danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Спектакль "Ты мое воскресение" театра Ковчег

В прошлое воскресенье мы смотрели спектакль "Ты мое воскресение", поставленный театром "Ковчег" по повести Бориса Васильева "Пятница". Спектакль длится всего час, и зная об этом, у зрителя есть соблазн изначально отнестись к постановке несерьезно, - мол, что там можно показать за час, какой-то детский формат. Так вот, эта постановка доказывает, что за час можно показать очень много - настолько, что зритель выходит из зала потрясенный, тронутый до глубины души, сохраняющий молчание, пытаясь преодолеть все еще подкатывающие слезы, и с ощущением, что перед его глазами прошла целая жизнь.

Сюжет повествует об эпизодах жизни небольшой компании совсем молодых ребят в июне 41го года. В комнате заводского общежития живут трое парней- удалой Федор, воодушевленный жизнью поэт Сеня, и Костик- простой парень, который и сам-то не знает, что о себе сказать, и чего он хочет от жизни. И вот именно Костик, придя как-то в заводскую библиотеку, с первого взгляда влюбляется в библиотекаря Капитолину, да так влюбляется, что оказываясь рядом с ней, вообще теряет дар речи. И все остальные дары природы вроде ловкости и способности мыслить тоже:)

Друзья пытаются помочь влюбленному, организовывают совместные встречи, где Костик мог бы пообщаться с ненаглядной Капочкой, дают ему советы по отношениям, сомнительной ценности, исходя из своего собственного скромного опыта, но от всей души. Но Костик почти безнадежен, и даже странно, что в нем могла увидеть Капочка:) Показано все это очень душевно и забавно, искренне наивно, и оттого по-доброму смешно, и зритель с удовольствием смеется- и над непосредственностью Сени, и над "мудростью" Федора, и над Костиком, который при виде Капочки весь становится сплошным недоразумением:) Все это очень напомнило мне реплику из фильма "Девчата", когда главная героиня после поцелуя говорит, что она раньше думала, как же люди целуются, им же носы мешают.

И вот в один из дней компания выезжает за город, все разбредаются кто куда, и наша парочка остается наедине. Робость, неловкие фразы, конфузливые улыбки, крохотными шажками они пытаются установить общение. А потом Капочка падает с пирса в воду, Костик ее спасает, и общаться становится проще, т.к. тему для беседы искать уже не нужно:)

Падение в воду показано образно, но намокание происходит самое натуральное- актрису с двух сторон обливают из тазиков водой. Смотрелось это эффектно. Надеюсь, вода была теплая:)

Костик находит сарай, и предлагает своей спутнице обсохнуть там, ибо в сене теплее. И там, в этом сарае происходит главное. Нет, не то, что многие подумают, услышав о сене. Там у Костика проявляется, наконец, дар речи, и происходит объяснение- наивное, простое, но искренее. И беседа о мелочах, о будущем, их совместном семейном будущем, где у них будет трое детей, и девочка непременно будет первой. Почему? Ну как же, чтобы помогать маме с младшими...
Это чрезвычайно душевная сцена, - такая наивная и одновременно жизненная, и трогательная... Бесконечно чистая и искренняя, почти по-детски непосредственная, и совершенно очаровательная. Сыграна просто великолепно! Кааапелька,- произносит Костик аккуратно, но звучит это так нежно, что невозможно остаться равнодушным.

А игру исполнительницы роли Капельки -Алевтины Полосиной- можно вообще разбирать по кадрам, и по поводу каждого расточать комплименты, ибо она невероятно прекрасна. В мимике, в пластике, в интонациях, по тембру голоса, манере говорить, и, конечно, по фактуре и внешности- она настоящая Капочка, полнейшее попадание в роль, убедительнее быть не может.

Столько чистого, светлого обаяния в ее героине! Она нетороплива, чуточку даже вальяжна, но не важничает, от нее буквально веет обволакивающим спокойствием и душевным теплом. Я не знаю, как это можно сыграть, но это тепло ощущалось всем существом, и сила чувств Костика к Капочке была абсолютно понятна. Просто не могло было быть иначе:)

Сцена объяснений совершенно идиллическая, но без слащавости, - несмотря на всю ее наивность и идеальность, она не приторная, она по-доброму сентиментальная, без надрыва и патетики, чисто и солнечно. Она согревает зрителя нежностью чувств и солнечной улыбкой Капельки, и оставляет зрителя расслабленным, открытым, и совершенно обезоруженным. И потому всё, что зритель узнает в эпилоге, бьет прямо в сердце. Потому что эта прекрасная идиллическая сцена произошла в ночь на 22 июня 1941года. Назавтра была война...

В эпилоге взрослый Константин Иванович рассказывает о судьбах всех тех, кто был с ним в его юности и участвовал в этой истории. Он немногословен, говорит тихо, каждому уделяя по предложению. Нет в его словах ни патетики, ни нарочитой драматичности, но каждая фраза падает словно тяжелой каплей о камень в пещере, разносясь по сводам гулким жутковатым эхом. Он говорит просто, делая паузы, но слова его будто медленно играют тихую, но пронзительную мелодию на обнаженных струнах зрительских душ, и накрывают эмоционально обезоруженного зрителя с головой. Слез не удержать, можно даже не пытаться. И даже когда спектакль окончен, и актеры выходят на поклон, эта эмоциональная волна, которой под финал накрыло зрителей, не отпускает, и слезы продолжают течь, их не остановить- так и стоишь, хлопая, и плечами пытаясь смахивать слезы. Даже вспоминая об этом, я подавляю подкатывающий к горлу комок. И для меня болевой точкой, вызывавшей эмоциональную реакцию, были и слова о настоящем. "Будь счастлива, дочка", - тепло говорит взрослый Константин своей дочери, названной редким именем Капитолина, и эти естественные слова звучат совсем иначе на фоне всей увиденной истории. Звучат пронзительно, и режут по живому.

Разумеется, никто из зрителей в зале не услышал историю о войне впервые. Все мы учились в школе, сдавали историю, у всех в семье есть потери, понесенные во время Великой Отечественной. Мы слышали много историй ветеранов, видели много фильмов, мы выходим на парад 9 мая, выстраивая Бессмертный полк, и видим его масштабы. Но все это мы видим отсюда, из мирного настоящего, оглядываясь назад. Мы готовимся к экзаменам по истории, заучивая данные о потерях в тысячах человек. Мы изучаем страшные факты военных событий, восхищаясь мужеством выстоявших в этом аду людей, и оптом скорбя об ушедших. О тех, кого мы никогда не знали, и кто навсегда останется для нас на эмоциональном уровне чем-то обезличенным, даже если нам расскажут об этих людях. И мы часто слышим фразы о том, что война разбила миллионы судеб, разбила надежды и мечты целого поколения. И мы понимаем, что это правда, и это очень печально. Но мы это понимаем умом, мы ничего не можем изменить, поэтому это воспринимаем на уровне сознания, не чувства.

Эта постановка показывает историю ребят из того времени из их настоящего. Мы не оглядываемся назад, мы проживаем с ними кусочек их жизни на пороге роковых перемен. То, что переживают герои в эти дни, - простые эпизоды общения, мелкие, незначительные с точки зрения истории события, из которых и состоит жизнь каждого из нас,- мы проживаем вместе с ними, и все это нам понятно, и знакомо. Мы эмоционально погружаемся в атмосферу, в которой они жили, смеемся вместе с ними, радуемся, мечтаем, вдохновляемся, влюбляемся, и строим надежды на долгую счастливую жизнь... И это перестает быть обезличенной историей о разбитых надеждах людей из далекого прошлого. Все увиденное становится личным, зритель получает возможность не просто узнать, но пропустить через себя и прочувствовать, что в действительности означают эти слова о разбитых надеждах поколения. А став личным, это неизбежно имеет глубокий эмоциональный резонанс, который и переживают зрители в финале...

Такие постановки обязательно нужно показывать подросткам, чтобы в их ищущих самоидентификации умах формировалась правильная система ценностей, и на глубинном эмоциональном уровне понимание того, как ценна жизнь и мир.

Был в постановке и еще один эпизод, о котором хочется сказать. Когда в ответ на слова Костика о любви Капелька смутилась, встала, и сказала, что "этого не может быть, ибо невозможно любить женщину с таким ужасно длинным именем- Ка-пи-то-ли-на", я не могла не подумать с грустью (и в данном случае- почти с досадой) о том, как глубоко в историю уходят корни нашего неумения ценить себя, и как это печально,- Капа- наглядный пример того, когда привлекательнейшая во всех отношениях молодая женщина, живя с убеждением, что ее невозможно полюбить, боится поверить в любовь даже такого простого и, прямо скажем, не особо достойного ее парня (при всей симпатии к их истории, Капа могла получить себе в мужья куда более интересную партию, чем Костик), и будучи достойной многого, и малое считает за счастье. Спектакль совсем не об этом, но когда я, очарованная Капелькой, услышала вышеупомянутую реплику, мне прямо резануло слух, я не могла не сказать об этом.

Единственное, чего мы не поняли, это откуда такое название. Повесть названа логично- Пятница, - по содержанию четко прочитывается, почему, а тут у нас остался вопрос. По ходу действия эта фраза звучит однажды, но в контексте дней недели, так что если ее решили вынести в название, то было бы "Ты мое воскресенье", через мягкий знак, а тут написание другое. Мы обсудили это, была версия, что в образе Капельки для Костика воскресли те, кого он потерял, -быть может, в дочери, названной в честь Капы, но эта версия не слишком убедительна, так что вопрос так и остался без ответа. Впрочем, это несущественно, и на впечатление от спектакля и его ценность никоим образом не влияет.

Резюме. Превосходный спектакль, - добрый, искренний, светлый, непосредственный, и временами забавный и даже потешный, и обескураживающе пронзительный в финале. К просмотру однозначно рекомендуется.
Tags: театр
Subscribe

  • ⚡⚡⚡ Определены самые популярные записи этого блога за прошлый год

    Пришло "письмо счастья" от ЖЖ со статистикой посещений моих записей в прошлом году. Результат, прямо скажу, меня удивил:) И если по некоторым темам…

  • Огнищенский уикенд

    Этот уикенд был очень насыщенным! Вечером в пятницу после работы я вечерним Сапсаном отправилась в Москву, где меня безумно радушно встретила и…

  • Рождение племяша

    Сегодня у нас в семье случилось пополнение! У моего младшего брата родился сын! С трудом верится, что мой братишка уже сам папа хотя что

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments