danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Спектакль "Последний срок" театра Ковчег

В понедельник благодаря spbblog я посмотрела еще один спектакль уже успевшего полюбиться мне театра "Ковчег"- на этот раз это была постановка "Последний срок", поставленная по одноименной книге Валентина Распутина.

В этой истории нет ничего шедеврального, интересного, увлекательного, поразительного и вдохновляющего. Но есть жизнь в чистом виде, и пусть она кажется неприглядной, но она такая как она есть. По сюжету в деревню по зову младшего брата, живущего с очень пожилой матерью, приезжают остальные дети. Приезжают проводить в последний путь и похоронить, т.к. мать лежит без сознания уже несколько дней и вот-вот уйдет. Приехавшие дети умирающей, уже давно взрослые люди, не видевшие друг друга много лет, и не отличающиеся в текущем времени близкими родственными отношениями, сидят за общим столом, обсуждают моменты прошлого, ностальгируя, и понемногу собачатся между собой, проявляя каждый свой характер и особенности личности.

Варвара- старшая сестра, живущая в одной из деревень неподалеку от матери,- самый раздражающий персонаж. Она импульсивна, алогична, страдает глубоким и всесторонним комплексом неполноценности и комплексом провинциала, и, будучи обделенной природой интеллектом, постоянно пытается впасть в истерику, сеет панику (ааа, она не движется, все, умерлааааа, аааа, маамаааа, и пошло завывание, и так постоянно), раздает обвинения, вживается в прокурорский образ, но как только слышит контраргументы, скисает и хнычет. С психологической точки зрения классический персонаж с целым набором ярких проявлений комплексов, происхождение которых вполне понятно, и потому могу только восхищаться постановщиком, т.к. весь психологический фундамент этого персонажа прописан очень точно, и сыгран Натальей Агафоновой очень убедительно- Варвару действительно хотелось стереть ластиком, или кинуть в нее чем-нибудь тяжелым, чтобы она исчезла. Именно потому, что она была предельно правдива и убедительна.


Илья- приспособленец, он обходит все острые углы, и старается никогда не быть крайним, но в то же время внешне соблюдать нормы приличия, чтобы его ни в чем нельзя было упрекнуть, и при этом по возможности не упускать собственных интересов. Он приехал не потому, что он привязан к матери, а потому что так надо. Он просто отбывает повинность, стараясь по возможности сделать ее приятнее, напиваясь с братом в бане. Довольно скользкий персонаж. Про него и плохого, вроде, не скажешь, он не проявляет себя негативно, но и хорошего сказать нечего. Он никакой. Но тем не менее, он взрослый человек, который живет своей жизнью, имеет какие-то дела, работу, спутницу жизни, и не забывает заботиться о себе и своих желаниях и интересах.

Люся- городская штучка, высокомерная и спесивая. Приехала, как и Илья, не от большой любви к матери, а из чувства долга, потому что так положено, и почти на физическом уровне ощущается, как ее все в этом деревенском доме раздражает, и как хочется оттуда уехать. Она привыкла все контролировать, и то и дело транслирует свое внутреннее напряжение от недовольства тем, что приходится находиться в этом неприятном для нее месте, на окружающих, бессознательно пытаясь всех контролировать. Она без сомнений принимает прокурорский тон, и судит, и приговаривает, без суда и следствия, как истина в последней инстанции. Ее снобизм и высокомерие отталкивают, даже несмотря на то, что понимаешь, что это защитная реакция, прикрывающая бессознательные попытки замаскировать чувство дискомфорта оттого, что приходится торчать в неприятном для нее месте, и участвовать в неприятных событиях.

Михаил- простой и безыскусный, не уехал от матери из деревни, -не по убеждению, а по бесцельности натуры,- и поставив на себе крест, регулярно прикладывается к бутылке -от скуки. Он бухарик, и быт его, в котором он живет сам, и содержит мать, далек от совершенства, за что его пытается упрекать Люся, но по большому счету он из них самый честный и самый самоотверженный. Он берет на себя вину, чтобы не расстраивать мать, его ранит ее гнев, но он рад, что его план осуществился, ибо пусть лучше мать винит его, чем расстраивается по другому поводу. Он простодушен, бесцелен, но благороден.

Танчора- еще одна сестра, уехавшая много лет назад, и не посещавшая мать с тех пор. О ней много говорят, мать ее очень ждет, но она так так и не приехала (хотя лично я до последнего надеялась, что она появится). Она как немой символ разочарования, предательства, и эгоизма одновременно, но на ее фоне чистота материнской любви блестит еще более кристально и ярко.

В этой семье нет душевной близости ни между сестрами-братьями, ни отдельно у кого-то из детей с матерью. Все они разные, у каждого из них свои достоинства и недостатки, и червивые изъяны. Да и мать, наверное, не была совершенством, раз ни у одного из детей нет в ней искренней душевной привязанности. Но есть в этой компании то, что бесспорно и совершенно- это любовь матери к своим детям. Она любит их, несмотря ни на что, и их приезд буквально поднял ее из мертвых- уже почти уйдя из жизни, она вернулась, увидев, что все ее дети приехали к ней, и почти по-детски торжествует. А потом не знает, куда деваться, когда они начинают ругаться по ее поводу друг с другом.

Этот спектакль не вдохновляет, и не вызывает восторга, потому что затрагивает очень неприятные темы и вопросы, о которых не хочется задумываться, и сталкиваясь с которыми, все испытывают дискомфорт. И главный вопрос, который слышали, наверное, все, у кого в семье кто-то ухаживал за пожилым родственником: "кто возьмет маму к себе?". Это ужасная и очень неловкая тема, которую все стараются обходить стороной. Ведь когда кто-то ухаживает за пожилым человеком, у остальных обязательно есть какие-то претензии к нему по поводу того, как осуществляется это ухаживание- достаточно ли заботы, достаточно ли качественно это ухаживание, доволен ли пожилой человек тем, как за ним ухаживают (а пожилые могут быть очень капризны, и с возрастом их восприятие становится весьма искаженным, и они додумывают многие вещи невероятным образом, искажая факты до неузнаваемости, и верят в то, что придумали, и рассказывают остальным детям, бессознательно настраивая их друг против друга). И вот когда кто-то пытается возмутиться, и научить того, кто ухаживает за пожилым человеком, как именно надо это делать, неизменно звучит этот крайне неловкий вопрос: а почему бы тебе не взять маму/папу/бабушку к себе, поухаживать за ней, как правильно? Нет? Почему же?

И в этой ситуации нет правых и виноватых. И каждая из сторон по-своему права. И пожилого родителя надо и правильно поддерживать, и заботиться о его комфорте и благополучии, и одновременно никто по сути не готов менять свой привычный образ жизни, и посвящать себя заботе о капризном и больном старике. Это тяжко и очень обременительно. И потому очень удобно, чтобы это делал кто-нибудь другой, а ты бы только подсказывал, как надо, а как не надо, таким образом с минимальными для себя потерями реализовывая свой долг заботы о пожилом родителе.

Это очень острая и актуальная тема. И зубодробительную ее актуальность поймет и прочувствует всякий, у кого в семье был такой пожилой немощный родственник, которому требовался уход. Это не просто вялотекущий спектакль без ярких всполохов сюжета, это очень жизненная история, и на вопрос, который ставит Танчора матери в своем письме,- "мы же хорошие?"- нет ответа, который она хочет услышать. Потому что очень неоднозначно, и очень зависит от ракурса видения. Ведь с одной стороны, и желание матери видеть своих детей почаще очень понятны, и нежелание отпускать их, когда они приехали. А с другой стороны, и детей, хоть они уже и взрослые, тоже можно понять.

У каждого из них своя жизнь, из которой не так просто вырваться, а когда приезжаешь, ощущение, что на тебя вешают свинцовый венец, который тянет тебя куда-то, куда совершенно не хочется опускаться. Каждую из сторон можно понять, и у каждой стороны своя правда и свое право на свои желания и свою жизнь, устроенную так, как им самим удобно. И потому очень сложно ответить на вышеозначенный вопрос. Потому что первое, что просится на язык- категорическое нет. А потом задумываешься, а кто я такая, чтобы судить? И как бы поступила на их месте я, была бы ли я намного лучше, самоотверженнее, и пр.?.. И в конечном итоге приходишь к выводу, что они не плохие и не хорошие. Какие бы чувства они ни вызывали, они просто обычные живые люди, со своими достоинствами и недостатками, своими стремлениями, мечтами, страхами и чувствами... И не нам их судить. Но мать от этого менее жалко не становится.

Теперь об актерских работах. Варвару, сыгранную Натальей Агафоновой, я уже упоминала. Это был холеричный, эмоционально нестабильный и глупый персонаж, и сыгран он был очень убедительно, во всей его многогранной неоднозначности. Отличная работа. Мать сыграла н. а. России Галина Карелина, и, признаться, когда я увидела ее, лежащую на кровати, возникли неприятные воспоминания о похоронах, ибо на лице ее буквально была маска смерти, - именно так выглядят лица мертвецов, осунувшись и с неестественно острыми чертами, прямо не по себе стало. Это очень тяжелая роль,- и психологически, и физически, и эмоционально, особенно для пожилого человека, и то, с каким искренним надрывом и глубинным проживанием роли сыграла актриса, достойно особого поклона и восхищения.

Ну, а главная радость и шедевр постановки- это подруга Матери, Мирониха. До того очаровательный и непосредственный персонаж!:) У нее хлесткий, иногда обескураживающе жестковатый юмор, но она покоряет своей искренней непосредственностью, и ее юмор идет на ура, - он очень разбавляет накопленное напряжение. Да, в основном она говорит о невеселых вещах, но какая стойкость духа, какая удивительная философская покорность судьбе в ее поведении, и какая поразительная способность на все посмотреть легко и иронично. Да, она деревенская простушка, но жизнь ее отнюдь не сахар, у нее тоже есть страхи, и она тоже одинока, но она сохраняет силу духа, и, несмотря ни на что, идет вперед, пока есть силы... Мирониху сыграла н.а. России Ирина Соколова. Ей хочется аплодировать стоя, честное слово!:) Полное перевоплощение в образ, причем крайне колоритный и необычный образ- походкой, манерой говорить, акцентом, речевыми оборотами.. Но она сыграла все настолько убедительно и естественно, что это, пожалуй, идеально!

Резюме: невеселый спектакль, социальная драма, на острую тему заботы о престарелых родителях и о том, что держит стариков на этой земле. Есть у постановки и свои минусы, но плюсов гораздо больше. Восторга она не вызовет, просто потому, что это не та тема, от которой можно пережить вдохновение или удовольствие, но она и не давит на жалость и чувства настолько, чтобы раздавить зрителя. Она просто показывает жизнь такой, какая она есть, в ее многообразии, несовершенстве и неоднозначности, и предоставляет зрителю делать выводы самому. Хороший спектакль. Могу рекомендовать его к просмотру всем ценителям драм.
Tags: театр
Subscribe

  • Гало в Петербурге

    Как известно, мир полон открытий. И одно из таковых неожиданно настигло меня на минувшей неделе ранним морозным утром, вдохновляюще озаренным…

  • Коротко о разном прикольном

    Сегодня утром сама себя насмешила случайно. Я новости обычно не читаю, но пока открываю почту, заголовки новостей яндекса считываю, так что обычно в…

  • День объятий

    А сегодня был прекрасный праздник- день объятий. Праздник милоты:) В ковидную эпоху объятия стали реже, и даже попали под фактор риска. Но оттого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments