danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Рок-опера «Иисус-Христос - суперзвезда» в постановке Санкт-Петербургского театра «Рок-Опера»

Сегодня посмотрела рок-оперу «Иисус-Христос - суперзвезда» в постановке Санкт-Петербургского театра «Рок-Опера». Не то чтобы меня сильно интересовала рокерская интерпретация библейских событий, но это мировая классика, и ее стоит знать, так что увидев этот спектакль в акции Кассир.ру, я решила, что это как раз мой шанс приобщиться к известному произведению.

Увиденное сегодня побудило меня предметно поинтересоваться историей этой рок-оперы, и вариантами постановок разных лет и театров. Честно говоря, я полагала, что когда какой-то известный бродвейский мюзикл ставится на том же муз.материале и либретто в других театрах, городах, странах, приобретается франшиза, и спектакль копируется, просто исполняется другими актерами и на другом языке. Но сегодня выяснилось, что при одном и том же музыкальном материале и либретто постановки отличаются, и порою очень сильно. Можно сказать, это открытие сегодняшнего дня.

А заставил меня поинтересоваться вышеописанной темой антуражный аскетизм постановки, которую мы смотрели. Декораций не было никаких вообще. Основная часть сцены была поднята под небольшим наклоном, покрыта ковролином, и действие происходило в основном там. Костюмы- туники, почти все действие одни и те же. И, собственно, все. В основном это не мешало, но сцену распятия у зрителя украло, заменив ее на нечто аллегоричное, и потому я вышла из театра с вопросом, неужели так же было и с оригинальной постановке. Оказалось, что нет. Постановки очень разные, просто мы попали на какую-то бюджетную, которую поставили в 1990г, и с тех пор, видимо, не меняли.

Исполнитель главной роли тоже, кстати, остался прежним, за 27 лет жизни постановки не менялся, и сейчас это уже почтенного возраста мужчина, и на 33х-летнего он никак не тянет. Равно как и дородная Мария-Магдалена, которой хорошо за 40. И хотя с вокалом все было хорошо, как у солистов, так и у хора, и танцевальная часть, исполняемая "толпой", достойна (что редкость для бюджетных постановок) и ярка, и отыграли в целом все хорошо, на совесть, у меня, признаться, было ощущение, что постановка устарела. Это в свое время она была революцией, и первая постановка этой рок-оперы в перестраивающейся стране была воспринята на ура. Но с тех пор время изменилось, страна изменилась, появилось множество конкурентов на театральном Олимпе, и оставаясь неизменной, не обновляемой, она неизбежно будет терять свои позиции, имхо.

Нужна модуляция- новый главный исполнитель, который будет подходить по возрасту, и еще будет гореть своей ролью (текущий меня не зацепил, пел хорошо, но не энергетично, и скорее напоминал солиста Песняров, чем исполнителя рок-оперы, и вне вокала не был выразителен вообще, -уже перегорел с возрастом, видимо), нужны декорации, хотя бы какие-то, которые оживят сцену, и очень важно обновить музыку. У них нет оркестра, они поют под минусовки. Отсутствие живой музыки, конечно, обедняет впечатление, но если бы минусовки были современные и хорошего качества, это было бы незаметно. Но музыка записана явно очень давно, при других стандартах звучания. Нужно новое звучание этой музыки, на современных инструментах, глубокое, объемное и яркое, чтобы она жила, и потекла энергией и эмоцией по жилам зрителя. В современной американской постановке именно такая музыка, и она воспринимается гораздо радушнее (на мой слух, по кр. мере).

Впрочем, это мнение искушенного зрителя, которому есть очень много с чем сравнить, и я изначально не имела нежной привязанности к этой рок-опере. А довольно большая часть зала была из тех, кто в советские времена заслушивал до дыр записи этой оригинальной рок-оперы. И им явно все понравилось.

Еще был момент, кот. очень резал слух. Все песни исполняются на русском, но имена почему-то остаются на английском. И когда Понтий Пилат обращается к Иешуа "Джузус Крайст", и остальные поют про "Джизуса", и бедного "Джудаса" (Иуду), это лично для меня выглядело так же неуместно и нелепо, как надпись "айс-крим" русскими буквами на лотке с мороженым где-нибудь в маленьком городке в глубокой провинции. Такая серьезная тема этой постановки, а эта деталь постоянно норовила превратить в фарс серьезные партии. Зачем это сделано непонятно.

Чем еще отличается эта постановка от других- в ней видоизменен финал. Нет, отступлений от библейского сюжета нет, но акценты расставлены иначе. В частности, не показано распятие - из-за отсутствия декораций его было физически невозможно показать, и потому, в кульминационный момент толпа, окружив, притесняет Христа к приподнятому краю сцены, словно на Голгофу, поднимает его горизонально, в виде креста, скандируя и неистовствуя, и замыкается, как будто его затоптали во тьму. Потом все гаснет. Вроде, все ясно, но драматичности момента, связанной с самим распятием, не было, а это важно. Но затем он появляется в длинных белоснежных одеждах, как ангел, и спускается с холма к людям. В этом отличие этой постановки- здесь нет распятия, но показано воскресение. Схематично, контурно, но ясно и отчетливо. И это сильная сторона этой постановки, потому что история Христа без воскресения, как было в оригинальной постановке, незаконченная. А тут как раз все завершается на емкой полноценной точке.

Резюме. Аскетичная, но достойная в вокальном плане постановка ставшей классикой рок-оперы. Тех, кто избалован красивыми мюзиклами, может не впечатлить. Тех, кто в свое время увлекался прослушиванием музыкального контента оригинальной постановки, все порадует и впечатлит. Лично у меня осталось оч. спокойное впечатление, без восторгов и воодушевлений. Но в целом я не жалею, что сходила, это нужно было увидеть.
Tags: театр
Subscribe

  • Тимоте де Фомбель "Нетландия. Куда уходит детство"

    Некоторое время назад дочитала книгу Тимоте де Фомбель "Нетландия. Куда уходит детство". Решила в свое время ее почитать, увидев в одном из…

  • Кабачковые блины

    Лето- сезон кабачков, и самое время их готовить. Но жарить их, как я обычно это делала, в этот раз что-то не хочется. Стала присматривать что-то…

  • Инфернальный закат

    Мне кажется, я таких туч с кровавыми краями еще никогда не видела. А сегодня после ясного дня во время заката по небу расползлось чернильное пятно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments