danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Спектакль «Моя дорогая Матильда» в театре на Васильевском

В пятницу посмотрела в театре на Васильевском спектакль «Моя дорогая Матильда», поставленный по одноименной пьесе Израэля Горовица.

По сюжету 50-летнему американцу Матиасу в наследство достается роскошная парижская квартира. Его отец, очень состоятельный человек, с которым они были на ножах и почти не общались, завещал все свое состояние благотворительности, и оставил бедствующему сыну только эту квартиру. Квартира прекрасная, стоит больших денег, и Матиас, у которого по жизни все наперекосяк, не веря своему везению, приезжает в Париж вступать в наследство. Но приехав в свою квартиру, он узнает, что наследует не только квартиру, но и ее обитателей – двух одиноких женщин. Оказывается, во Франции существует такая программа- пожилой человек продает свою квартиру по цене гораздо меньше рыночной, на условиях, что он будет проживать в этой квартире до самой его смерти, а новый владелец все это время будет платить коммунальные платежи (это около 2,5тыс. долларов в месяц).

Сделка кажется выгодной, но иногда пожилые жильцы переживают своих покупателей, как случилось и с отцом Матиаса, который купил квартиру у старушки 28 лет назад, успел за это время выплатить около 800тыс. долларов коммунальных платежей, но так и не дожил до возможности распоряжаться своей собственностью. И теперь его обязательства перешли к его сыну. Ситуация удивительная и горько-комичная, и вокруг нее разворачивается действие.

Казалось бы, сюжет для комедии положений, которая, скорее всего, должна протекать в спорах о квартире, с переходом на личности, и закончиться трогательной дружбой и финалом типа "жили они вместе долго и счастливо", или чем-нибудь таким душевным. Если брать очень общий план, то в целом все примерно так и есть. Спектакль ненавязчивый, местами ироничный, местами непосредственный, в чем-то по-хорошему комичный, где-то и черный юморок проскальзывает, и что бы ни было там с главными героями, о каких бы переживаниях они не рассказывали, он не становится гнетущим или трагичным, он остается ироничным. Но если смотреть ближе, и вникать в детали, оказывается, что спектакль гораздо глубже и серьезнее, чем может показаться.

Квартира, по поводу собственности на которую изначально встретились герои спектакля, на самом деле лишь фон, плацдарм, и повод для раскрытия более тонких и одновременно фундаментальных тем. Главный герой неудачник, неприякаянный и бесхарактерный, ни к чему не стремящийся и ничего не добившийся, и несмотря на то, что он уже совсем взрослый, в свои 50 он продолжает вести себя как подросток, винящий отца в том, что его свидание не состоялось, потому что отец наказал его за плохие отметки. Иными словами, за все свои жизненные неудачи он винит отца, который, по его мнению, его не любил, и не любил его мать. Комплекс недолюбленного ребенка буквально фонтанирует из этого взрослого мужчины, он это осознает, но не пытается отпустить детские обиды, или решить как-то проблему, он, напротив, сросся с ролью жертвы и просто оправдывает этой своей недолюбленностью все свои неудачи в жизни. Очень удобная инфантильная позиция. Аккуратно, но наглядно в спектакле раскрывается тема детских обид, и того, к чему они приводят, если их не отпустить, а жить ими.

Следующий виток- причины обид. Было ли вообще то, на что обижался ребенок, или это была его интерпретация происходящего, не имевшая ничего общего с реальными событиями? Действительно ли не любил отец своего сына, или просто у них не было той близости в отношениях, при которой сын мог бы почувствовать любовь своего отца, а отец проявить ее? И, быть может, для отсутствия этой близости тоже были причины, и куда более серьезные, чем можно подумать? Но ведь обиды мальчика не на них... Не знаю, как воспринимается эта часть повествования теми, кто не изучал психологическую изнанку этого вопроса и не в курсе значимости термина интерпретация проблемы в процессе отпускания детских обид, но для меня тут все было разыграно как по нотам, очень наглядно.

Третий виток- обман во имя блага. Когда мы идем на ложь ради чьего-то блага, мы руководствуемся своим представлением о благе другого человека, обусловненном нашими собственными интересами (даже бессознательно), страхами и убеждениями. Но оправдывает ли цель средства? Достигается ли то благо, во имя которого человек лжет близким людям, и не перекрывает ли побочный эффект того, чего хотелось достичь, от чего уберечь, не становится ли он сопутствующим ущербом? Щекотливая тема, которая не имеет однозначного решения, в данном сюжете раскрывается один из вариантов ее проявления. Причины лжи, "блага- основания", и последствия.

Четвертый виток- любовь. Сюжетная история запутанная, в ней много действующих лиц, но в самом центре ее- любовь двух людей, которую они пронесли через многие десятилетия. Любовь запретная, но сильная и светлая для них, незабываемая, непреодолимая. Казалось бы, что может быть прекраснее? Да, она прекрасна. Для них двоих. Но увы, не для тех, чьи судьбы она искалечила, чьи сердца разбила, кого обделила тем, что им надлежало по праву. И здесь глобальная дилемма: что важнее- чувство, чья сила и глубина настолько масштабны, что прошли через более чем полвека, не угаснув, или честность, долг, порядочность по отношению к близким, чувства близких, полноценность семей, и психологическое здоровье детей, живущих и формирующихся в этих семьях? Отношения, любовь, о которых мы узнаем в процессе развития событий, чудесны, и нет ни капли сомнений в том, что для этих двоих это было важнейшее, что было в их жизни. И одновременно мы узнаем обратную сторону этой красоты. Сопутствующий ущерб. И сложно не задаться вопросом: а оно того стоило? Цель оправдывала средства? И если цель была настолько важна, неужели ее нельзя было достичь иным путем, не мучая стольких людей, а раз и навсегда расставив точки над и, отпустив жертв своего выбора на волю, чтобы они пережили свою боль единожды, и оправившись, имели возможность идти дальше, а не переживать эту боль в меньших дозах, но мучительно в течение многих лет?

Сложные темы затрагиваются в этом спектакле. Это запутанная история взаимоотношений тех, кто принимал решения, приносящие боль, и тех, кто позволял причинять себе боль, утопая в ней, вместо того, чтобы решить проблему и избавиться от нее. Небольшой срез жизни, в котором мучители и жертвы, периодически меняющиеся местами, несчастные родители, калечащие своим несчастьем детей, которым искренне желают наивысшего блага, и несчастные дети, обиженные на своих родителей, и проносящие свои обиды и страхи через всю жизнь, любовь и обман, разный облик одного и того же человека в глазах разных людей, и одна жалкая, но правдивая истина: все мы в этой жизни просто хотим быть любимыми. И все это выражено в ненавязчивом ироничном спектакле в жанре лирической комедии.

Главную героиню, Матильду, сыграла засл.арт.РФ Елена Рахленко, знакомая мне уже по спектаклю "Эти свободные бабочки". Хорошо сыграла, убедительно. Создала властный, мудрый, но одновременно чувственный образ. То, что она рассказывает, и ее поступки, которые она оправдывает, вызывают самые разные чувства, от симпатии до негодования, но все равно она остается самым симпатичным персонажем, - не только потому, что остальные два крайне неоднозначны и ненадежны, но и потому, что при ее преклонном возрасте и при всех неоднозначных поступках, совершенных в течение жизни, в ней есть стержень, харизма, целостность, и житейская мудрость. Я видела в сети фотографии московского спектакля, где эту роль играет Мирошниченко- вот вообще не ее роль, имхо. А Е.Рахленко в эту роль вжилась идеально, и представила ее зрителю многогранной, но очень естественной и настоящей.


В некоторых местах спектакль может быть скучноват, особенно в начале. Мы в пятницу вечер, при очень пасмурной погоде, от которой клонит в сон, в некоторых моментах отчаянно боролись с соблазном закрыть глаза и подремать. Но потом втянулись и развитие сюжета увлекло внимание за собой, и оно того стоило. Так что если вам скучно поначалу, не расстраивайтесь- расслабьтесь и просто позвольте спектаклю увести вас за собой, и все будет хорошо:).

Резюме. Не мегашедевр, но достойный спектакль, который стоит увидеть. Он затрагивает серьезные темы, но при этом ненавязчивый и ироничный, и если кому-то не хочется вникать в психологию взаимоотношений героев, он может увидеть просто лирическую комедию положений с элементами мелодрамы. Мы не пожалели, что сходили, нам понравилось.
Tags: театр
Subscribe

  • Яркие проявления жары и новый велорекорд

    Неделька выдалась жаркая. В "дождливом Питере" ни тучки не дождичка второй месяц. И на днях было вообще удивительное- песчаная буря, кот. прошлась…

  • Парниковый котел

    В Питере продолжается жара. Мечты сбываются, это называется:) Сколько роптали на тучи, на отсутствие "нормального лета", мечтали о хорошей погоде,…

  • Закат на заливе

    Сегодня вечером был курьезный случай. Я планировала пойти встречать закат на залив. Это казалось мне чрезвычайно красивой идеей, которая в моем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments