danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Спектакль "Летучая голландка" театра "Ковчег"

В четверг благодаря spbblog я познакомилась с творчеством еще одного небольшого театра- "Ковчег",- смотрела спектакль "Летучая голландка", основанный на реальной истории, произошедшей несколько лет назад с голландским подростком Лорой Декер, которая в одиночку совершила кругосветное плавание, начав его в 14 и завершив в 16 лет. Это беспрецедентное событие отказалась фиксировать книга Гиннеса, чтобы не провоцировать других подростков на то, чтобы побить этот рекорд, но эта история нашла яркий отклик в прессе и интернете, на какое-то время прославив бесстрашную юную мореплавательницу.

Во время своего путешествия Лора снимала видеоролики, где рассказывала о своих впечатлениях, о том, как проходит ее тур, и затем вышел часовой документальный фильм, созданный на основании этих роликов. Он доступен для просмотра, и перед тем, как писать отзыв, я просмотрела несколько кусочков, чтобы увидеть настоящую Лору, и сравнить ее с той героиней, которую я видела в театре. На мой взгляд, настоящая Лора более позитивная и уверенная в себе, чем театральный образ, но общие черты, безусловно, имеются.

Главное отличие содержания фильма от спектакля- в том, что фильм о самом путешествии, а спектакль - о том, что ему предшествовало. Мать Лоры пыталась в судебном порядке запретить дочери это путешествие до тех пор, пока она не достигла совершеннолетия, и ей это удалось, но Лора не подчинилась, что имело неприятные для нее последствия в виде принудительного проживания в интернате для трудных социально неадаптированных подростков в течение 8 месяцев. Спектакль рассказывает о том, как Лора боролась за право реализовать свою мечту, о том, как воспринимали ее идею окружающие люди, о том, кто встречался ей на этом пути, чему она училась, чего ей все это стоило, и главное- для чего было это все.

В рецензиях пишут, что в этом спектакле раскрывается вечная тема проблемы отцов и детей (в данном случае матерей и дочерей). Это так, но, на мой взгляд, проблемы, затронутые в этой постановке, гораздо глубже, чем просто непонимание между поколениями. Этот спектакль просто как наглядное пособие по семейной психологии. Героиню не раз спрашивали, зачем ей нужно это путешествие, почему именно сейчас (она патетично доказывала, что не может ждать совершеннолетия, ей непременно нужно отправиться в море именно сейчас), но доводы ее звучали неубедительно,- просто потому, что она сама, будучи юной, в жизненном плане неопытной, и плюс к тому не слишком интеллектуальной девочкой, толком не знала, зачем ей это нужно. Подумать, понять кто я.. Высокопарные общие фразы. Но разве нельзя это сделать на суше, не бросая школу, не рискуя жизнью за тысячи миль от дома и близких людей? Конечно, можно, а значит причина совершенно в другом. Ей нужно море, чтобы понять, кто она, просто потому, что только в море она чувствует себя комфортно, уверенно, в своей стихии. Т.е. по сути это бегство от социума, в котором она ощущает себя чужой, -кто-то прячется от своих проблем в мечтах, кто-то просто замыкается, кто-то бежит в протестные затеи и асоциальные компании, а она бежала в свой комфортный мирок, где есть только она и любимая ею стихия. И почему и для чего ей понадобилось это бегство и предстоит разобраться зрителю.

С психологической точки зрения ситуация, на мой взгляд, вполне прозрачна и понятна. Когда родители Лоры разошлись, мать взяла себе младшую сестру, Магду, а Лора осталась жить с отцом. Она любит отца, он ее во всем поддерживает, но сам факт того, что мама выбрала НЕ ее, оставил болезненный след в сердце девочки, и не дает ей покоя. У родителей не хватило мудрости грамотно объяснить все ребенку, и естественно, ребенок исходя из своего мировоззрения, крутящегося вокруг него, делает вывод, что ее оставили, потому что она недостаточно хороша. Это оч. распространенная психологическая травма у детей, чьи родители расходятся, - травма, которая потом здорово портит жизнь ребенку, даже когда он вырастет, ибо он живет с бессознательным убеждением, что он недостаточно хорош, чтобы его любили, и это неизбежно отражается на его самооценке, мировосприятии и поведении во взаимоотношениях. На Лоре последствия этой травмы видны очень отчетливо. Отсюда ее проблемы с социализацией, ощущение себя чужой в социуме, ее колючая "ершистость"- ведь она заранее находится в оборонной позиции по отношению к окружающим, ибо уверена, что они ее не любят (ведь она недостойна того, чтобы ее любили). Эта резкая девочка, отчаянно пытающаяся доказать, что она взрослая, на самом деле лишь обиженный ребенок, пытающийся привлечь внимание мамы.

Ближе к финалу ее жизни в интернате в беседе с психологом она говорит, что уже сама не знает, зачем ей это надо, ведь она думала, что если она сделает это, мама к ним вернется. Чисто детская логика- если я буду хорошим/значительным/знаменитым/чемпионом и пр., мама/папа вернется. Так часто думают дети, полагающие, что родитель ушел из-за того, что они недостаточно хороши. И это единственная и истинная причина того, зачем Лоре нужно было это путешествие - чтобы привлечь внимание мамы, чтобы заслужить ее любовь, стать достойной в своем понимании любви мамы.

Так что несмотря на всю пафосность этой истории с кругосветкой, для меня это было историей о детской психологии, и о том, какие последствия для психики ребенка несет расставание родителей, если они недостаточно мудры и проницательны, чтобы поговорить с ребенком начистоту, и объяснить, что их отношения никак не влияют на отношения с детьми, и что где бы и с кем они ни были, они оба продолжают всем сердем любить своих детей.

Ну, это так, размышления на тему, поднятую спектаклем:) А теперь вернемся к самому спектаклю. Он проходит в необычном формате ток-шоу. Когда вышел ведущий, и начал четко и быстро рассказывать зрителям, кто есть сегодняшняя героиня, и что нас ждет сегодня, у меня было ощущение, что передо мной Малахов, и я попала на одну из его передач. Ток-шоу посвящено Лоре, и ее путешествию, которое ей еще предстоит. Ведущий просит ее рассказать о себе, о том, как зародилась идея пойти в кругосветку, как отнеслись к этому ее близкие, ее парень, как она боролась за свое право пойти в это путешествие, зачем ей это, и, наконец, что же дальше, что будет после путешествия.

Актуальных фотографий спектакля в сети я практически не нашла (кроме парочки на странице Ковчега ВК), поэтому воспользуюсь фотографиями своих коллег по сообществу 2dar и alex_anv.

Он задает все эти вопросы, а Лора, будучи девушкой замкнутой и неразговорчивой, крайне немногословна, но каждый вопрос вызывает ее воспоминания, которые тут же разыгрываются перед зрителем. Ведущий и ток-шоу исчезают после каждого вопроса, и зритель видит события, которые переживала Лора в период с момента, когда ей впервые пришла мысль о путешествии, и до момента, пока она оказалась в этой студии, уже прославившейся своей борьбой за право пойти в кругосветку.

Сцены объяснений с мамой. Мы видели Лору с рыжими волосами и двумя косичками, остальное совпадает.

Психолог из интерната, самый приятный, пожалуй, персонаж всей постановки,- мудрый и чуткий, спокойный и проницательный, в исполнении заслуженного артиста РФ Александра Алексеева. И инспектор социальной службы Патриция, вызывавшая как у Лоры, так и у зрителя оборонительную реакцию.


Главная героиня, Лора, честно говоря, у меня особо симпатии не вызывала. Ее резкие манеры, грубоватость, интеллектуальная ограниченность, и колючесть не расположили меня к ней, не заставили проникнуться ее идеей и поддержать ее. Тем не менее, я сопереживала ей как травмированному ребенку, которому вовремя не оказали необходимую психологическую поддержку, что привело к закономерному результату. Актрисе Марии Поликарповой удалось создать самобытный, яркий образ, противоречивый и мятежный, но целостный. Образ, в который веришь, ибо сыгран он очень убедительно.


Ее отношения с Робби меня удивили, ибо проблемы, которые они решали, и разговоры, которые вели, были совсем не похожи на отношения подростков, которым по 14 лет. Это было больше похоже на 17-18 лет, но никак не на 14. А вот подруга из интерната, Сара, напротив, стала самым ярким и органичным второстепенным персонажем. Ее поведение было эпатажным, временами агрессивным, но понятным и с психологической точки зрения объяснимым, а ее жесткая ирония, которой она приводила окружающих в смятение и замешательство, достойна особых похвал, ибо это было хлестко и остроумно, и не раз повеселило зал.

Резюме. Это качественная и необычная постановка. Не шедевр, оставляющий в душе глубокий эмоциональный след, но вполне достойный спектакль для того, чтобы его можно было рекомендовать к просмотру. Он не скучный и не затянутый. Он оригинальный и динамичный, держит зрительский интерес в течение всего действия, и ни секунды не дает пожалеть о посвященном ему времени.

p.s. Знакомство с творчеством театра Ковчег оставило у меня положительные впечатления. Но очень хотелось бы, чтобы у театра работал-таки сайт, ибо даже фамилии актеров, исполнявших роли, было бы взять неоткуда, если бы не пост 2dar, не говоря уже о том, чтобы увидеть афишу, чтобы продолжить знакомство с их репертуаром.
Tags: театр
Subscribe

  • Листопад или мгновение чуда

    Вчера было снова солнечно🌞. И пока есть возможность, я снова пошла гулять- на этот раз отправилась к истокам города, в Петропавловскую крепость,…

  • Встреча с бывшей коллегой

    Вчера провела позитивнейший вечер с бывшей коллегой. Мы несколько лет работали в связке, она была моим замом. И хотя по интересам и образу жизни мы…

  • Йога-нидра

    Была сегодня на необычном мероприятии - йога-нидра. Честно говоря, я понятия не имела, что это такое. Как было указано в описании, это практика…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments