danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Пять вечеров" театра на Фонтанке

В субботу посмотрела в театре на Фонтанке спектакль Пять вечеров, поставленный по пьесе Александра Володина, который давно хотела увидеть. И не зря хотела. Хороший спектакль. Искренний, трепетный, атмосферный... Только грустный. Нет, на жалость никто не давит, и повода прослезиться нет, и по ходу действия то и дело проскальзывает ситуативный юмор, да и даже финал благополучный. Только вот тематику он затрагивает грустную, буквально препарируя психологическую подоплеку поведения - людей, по мечтам и чувствам молодости которых прошла танковыми гусеницами война, и оставив их на обочине типичными архетипами эпохи- сильным, закаленным, но неприкаянным, и неустроенным мужчиной, и одинокой, наивной почти до ханжества, отчаявшейся, и почти смирившейся с тотальным одиночеством женщиной.

Читая отзывы об этом спектакле, я много где встречала слова, что этот спектакль о чистой, выстраданной, вытерпевшей многие испытания любви двух уже немолодых людей. Но для меня, признаться, этот спектакль был больше об одиночестве. У мужчин- волевом, отчасти трусливом, сдержанном, прорывающимся наружу лишь эмоциональным всплеском в секунды надлома, и гонящим куда-то.. от себя самого. А у женщин- смиренным и отчаянным, понурым, увлекающим любым занятием, позволяющим чувствовать себя нужной хоть кому-то... И история Зои, втростепенного персонажа, которую она рассказывает в начале спектакля,- о том, как переживаешь, когда первый бросил, потом второй, а с третьим она уже теряет гордость, почти навязывается, а про нее говорят: «Какая распущенная…»,- вроде, простые слова, но звучит как-то очень пронзительно. И не только слова, а в целом судьба этой женщины. То, как она хочет нравиться, как заигрывает слегка, и видя, что нет ожидаемой реакции, пугается, как понимает, что ее не видят и не замечают, но готова отчаянно пытаться удержать хотя бы то, что есть... Это жалко. И в то же время так естественно и понятно...

А еще для меня эта история о комплексах, которые мешают людям быть самими собой, и быть счастливыми. Они словно сговорившись, сказали себе, что недостойны счастья, и буквально шарахаются от него, если оно вдруг случайно приблизится. Поведение Томы очень типично для женщины, которая живет с убеждением, что недостойна любви, что недостаточно привлекательна, чтобы ее кто-то любил, и что она всегда будет одна. Когда Саша проявляет какое-то внимание к ней, делает шаг навстречу, она ведет себя напряженно, неестественно, одновременно и сгорая от желания этого внимания, и от страха перед ним. Женщина, которая чувствует себя женщиной только в своем одиночестве, и невольно отталкивает от себя любые попытки увидеть в ней женщину со стороны мужчины, если такие вдруг происходят.

Поступки Саши тоже не лучше. Он выглядит уверенным в себе человеком, без особых моральных стопоров (как он ловко и вероломно Зою бросил!), и точно знающим, что хочет, когда пришел к Томе. Защитить, позаботиться, сделать счастливой- куда похвальнее цели? Но что в итоге? Привлек, приручил... а затем испугавшись собственной маленькой лжи, напридумовав себе, как впечатлительная барышня, что эта ложь, раскрывшись, принесет боль и разочарование, просто взял и сбежал. Предпочел сделать близкому человеку очень больно, оттолкнуть сам, лишить себя собственными руками того, что так боялся потерять, только потому, что стыдился сам себя, и не решался на искренний разговор. Разговор с женщиной, которая, отчаявшись от одиночества, мне кажется, готова была бы ему простить на самом деле все что угодно...
Фотографии с сайта театра


Так и хотелось сказать им: не бойтесь быть счастливыми... не бойтесь быть искренними друг с другом. И цените себя, ведь обесценивая самих себя и свои чувства, вы автоматически обесцениваете и тех, кто рядом... Это очень жизненный спектакль. Психологически очень тонкий и пронзительный.

Главную женскую роль сыграла знакомая мне уже по другим спектаклям этого театра Регина Щукина. Здесь поначалу ее героиня тоже была несколько суетливой и даже ханжеской, и напоминала других ее героинь- недалеких и холеричных. Но эта роль гораздо многограннее и тоньше. И трагедия личности и судьбы, и трубящий из самого сердца горн одиночества, молчаливо проникший в ее взгляд, жесты, пластику движений, интонации... В этом спектакле можно увидеть то, как выглядит отчаяние одиночества, и страх потери. И при этом нет надрыва, нет драмы, патетики и пронзительных сантиментов. Есть лишь тлеющая лучина простой человеческой жизни... Очень здорово сыграла Щукина, ёмко и выразительно, глубоко и убедительно. И еще бы я оч. хотела отметить игру исполнительницы роли Зои з.а.Екатерины Дроновой. Ее персонаж был сторостепенным, специфическим, но она настолько филигранно его сыграла, что он оч. запомнился и оставил яркое впечатление.

В спектакле нередко встречается ситуативный юмор, который очень оживляет повествование, а необычное музыкально-танцевальное оформление вносит элемент стиля и неожиданности. Дамская песня на испанском порвала зал, а ненавязчивые танцы создавали приятное, расслабляющее между этапами действия настроение:)


Резюме. Грустный, но светлый и жизненный спектакль. Не мудрствующая, но тонкая и элегантная постановка на невеселую тему, но без лишнего надрыва и драм. Сыграна замечательно. Могу рекомендовать к просмотру.
Tags: театр
Subscribe

  • Кабачковые блины

    Лето- сезон кабачков, и самое время их готовить. Но жарить их, как я обычно это делала, в этот раз что-то не хочется. Стала присматривать что-то…

  • Пирог из брокколи с сыром

    Попробовала сегодня приготовить пирог из брокколи, по рецепту Free&Balanced. Выглядело все просто. Подвох был в том, что в рецепте, где все было…

  • Щавелевый суп

    Я люблю летом в общепите брать щавелевый супчик. Не везде его готовят, но в офисных кафе, куда я ходила на обед, он встречался, и я с удовольствием…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments