danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:
  • Music:

Спектакль "Жестокие игры" в Молодежном театре на Фонтанке

Во вторник я смотрела спектакль "Жестокие игры" в Молодежном театре на Фонтанке, поставленный по одноименной пьесе Алексея Арбузова. Стиль автора узнаваем: 70е годы, персонажи- обычные люди с обычными житейскими проблемами, ведут незатейливые беседы, перекидываются ничего особо не значащими репликами, даже порою чрезмерно легкомысленными и инфантильными, и какое-то время кажется, что спектакль ни о чем, но затем под внешним легкомысленным и инструментальным слоем повествования постепенно начинает проступать драматургия, и ближе к финалу становится очевидно, что спектакль не только не поверхностный, но и имеет довольно серьезный смысловой посыл.

О чем этот спектакль? О том, как мы скрываем эмоции и свои эмоциональные травмы, даже от близких людей, и что всё и все не то, чем кажутся. У каждого человека есть какие-то болевые точки, и травматичные эпизоды, от которых он бежит или абстрагируется, или просто прячет их от всех под маской внешнего благополучия. Или под напускной веселостью, или под философской угрюмостью, или нарочитым спокойствием и невозмутимостью, блокирующим кипящее негодование, или даже развязной распущенностью. Масок, которые мы носим, чтобы скрыть истинные эмоции, великое множество, и так в этом преуспели, что порою можно общаться с человеком годами, быть уверенным, что знаешь его, а на самом деле не знать ничего кроме его маски. Более того, можно самому настолько привыкнуть к своей маске, что уже не помнить толком, кто ты есть на самом деле. Героиня "девушка, совсем не похожая на ангела", пьяная и ведущая себя как распутница, хохочущая, ироничная, и соблазняющая всех подряд, а потом срывающаяся- чуть гротескный, но яркий и наглядный пример теории масок, с которыми играют люди. Крайне второстепенный персонаж, не имеющий никакого влияния на общую канву сюжета, но являющийся очень хорошей иллюстрацией к раскрываемой в спектакле теме травм и масок.

Следующий семантический пласт открывается когда все уже успели пожалеть главных героев, и их несчастные судьбы. Открывается неожиданно, и в первый момент даже обескураживает. Потому что в момент, когда кто-то из героев упивается своей жертвенностью, вдруг повествование буквально вспарывает монолог второстепенного героя, на фоне которого становится прозрачно очевиден вопиющий эгоизм, с коим каждый из героев оберегает свою несчастность, мнимую эксклюзивность своей боли, почему-то дающей ему, по его внутреннему ощущению, право на дурацкие безответственные по отношению к себе и к другим поступки, на особую чуткость и внимание, терпимость к нему со стороны окружающих. А ведь нередко печали эти раздуты, а то и вовсе надуманны.

Взять хотя бы Никиту. Переживает он, что его никто не любит, что он никому не нужен. А он сам что-то сделал, чтобы в нем кто-то нуждался? Вечная бравада и вранье, безответственность, поверхностность, и бегство от любой ситуации, где надо проявить себя взрослым сознательным человеком. Эдакий скользкий угорь, такой изворотливый, что не ухватишь, которому на все и всех плевать. Так за что его любить? И когда он упрекает Нелю в том, что у нее все сплошное вранье, он прав, но слышать этот упрек от него- нелепо, ибо в этом плане они как раз нашли друг друга. Он такой, потому что в семье уделяли ему недостаточно внимания и любви, или он не получает должной, по его мнению, любви, потому что он такой? А может, это вообще его интерпретация ситуации, и он получает любви не меньше других, просто по каким-то внутренним причинам ему все мало, и очень удобно чувствовать себя жертвой, оправдывая этим всю общечеловеческую несостоятельность?
Фотографии с сайта театра


Или Кай. Его квартира- основное место действия. Он никогда не закрывает дверь, у него практически проходной двор, и периодически появляются неожиданные гости. Он свободный художник, и находится в перманентном состоянии убежденного уныния. Он вспоминает дни, когда в этой квартире он жил с родителями, как весело справляли Новый год, была елка, и мама в белом платье, и отчаянно тоскует по этим временам. Теперь его мама в Исландии с новым мужем, которого Кай презирает только за то, что он "увел маму" (типичная детская ревность у взрослого парня), а папа с новой семьей в другом городе. И вот он, Кай, сидит такой несчастный, несет свою жертвенную брошенность как орден, оправдывая этим свою инфантильность, безделье, и занимается саморазрушением- институт бросил, не работает, ни к чему не стремится, просто сидит дома, курит, выпивает, наблюдает за своими друзьями, и трагически философствует.

А если задуматься, то в чем его трагедия? Парню за 20, взрослый мужчина, живет в своей квартире в Москве, даже не однокомнатной, сидит дома и бездельничает, строя из себя страдальца, просто потому, что родители развелись, и от него мама уехала. Абсолютно раздутая, надуманная проблема, на мой взгляд. Да, эта ситуация повлияла на него, безусловно, и наложила определенный отпечаток на его восприятие действительности, и посеяла вполне очевидные и естественные психологические зажимы. Но с этим живет огромное количество людей, и при этом строят свою жизнь, учатся, работают, любят, обзаводятся семьями, развиваются, - в общем, живут. Но Каю удобнее в роли страдальца. Это его сознательный выбор, на который он имеет право, но лично у меня это не вызывает уважения.





Самый позитивный персонаж- это Неля. Она активная, непосредственная, наивная и веселая. И, вроде бы, всем помогает, и хочет сделать хорошо. Но если присмотреться, и она несет свою жертвенную историю как орден, причем в отличие от других, еще и манипулирует другими людьми с помощью этого, виртуозная жертва. Пришла к незнакомому человеку, пустите пожить, мне идти некуда, родителей ненавижу, эхх... щас уйду одна в ночь глухую, без шапки. Доктору женатому, в которого влюбилась, рассказала про свою историю, порыдала у него на плече, и просит: женитесь на мне. Женщине, которая потеряла мужа, еще и прокурорскую речь прочла о ее поведении, и восклицала, как несправедливо, что любили вдову, а не её. Сама себе решила, что ребенок, за которым присматривала, достоин лучшей матери, и самовольно увезла его с собой... Еще и такой театр посредством этого устроила, манипулировала друзьями. И хорошая, вроде, девочка, светлая, позитивная, умеет настроение создавать, помогает всем, но при всем этом ослеплена своим эгоизмом жертвы, и под знаменами своих страданий ведь пройдет по головам в своих интересах, и не заметит.

Пьеса и спектакль называются "Жестокие игры". Не потому, что там есть насилие, или изощренные интриги. А потому, что эти самые простые люди, после пары жизненных испытаний присвоившие себе роли почетных страдальцев, живут, зациклившись на своих печалях, зачастую надуманных, и не видят ничего и никого вокруг, и в этом их эгоистичном равнодушии они совершают поступки, которые ранят тех, кто с ними рядом, бывают жестоки, сами того не сознавая, и приносят другим боль куда большую, чем переживали сами.

И финал более чем закономерен. Когда вместе собираются несколько эгоистичных жертв, запутавшихся в своих надуманных страданиях, столкновение эгоизмов неизбежно. И тупиковость их позиций тоже. Если все будут молчать, разговора не получится. Если все уйдут в оборону, движения вперед не будет. И финальная сцена за новогодним столом очень хорошо иллюстрирует эту истину. И какие бы правильные слова кто бы извне ни говорил, как бы ни старался разрулить ситуацию, что-то изменится к лучшему только тогда, когда кто-то примет волевое решение и выйдет из замкнутого круга. В данной ситуации так поступил Терентий, самый незаметный и тихий персонаж, оказался самым волевым и мудрым.

Это была моя субъективная интерпретация увиденного:) Из нее может показаться, что спектакль заумный или скучный, но это совсем не так. Напротив, спектакль протекает в легкой, даже легкомысленной тональности, в нем много ситуативного юмора, который находит искренний отклик в зрителе, и прокатывается по залу смехом, много забавных ситуаций, узнаваемых типичных жизненных моментов, непосредственности, есть и душевная теплота, и трогательность, и мудрость. Как написано в описании спектакля на сайте, Алексея Арбузова называли романтиком, поэтом драматической сцены. Спектакль действительно и пропитан своеобразным романтизмом, приятной душевностью, и одновременно драматичен.

И отдельно хочу отметить одну сцену, которая мне очень запомнилась. Это сцена, где "девушка, совсем не похожая на ангела", по просьбе Кая встает на стульчик, и читает вслух письмо его матери, адресованное ему. Сначала они оба глумятся над происходящим, над тем, что и как мама пишет, жестко иронично комментируют и обсмеивают, и это выглядит отталкивающе жестоко. А затем основной свет на сцене гаснет, только яркий луч вырывает из темноты девушку, читающую письмо, и мы видим не девушку, а мать Кая в ее обличии, слышим письмо ее, матери, голосом, с ее эмоциями, видим трепетную любовь матери к сыну, ее тоску по нему, и чувство вины, и боль разлуки... Потрясающее перевоплощение! И мы видим Кая- истинного Кая, его истинную реакцию на слова матери, без дешевой бравады и высокомерия. Видим трепет, нежность, любовь, надежду, и боль... А потом верхний свет включается, и все возвращается, и мы снова видим браваду и колючий смех. И хотя это так же неприятно и возмутительно, как было в начале, теперь, когда мы увидели правду, мы знаем, что скрывает, и какие чувства защищает эта показушная броня. Это была очень яркая и в эмоциональном плане пронзительная сцена, очень сильная, оставляющая неизгладимое впечатление, и режиссеру и актрисе Наталье Третьяковой за нее лично от меня большое зрительское спасибо.

Не могу сказать, что меня этот спектакль чем-то потряс, и вызвал яркий восторг, как "Мой городок", но к нему сложно остаться равнодушным, ибо актуальность тематики, которая в нем раскрывается, сложно переоценить, и постановка, в рамках которой раскрывается эта непростая тема, замечательна. Она оставляет долгое послевкусие, заставляя вновь и вновь возвращаться мысленно к поднятым в ней вопросам. Хороший спектакль, мы с удовольствием его посмотрели, и я могу рекомендовать его к просмотру.
Tags: театр
Subscribe

  • Листопад или мгновение чуда

    Вчера было снова солнечно🌞. И пока есть возможность, я снова пошла гулять- на этот раз отправилась к истокам города, в Петропавловскую крепость,…

  • Морская прогулка в Айя Напе на закате

    Вернулась в пятницу с Кипра. Могу с уверенностью сказать, что отдыхать в одиночку мне было абсолютно комфортно, и понравилось. Единственное только,…

  • Живописный шторм

    В Айя Напе вчера поднялся сильный ветер, который вызвал сильное волнение на море. На пляжах красный флаг,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments