danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Мюзикл "Демон Онегина" в Мюзик-холле

Вчера была на мюзикле Демон Онегина, который мне рекомендовали к посещению. Места были отличные, видно шикарно, голоса вокалистов прекрасные, декорации яркие, костюмы качественные, все сделано на хорошем уровне. Но все первое действие я отчаянно боролась со сном, и не всегда успешно. Может быть, конечно, частично виной тому бокал глинтвейна, выпитый на голодный желудок перед спектаклем, но основная причина желания закрыть глаза была в том, что меня не увлекало и не радовало то, что я видела, было неприятно от этой пародии на классику, и было банально скучно. Все действие было какой-то наскоро склеенной чередой отдельных эпизодов, каждый из которых, вроде, сделан неплохо, но вместе они похожи на лоскутное одеяло с грубыми швами. Атмосферы произведения не было, повествование перескакивало с одного на другое, некоторые актеры (по моим ощущениям) переигрывали, немало реплик звучало неестественно и наигранно. А главное- не ощущалось чувства, о котором столько вещалось. Вообще очень сентиментальное получилось повествование, до оскомины, и при этом чувство это не ощущалось, его только отчаянно пытались сыграть.

В антракте я еле удержала себя от того, чтобы позвонить тому, кто мне это рекомендовал, и спросить, что же именно в этом "шедевре" так сильно понравилось. Но хорошо, что я этого не сделала, т.к. второе действие было совсем другим. В нем появилась динамика и последовательность событий, цельность, и от некоторых сцен аж мурашки пробегали. Второе действие смотрелось с интересом, оно увлекло, и мне понравилось. Так что по итогу у меня вполне положительное осталось впечатление, хотя осадочек от первого действия остался, так что впечатление несколько неоднозначное, но не категорично негативное, как было после первого действия, точно.


А неоднозначное потому, что я не поняла, при чем тут, собственно, демон, и чем все закончилось. Предвосхищая удивление, сообщаю, что да, Онегина я читала, но мюзикл поставлен по мотивам произведения, так что в нем есть отступления от оригинального текста и дополнительные сцены, одна из которых венчает спектакль и определяет его логическую точку. И вот я эту точку вообще не поняла, а если пытаться ее анализировать, вылезает куча нестыковок и ляпов.

Что касается демона, могу с уверенностью сказать, что эта тема не раскрыта совершенно. Изначально, как я поняла, был мюзикл Онегин, на постере которого красовался главный герой, а после пары сезонов проката создатели произвели модернизацию своего детища, добавив (видимо, в скучную и малопривлекательную для молодого зрителя) в классику элемент мистики, и разместив разукрашенного парня с рогами и трещиной на лбу на постер обновленного мюзикла- "Демон Онегина". Мистику народ любит, на нее легче привлечь зрителя на мюзикл. Ну, в принципе, почему нет? Онегин, прямо скажем, так себе был парень в нравственном отношении, так что тему демона развить можно.

В течение спектакля бессловесный демон появляется рядом с героями часто. По его облику и гриму он узнается безошибочно. И один раз, во время сцены, где Татьяне снится эротический сон, он танцует очень выразительный танец, - исполнитель роли демона явно танцор, причем очень талантливый.
Фото с сайта спектакля. Для нас был другой исполнитель роли демона, но танец тот же


Но вот актерского мастерства в отрыве от танца ему явно не хватает, имхо. Я сегодня почитала либретто на сайте мюзикла, и узнала очень много нового- того, что должно было быть вчера на сцене, но чего я почему-то не увидела. Я не очень поняла, почему демон по задумке авторов пытается помочь Татьяне соединить их сердца с Онегиным, поощряет ее любовь, подбивает написать ему письмо (то самое, "я вам пишу, чего же боле..."), и гневится на Онегина, когда тот отвергает Татьяну. С каких пор демоны покровители любви? Неоднозначная задумка авторов, по-моему. Логичнее было бы, напротив, чтобы демон подбил Онегина отвергнуть Татьяну, ведь в его надменности был демонический след. Но тут напридумывали что-то иначе.

Но по факту в любом случае о том, что демон разгневался от того, что Онегин отверг Татьяну, не ощущается. Ну или я, по кр. мере, этого не увидела (возможно, потому что мыслю логически, и не могла заподозрить демона в таком странном поведении). В либретто у демона есть и характер, и цели, и даже эмоциональные реакции на отдельные события. Он самостоятельный и довольно емкий персонаж сюжета, который не только влияет на события, но и проявляет себя, когда кто-то поступает супротив его воли. Это персонаж с волей, харизмой, энергетикой, но ничего этого я не увидела. Я увидела лишь отличного танцора в гриме демона, пластичную тень персонажа, которым ему надлежало быть.

Теперь о финале. По сюжету пожилой Онегин в кресле-каталке коротает дни в доме скорби где-то во Франции. Он бредит событиями былых дней, Татьяной, все ждет от нее какого-то письма, и мучается визитами демона, который всякий раз напоминает ему о роковом грехе- дуэли с Ленским. То, что старый Онегин на 2 головы ниже молодого, опустим (усушка, утруска во время переправы за рубеж, видимо:)):) В финале его находит Татьяна, причем такая же молодая и красивая, как и в дни их первых встреч, рассуждает что-то про 20 лет своей семейной жизни, из которых выходит, что ей лет 40, но непонятно, почему Онегин тогда такой дряхлый. Далее происходит сентиментальная сцена, где они рыдают друг у друга в объятиях, распевая творческую интерпретацию молитвы Отче наш. И?.. И потом все артисты мюзикла поют о высоком, и про то, что тьма и свет вместе навсегда, что звучит красиво, но как-то непонятно в свете того, что тема демона не раскрыта. И "вместе навсегда" кажется про Онегина и Татьяну, но они не выглядят счастливо воссоединенными. В общем, у меня концовка оставила кучу вопросов.

В либретто написано "Ее молитва сливается с его – она прощает Онегина, и просит Бога простить его и отпустить. Старик встает с коляски – впервые он находит в себе силы на это. И уходит в появившийся светлый луч. Он умирает, обретая освобождение и умиротворение для своей измученной души." Молитву я видела. Как он встал с коляски видела, правда, он и упал тут же, и его поддерживала Татьяна, сидя на полу, во время песни-молитвы. Но ни в какой луч он не уходил.. либо ушел так, что я не заметила:) В общем, либо я кучу всего не заметила, либо действо отличается от либретто, а в части демона еще и хромает в актерском плане на обе ноги, из-за чего тема не раскрыта.

НО. Друзья мои, зал был полный, и народ аплодировал очень активно. Потом даже стоя. Так что мое скептическое восприятие явно было в меньшинстве. Возможно, я просто слишком многого хочу от мюзикла, который по природе своей призван быть просто ярким, красивым, зрелищным, и качественно музыкальным. И он таким был. А логичность и глубокая драматургия, может, это к другим жанрам театрального искусства...

Резюме. Яркий и зрелищный спектакль с прекрасным вокалом исполнителей и эффектным оформлением, который надо смотреть как голливудские комедии и боевики- глазами, не вдумываясь и не анализируя. Чем порадовать глаз и поласкать слух зрителя в этом спектакле есть. Второе действие эффектное и сильное, и оно формирует основное впечатление от всего спектакля. У меня осталось противоречивое впечатление, но оно обусловлено тем, что я-таки пыталась анализировать увиденное, чего делать не стоило:) Рекомендовать к просмотру или нет- не знаю. Для своих знакомых, ценителей драм. театра, я бы, наверное, рекомендовать не стала. В то же время этот мюзикл сделан на хорошем качественном уровне, намного лучше многих, и отметать его было бы глупо, и он явно очень многим нравится. Так что обойдусь без напутствий, идти на него или нет- решать вам.
Tags: театр
Subscribe

  • Мультфильм Лука

    Посмотрела вчера новый совместный мультик Диснея и Пиксар - Лука. Прелестный, смотрится с большим удовольствием. Красивый, солнечный, пропитанный…

  • Шерлок в России

    Голливуд в коме, смотреть нечего. Случайно наткнулась на отечественный мини-сериал Шерлок в России с Максимом Матвеевым в главной роли, и решила…

  • Во власти Луны/Moonstruck

    Посмотрела сегодня старый (1987г) фильм Во власти Луны/Moonstruck, который в свое время получил аж 3 Оскара, еще несколько номинаций, и другие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments