danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Аквитанская львица" театра Ленком

В прошлое воскресенье я смотрела спектакль театра Ленком "Аквитанская львица". Спектакль повествует о событиях, происходящих в Англии в 1183году в королевской семье, где три сына короля охотятся за короной, король поддерживает одного сына, королева другого, и все друг против друга плетут интриги. Честно говоря, я не очень поняла, почему корона не передавалась по умолчанию по старшинству, как это обычно бывает, и имела место непримиримая борьба за корону, но сюжет истории завязан именно на этой борьбе.

Поскольку я очень не люблю интриги, содержание спектакля не позволило мне пережить вдохновенный восторг, какой я проживала предыдущие 2 раза, когда мне посчастливилось видеть Чурикову на театральной сцене. Но если смотреть на эти интриги безоценочно в нравственном плане, надо сказать, что они сплетены очень искусно, и тонко, и это сильно. Люди лгут друг другу - в порядке вещей, зачастую оба лгут, и оба знают, что сами лгут, и собеседник лжет, но продолжают диалог- зондируют друг друга, выведывают планы, пытаются просчитать дальнейшие действия. Многие диалоги- особенно Генриха с Алиенорой (короля с королевой), как словесный фехтовальный поединок, где каждое слово может нанести смертельный укол.

Эта постановочная фотография с какого-то постера, найденная в сети, очень хорошо отражает фабулу и суть спектакля. Королевское семейство- король, опальная, но сильная королева, любовница короля и падчерица королевы в одном лице, и три сына, алчущих короны.

Певцова на театральной сцене я прежде не видела, и хотя шла я на Чурикову, увидеть театрального Певцова мне было очень любопытно. Любопытство утолено:) Не скажу, что он бог сцены, как Збруев, Меньшиков, или Чурикова, но играет он очень убедительно. Харизматично, характерно, эмоционально. И в то, что его герой "поседел в одночасье", узнав о предательстве сына, верится безоговорочно.
Все фотографии в этом посте взяты на сайте Ленкома и на просторах сети


Сыновей играли неизвестные мне актеры, все трое высоченного роста, на голову выше Певцова, и "королева-мать" смотрелась на их фоне особенно миниатюрной, что ничуть не мешало ей ими манипулировать и командовать, и в свете контрастной разницы габаритов разница силы характера и харизмы, в которой, несомненно, королева была несравнимо выше своих непутевых отпрысков, была особенно ярко видна.

Музыкальное оформление спектакля живое. В углу сцены сидят музыканты, которые играют лютневую музыку. Лютневая музыка упоминается в основном в связке со средневековьем, и я не уверена, что такая музыка существовала в 1183г, когда происходит действие, но музыкальное оформление постановки очень органично вписывается в контекст и атмосферу спектакля, и я нахожу это режиссерское решение очень удачным. В одном из эпизодов под эту музыку все герои танцуют очень своеобразный танец. Не знаю, из той ли эпохи этот танец, но рисунок танца выглядит оч. оригинально, и весьма эффектно.


Ну, и, наконец, о самом приятном. О Чуриковой. Говорила это уже не раз, и не боюсь повториться: она богиня сцены! Я не знаю, как она это делает, но кого бы она ни играла, кем бы ни была ее героиня, Чуриковой достаточно просто выйти и молча сделать чуть заметное движение, и ею уже любуешься. Не потому, что знаешь, что это знаменитая актриса, а потому, что она буквально примагничивает взгляд. Настолько выразительна, точна во всех мельчайших мелочах, мастерски играет интонациями, как по нотам, и просто зачаровывает. Она восхитительна, великолепна! Видеть ее на театральной сцене поистине наслаждение.


Этот спектакль был бы тяжеловатым и мрачным, если бы режиссер-постановщик Глеб Панфилов не снабдил его таким уместным юмором. То и дело обстановку разбавляет ироничный юмор, которым оперируют герои, и это очень освежает обстановку, и разряжает атмосферу. Спасибо режиссеру за это решение,- как ни парадоксально, юмор тут уместен, и идет просто на ура.

А вот другое режиссерское решение довольно обескураживающее, и я не уверена в его уместности. Я говорю о начальной сцене спектакля, в которой с широкой королевской постели из-под шкур встает совершенно голый король (Певцов), и призывая любовницу к бодрствованию, направляется куда-то вглубь сцены, где опрокидывает на себя "душ" из ведерка, и только после этого перестает демонстрировать залу анатомию задней стороны своего тела и закутывается в простыню, одновременно облачаясь в исподнее. Благо (хотя для многих в зале это было,напротив, жаль:), он не поворачивался лицом к залу, и т.к. бедренные мышцы у него хорошо прокачаны, ничего лишнего видно не было, только задняя поверхность:) Тело у Певцова, конечно, спортивное, в отличной физической форме, и с эстетической точки зрения прекрасно, по всей поверхности. И историческая правда соблюдена, да. Но мне все же претит натурализм в театре, и в данном случае, на мой взгляд, в нем не было никакой необходимости. Но режиссер решил вот таким образом обеспечить включение зрителя в спектакль, без раскачки, мгновенным погружением:) И надо признать, что это сработало:)

События сюжета развивались драматично, и даже несмотря на юмор ближе к финалу было полное ощущение, что сейчас неизбежно случится что-то трагически страшное. Накал страстей достиг апогея, король поставлен перед невозможным, чудовищным выбором, и кажется, что выхода, при котором не прольется горько кровь, и не превратится в реку, смывающую героев одного за другим, просто не существует. По закону жанра эта история должна была закончиться как шекспировская трагедия. Но я очень рада тому, что финал оказался неожиданным. Что хитрость, проницательность и смелость Алиеноры позволила ей провернуть пронзительно рискованную комбинацию, и сделать невозможное. И самое удивительное- это слова, сказанные королем и королевой друг другу после всех этих баталий. Не знаю, так ли было в реальности, но очень хотелось бы, чтобы это было правдой. Потому что после всех этих интриг и вероломства, лжи и предательств простые, искренние слова, сказанные просто по-человечески, без какой-то стратегической цели, а от сердца, очень согрели.

Резюме. Интересный спектакль с не самым приятным с нравственной точки зрения сюжетом, но сдобренный отличным юмором, и великолепно сыгранный. Очень качественная постановка, достойная просмотра с удовольствием.
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments