danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Спектакль Театра Музкомедии "Белый.Петербург"

Сегодня у меня был очень необычный театральный вечер. Сегодняшний визит в театр Музкомедии был подарком к ДР моей подруги. Поскольку подруга у меня чрезвычайно культурная петербургская барышня, я и спектакль для посещения выбрала соответствующий: мюзикл Белый.Петербург, поставленный по мотивам романа Андрея Белого "Петербург". Судя по описанию и наградам, спектакль обещал быть чем-то грандиозным и впечатляющим.

И надо сказать, что спектакль оказался и грандиозным, и впечатляющим, но при этом оказался абсолютно за рамками каких-либо ожиданий. Он представляет собой удивительную эклектику классики и авангарда. Вещественные декорации минимальны, в основном оформление идет посредством 3Д-мэппинга, а костюмы все классически соответствующие времени, их много и они разнообразны. Раскрываемая тематика более чем серьезна- революция 1905 года, зарождение и эволюция противостояния сторон, этиология террора. Тем не менее, поведение многих персонажей гротескно, и порою происходящее напоминает какой-то фарс. Честно говоря, поначалу, глядя на все это, я думала "боже, куда я привела подругу? И ЭТО- мой подарок на ДР?!":) От сердца отлегло только когда в антракте выяснилось, что именинницу мою это оригинальное действо не смущает, а напротив, нравится.

После антракта партер поредел - часть зрителей не нашли в себе силы досмотреть мистерию до конца. И забегая вперед, скажу, что совершенно зря. Второе действие увело фокус зрения с массовости на личности. Стало мало массовых сцен, почти уходит гротеск, и действие в целом можно назвать драматически-лиричным. Раскрываются личные драмы отдельных людей, попавших в жерло истории, берущего с них расплату за былые ошибки, трескаются под натиском тревожных событий многолетние стены непонимания и ненависти, обращая людей друг к другу, и напротив, крепкие узы и связи вдруг оказываются разбитым зеркалом, преломляющим реальность на множество мелких частиц, и искажающих целостность мира...

И затем финал- подающий было светлую надежду, и затем растворяющий ее в небытие метким, ёмким завершающим аккордом. И те кадры, что транслируются как эпилог, буквально придавливают зрителя эмоционально. Весь спектакль- как большая эмоциональная синусоида с внушительной амплитудой, и этот мощный эпилог на чувственно-эмоциональном, энергетическом уровне выравнивает эту причудливую синусоиду, преображает ее, и делает ее знакомой и очень понятной, близкой для зрителя, за какие-то секунды вдруг все увиденное, при всей причудливости его художественных форм, раскладывается по полочкам сознания и восприятия, и возникает ощущение погружения. Можно даже сказать прозрения. И сколь бы болезненным ни был эпилог и это прозрение, это становится полноценным противовесом гротеску и фарсу, которые мы наблюдали в течение действа, и возникает гармония. Гармония целостного художественного произведения, коим, несомненно, является спектакль "Белый.Петербург".

О чем этот спектакль? Пожалуй, о том, что нет правых и виноватых, нет черного и белого, исключительно плохого или хорошего. У каждой стороны своя правда, свои плюсы и свои минусы, и доводы и методы зачастую аналогичны, разница только в целях. О том, что несмотря на разительную разницу, у противоборствующих сторон, когда они мыслят рационально, гораздо больше общего, чем кажется, но достаточно искры, чтобы они ринулись в атаку, преобразившись до неузнаваемости даже самими собой. И умелый манипулятор всегда найдет, как это противоборство посеять, и в какой момент и как высечь искру. О том, что какими бы ни были отношения, или мировоззрение, для человека должно оставаться что-то святое, через что он не может и не хочет переступить, и если этого не остается, то человек превращается в чудовище. О том, как люди становятся террористами- самые обычные люди, без каких-то особых идейных убеждений, и желающие жить так же, как и все остальные. Череда мелких событий, затягивающихся как петля на шее, и человек в ловушке...

Этот спектакль, несмотря на всю свою веселость и эпатажность, странновато выглядящих в рамках освещаемых событий, на самом деле раскрывает этиологию террора. И, перекидывая мостик из прошлого в настоящее, показывает, что за 110 лет, прошедших с первой российской революции, в этой сфере практически ничего не изменилось, причем не только в России, но и в мире. Актуальная и острая тема. Но раскрыта она так ярко и затейливо, что зритель не успевает устать, и не тонет в тяжело теме. Он погружается в нее полностью в финальной сцене, и уходит обескураженный и впечатленный.

Теперь немного о конкретике. Начало спектакля- массовая сцена, которая начинается с неожиданного приема- действие без звука. На сцене что-то происходит, персонажи что-то друг другу говорят, смеются, но при этом словно кто-то нажал кнопку MUTE. Затем звук "включается", и действие продолжается в более привычном формате. Поначалу этот режим "немого кино" вызывает недоумение, потом, когда первичное удивление проходит, понимаешь, что несмотря на неожиданность формы, в этом приеме что-то есть. Но со звуком, конечно, приятнее:) Актеры театра Музкомедии отлично поют, их голоса- услада для слуха, поэтому и хоровые партии звучали убедительно, и сольные.
Фотографии с просторов сети


При такой разнице в образе жизни сложно было не зародиться мыслям о свободе и равенстве.


Как пишут на сайте театра, "В ноябре 2016 года "Белый. Петербург" был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль в жанре оперетты и мюзикла», а исполнитель роли Аполлона Аполлоновича Аблеухова В.А. Кривонос стал лауреатом в номинации «Лучшая мужская роль в оперетте и мюзикле». Сложно сказать, лучше эта роль чем главные роли других мюзиклов, или нет, но роль исполнена действительно убедительно, во всех ипостасях и состояниях этого героя. Роль очень многогранная и практически многоликая, так по-разному проявляется герой в разных ситуациях.


Единственный, кто, на мой взгляд, переборщил в гротеске- исполнитель роли сына главного героя. Понятно, что он бедокур и повеса, наглец и прожигатель жизни, но все это жеманство, кривляние, причем не только в словах, но основным образом в манерах и интонациях, и даже походка у него а-ля Боря Моисеев, хотя герой этот абсолютно традиционной ориентации... это было переигрывание, на мой взгляд, причем совершенно лишнее. В данном случае грань разумного гротеска была преодолена. Но это не испортило спектакль в целом, к счастью. Да и во втором отделении этому герою было не до жеманства.

Резюме. Очень необычный и неожиданный по художественному языку и воплощению спектакль на актуальную тему. Заставляет и смеяться, и потешаться, и удивляться, и задумываться о важном. Спектакль на острую, тяжелую тему, и тема эта раскрыта, но он не придавливает зрителя впечатлением, зритель выходит из зала впечатленный, может быть, даже потрясенный, но не раздавленный, а вдохновленный. К просмотру рекомендуется для всех, кто готов к неожиданностям и способен воспринимать гротеск. И при просмотре этого спектакля важно соблюдать одно правило: если пришли смотреть, даже если вам кажется, что вы впустую тратите время, и перед вами какая-то ерунда, не уходите, смотрите до конца! Оно того стоит.
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments