, если спасаемый не хочет спасаться, и страх и внутреннюю пустоту (и страх этой пустоты), если спасаемый спасен, и начинает жить своей жизнью, и не нуждается больше в спасателе. Я неоднократно видела подобное в реальной жизни, так что это все очень знакомо, и надо отдать должное Мойес за реалистичность и меткость, вложенную в психологические образы ее героев и происходящих с ними событий.

Вторая серьезная тема, которая в достаточной мере затронута в этой книге - это то, как справляться с потерей любимых людей, когда они умирают. Ведь действительно все реагируют и справляются с этими эмоциями по-разному, но в то же время есть много общих черт. Не могу сказать, что тема полностью раскрыта, скорее, деликатно затронута (а "группа поддержки" это вообще комикс какой-то, но он нужен был, чтобы несколько разрядить обстановку), но все же это важно, и хорошо, что эта тема просквозила через сюжет.

Затронута и вечная тема отцов и детей, и сложность воспитания подростка, и то, как важно быть искренними друг с другом, и не замыкаться в своих страхах, совершая ошибку за ошибкой, а уметь открыться другому, хотя бы тому, кому ты действительно небезразличен. И то, что если человек не принимает сам себя, он бессознательно слишком большое значение придает тому, что о нем подумают другие, заранее готовясь защищаться от их критики, тем самым делаясь колючим и даже неприятным в общении, т.е. бессознательно ведет себя так, чтобы то, чего он так боится, непременно случилось. А также то, что нельзя бояться быть счастливым, и бояться открыться кому-то из-за страха потери, которая может быть и не произойдет. Потому что живем один раз, и если всего бояться, то ничего и не получишь.

Тема увлечения мамы вопросами эмансипации и тезисами феминизма с соответствующими последствиями раскрыта тоже неплохо. Благо, в ироничной тональности, отчасти даже комичной, но все же этот актуальный жизненный аспект тоже был затронут, и вполне уместно. Хотя и иллюстрация к теме необходимости уметь искренне разговаривать с близкими на важные для тебя темы тут тоже хорошая получилась.

И было бы странно, наверное, если бы мне не понравилась больше всего линия сюжета, связанная с Сэмом. Эта линия раскрыта очень хорошо. И есть в ее развитии и солнце, и нега, и взлеты, и падения, и страхи, и неожиданные, волнующие зигзаги, и протекает она хоть и извилистой траекторией, но гармонично и естественно, жизненно.

Несмотря на мое критическое отношение к некоторым героям и их поступкам, мне книга понравилась. Она читалась легко, и с большим интересом. Она оказалась на удивление увлекательной, и прочлась очень быстро, буквально "проглотилась". Эта книга не из тех, что читается спокойно и ровно. Она не оставляет читателя равнодушным - она вызывает эмоции, и неважно, положительные они или отрицательные, они есть, а значит события и действия героев нашли отклик в сердцах читателей, и книга хороша.

Резюме: легкая, но не поверхностная мелодрама, в которой затронуто много важных жизненных тем и аспектов, но которая при этом не потеряла увлекательности и держит интерес читателя до самого финала, который оказывается и ожидаемым, и неожиданным одновременно. Могу рекомендовать к прочтению, но поскольку это продолжение, читать ее надо только после "До встречи с тобой".
Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments