danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

спектакль "Письмо незнакомки" на сцене театра Цехъ

Сегодня благодаря приглашению spbblog я смотрела моноспектакль актрисы театра им.Ленсовета Марии Синяевой "Письмо незнакомки", поставленный по новеллам Цвейга. Одноименную новеллу я читала лет 13-15 назад, и, помнится, она меня очень тронула, поэтому я очень хотела увидеть этот спектакль.

Мария Синяева играет очень хорошо. Естественно, искренне, ярко, многогранно. И зритель невольно глубоко погружается в тему повествования, в историю героини, и формирует свое мнение о ней - либо сочувствует, либо судит, либо то и другое вместе, ибо история противоречива, и трактовать ее можно очень по-разному.

Я для себя поняла, что очень изменилась с времен, когда читала Цвейга. Мне не было жаль героиню за то, что она такая несчастная, на такие жертвы пошла, а ее не ценят. Для меня тут не было истории о несправедливости жизни. Я жалела ее, но совсем по другой причине: потому, что ее не научили любить и ценить себя, и даже будучи яркой и достойной любви и внимания женщиной. Она обрекла себя на какое-то перманентное страдание и состояние отверженности, и несла это страдание как орден. А когда ее преданность, о которой никто не просил, не оценили, она печалится и покорно смиряется, но в предсмертном письме все же излагает историю так, чтобы виновник прочел и оценил, ведь не оценить заслуги мертвого уже моветон, так что у него выхода нет. Типичная жертва, с добровольной тотальной зависимостью от другого человека.

Эта история позиционируется историей о великой любви. Но у меня, видимо, иные представления о любви, ибо именно любви я там не увидела. Поначалу была экзальтированная подростковая влюбленность. Это вполне нормально для такого возраста, когда гормоны бурлят, внутри блуждает множество нерастраченной энергии и жажда эмоций и впечатлений. А вот то, что это не прошло, и получило новый виток развития уже в более взрослом возрасте, это уже настораживает, не пора ли субъекту посетить психолога, и начать ценить себя. Ну, и все происходящее далее доказывает, что все же к психологу ей пора, ибо подростковая влюбленность перерастает в настоящую одержимость. Я не увидела в этом любви, хоть убейте. Актриса сыграла все великолепно, дело не в ней.

Просто история героини, то, как она строит повествование, как она выстроила свою жизнь, говорят о том, что у нее одержимость, а не любовь. И мало кто обрадовался бы такой поклоннице, ведь она не просто любит, она цепляется за каждую мелочь, гиперболизируя ее значение, она подносит тебе себя к твоим ногам, когда тебе это совершенно не нужно, и при этом ждет отдачи, того, что ты оценишь ее жертву. Она зависима, и пока она дистанцируется, это не напрягает, но стоит подпустить ее чуть ближе, и взвоешь от ее потребности быть поглощенной тобой (а точнее- придуманным ею образом тебя), от ее ожиданий, что ты оценишь ее подвиги и жертвы будет ощущение, что на тебя повесили гирю, и она тянет тебя в преисподнюю. По-человечески мне очень жаль героиню, что она оказалась в такой ситуации. Но по большому счету, она сама творец того, что с ней случилось. И причина тому совсем не любовь. Это зависимость, являющаяся следствием недостаточной любви к себе. Хотя большая часть зала, хлюпающая носами ближе к финалу, со мной бы сейчас, наверное, не согласилась.

В общем, я сидела на спектакле в таких противоречивых чувствах. С одной стороны, превосходно играла Синяева, и невозможно остаться равнодушной. С другой стороны, для меня это тема о фатальном недостатке любви к себе, а никак не о переизбытке любви к другому. Мария Синяева так качественно раскрыла тему, что спектакль вызывает много мыслей и выводов, и они простираются далеко за границы этой истории.

Специфика жанра моноспектакля в том, что один актер в процессе одного спектакля демонстрирует быстрые перевоплощения, и играет очень разных персонажей. Тут персоснаж был практически только один, но перевоплощения были, и они выглядели впечатляюще. Вот сейчас она восторженная, экзальтированная 13-тилетка, а через мгновение уже убитая горем женщина средних лет, которая хоронит своего ребенка... Перевоплощения происходят мгновенно, и убедительно, и это не может не восхищать.

Резюме: спектакль хороший, качественный, сыгранный искренне и от души. Но смотреть его стоит тем, кто любит творчество Цвейга, кому близок архетип жертвы, и кто считает полное посвящение себя другому человеку, с буквальным самозабвением, настоящей, всеобъемлющей любовью.
Tags: театр
Subscribe

  • Каникулы на бис

    Вот, казалось бы, длинные новогодние выходные - такие длинные, что их даже называют каникулами. И, вроде, и не занимаешься ничем особо, и ничего…

  • Римское утро или жизнь прекрасна

    Это свидание с Римом, к сожалению, выдалось очень коротким, - впереди новые красоты, долгожданная встреча с любимой Надин, позитивные эмоции, и…

  • Летнее свидание с Римом

    Рим. Мне кажется, я полюбила этот город задолго до того, как в нем побывала. Мы очень долго ждали встречи, и вот в этом году повстречались аж…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments