danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль «Невозможное целое» в театре "ЦЕХЪ"

Сегодня я снова побывала в театре "Цехъ", и мы смотрели новый спектакль «Невозможное целое». Отзывов в сети я не нашла, по описанию и трейлеру это обещало быть чем-то очень оригинальным и неординарным, и поскольку другие спектакли этого театра мне понравились, я решила полюбопытствовать, что же это за интригующая новинка.

Описание гласило: "Спектакль «Невозможное целое» - это путешествие между темами необязательными и важными, поверхностными и глубокими, это баланс на грани игры и «чистого» действия, театра, танца и перформанса. В центре внимания создателей спектакля - тело, как место встречи внутреннего мира и мира внешнего, виртуального и реального. «Невозможное целое» - это приглашение к открытому восприятию и размышлению о том, что представляется нам возможным и невозможным, иллюзорным и реальным." Вообще писать так образно, заманчиво, и одновременно ни о чем конкретном, это особый талант. А что самое удивительное, вот это пафосное описание, такое расплывчатое, намекающее на что-то важное, но лишенное конкретики, и не дающее возможности понять, о чем же спектакль, очень соответствует постановке. Потому что в процессе ощущаешь себя именно так, только ты не читаешь, а уже видишь нечто вот такое неконкретное, и непонятно о чем.

Это очень современная постановка. Ну просто очень. И современность в данном контексте не о принадлежности к временному промежутку, а о совокупности качеств, таких как поиск новых форм творческой самореализации, разрыв шаблонов, новые ракурсы видения, и стремление отличиться и эффектно самовыразиться. И смотреть ее стоит тем, кто не имеет консервативных пристрастий, кто открыт новому, готов мыслить нешаблонно.

Я как раз из тех, кто довольно консервативен, и моя открытость новым формам имеет границы. Суть этих границ в том, что мне, как человеку интеллектуального склада, важно видеть смысл, -если есть за что зацепиться разуму, хоть какая-то сюжетная линия, от которой можно отталкиваться для интерпретации художественных приемов, сколь бы оригинальны они ни были, я готова к любым формам. Когда форма не самоцель, а средство. А вот когда оригинальная форма художественного языка становится единственным носителем содержания, или вообще становится самоцелью, и пытливому уму зацепиться не за что, я теряю интерес, и начинаю скучать и засыпать.

Помните, у Пастернака?
"Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте..."

Вот и в данной постановке я отчаянно пыталась найти суть, какой-то смысл. Но увы, мне это не удалось. Возможно, это просто очередное напоминание мне о том, что я не понимаю современного аванградного искусства, а может быть этого смысла там просто не было, что возможно, когда постановщик драматического спектакля, в котором язык пластики тела далеко не доминирующий, - хореограф. Спектакль состоит из целого ряда совершенно разных эпизодов, зачастую весьма странных. Пластические номера (танцем это назвать не берусь, ибо танцев как таковых там было мало, да и танцоров профессиональных не было) под весьма условную электронную музыку (ударные и странные звуки, то ли на пиле кто-то пиликает, то ли диджей обдолбался), были бессюжетны, и что они символизировали я не знаю. Хождение со стульями и между стульев меня не впечатлило совсем. Затянуто, и поскольку ни красивой формы, ни смысла, ни цепляющей музыки в них нет, это все прошло мимо. Запомнился один номер, где парень и девушка оказываются в одном балахоне, и двигаются вместе, это даже завораживающе выглядит, особенно момент с эффектным появленеим третьей руки.

Были забавные номера. Вообще когда в действие врывались слова, все как-то оживало, и становилось более привлекательным. Были эпизоды, в которых слова или их подача были остроумны, и это радовало. Правда, совершенно не понимаю, зачем включать в спектакли целые монологи на иностранных языках. Уже в которой постановке за последние пару лет встречаю этот сомнительный прием. Для меня это дешевая попытка набить себе цену, когда не знаешь, как заинтересовать зрителя. Типа иностранное модно? Или что, зачем это? А учитывая то, как наши актеры владеют языками, это зачастую просто издевательство над зрителем, которого природа не обделила музыкальным слухом. У меня мама была преподавателем французского, и все детство я слышала франц. речь, франц. песни, обучающие пластинки... И потому хоть я и не говорю на французском, фонетику я различаю легко, и сегодняшний монолог актрисы "на французском" был ужасен на слух. Ну, а смысла никто не понял, ибо перевода не было, так что к чему была эта сцена вообще непонятно.

Еще одна сцена повеселила тех, кто говорит на английском. Актриса произносила на английском довольно проникновенный монолог о прекрасном и высоком. "Переводчик" рядом "переводил" вообще не то, даже близко не похожее на правду. Но было довольно забавно, его версия была смешной, особенно если имеешь возможность сравнить "перевод" с оригиналом. Поскольку я по-английски понимаю, мне было весело. Не владеющие английским не могли заценить остроумие сцены, и посмеялись, вероятно, просто над рассказом "переводчика".

Сцена с имитацией стриптиза тоже была занятной. Такой бодрящей, я бы сказала:) И это была единственная сцена, которая практически в финале имела неожиданное продолжение. Не могу сказать, что это было особо оригинально, но неожиданно точно, и подано оно было интересно, под хорошим соусом. Пантомимная сцена "готовки на кухне" была веселой вначале, и зритель живо на нее реагировал, но сцена затянута, надо было остановиться на приготовлении яиц, остальное было лишним, ибо в какой-то момент перестало быть узнаваемым, и атоматически потеряло интерес и внимание зрителя. Но задумка зачетная. Мило, просто, но выразительно и забавно.

Но самой эпично провокационной была сцена со счетом. Парень взял микрофон, сел на пол, и просто стал монотонно считать от одного и дальше. Сначала все ждали, что это сейчас закончится, и к чему-то приведет. После 40 стали ерзать на скрипучих стульях, после 80ти уже прикалываться, переговариваясь в голос, и смотреть на часы. Признаться, когда заявленный 1,5-часовым спектакль подходит к 2хчасовой отметке, а перед тобой сидит парень, и вот уже 5 минут не происходит ничего кроме его счета вслух, и он уже перевалил за сотню, единственное, что приходит в голову, это "б**, парень, хватит, вали уже". Хотя, нет, не единственное. Еще приходит в голову мысль встать и уйти. Вероятно, эта сцена испытывает зрителя на терпение, и ждет ответной реакции. Когда счет пошел на 120, зрители начали давать отдачу- решили похлопать. Актер отреагировал- начал счет сначала. И каждый раз, когда раздавался хлопок из зала, он начинал сначала.

Это длилось еще минут 5. Вероятно, это было нацелено на разрыв шаблонов, и было чистейшей провокацией. Но я, видимо, шаблонно мыслю, поэтому я не оценила по достоинству этого прикола, меня это только утомяло и раздражало, и с каждым новым этапом счета усиливалось ощущение впустую потраченного на этот спектакль времени. И когда после этого оказалось, что это еще не конец, и вышла какая-то недобалерина, которая облилась водой и качалась на пуантах, честно говоря, это было совершенно лишним, т.к. после затянувшегося испытания зрителя на терпение хотелось уже только уйти, и поскорее. Но продолжение сцены имитации стриптиза было кстати, и несколько нейтрализовало эффект от вышеописанного.

Резюме. Очень оригинальная современная постановка. О чем она, зачем и для чего- я так и не поняла. Как такового смысла я не увидела и не почувствовала. Хотя забавные моменты в спектакле есть, и определенный стиль тоже. Возможно, интригующее название "Невозможное целое" значит как раз то, что все эти лоскуты эпизодов, россыпью собранные в этой постановке, с одной стороны, являют собой выражение отдельных черт жизни, а с другой стороны- никак друг с другом не связаны, и невозможно объединить их в нечто целое, связать какой-то единой нитью. Такой вот парадокс жизни. Ребята молодцы, с энтузиазмом работают, но посоветовать эту постановку к просмотру я могу, повторюсь, только тем, кто не имеет консервативных пристрастий, кто открыт новому, готов мыслить нешаблонно, и способен оценить причудливые формы, являющиеся самоцелью, даже не несущие какого-то содержания.
Tags: театр
Subscribe

  • Продуктивный день

    А кто молодец, воспользовался внезапно случившейся отличной солнечной погодой даже без ветра, и помыл окна дома? Я молодец! Не люблю это дело, но…

  • Живописные облака

    Была сегодня в гостях, где с 21этажа открывается прямо-таки облачный театр. Широкая перспектива, видно далеко, а погода сегодня была капризная, и…

  • Горячая вода

    На днях закончилось ежегодное летнее испытание - отключение горячей воды на 13 дней. Воду горячую вернули. Мы очень быстро привыкаем в обладанию…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments