danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Спектакль "Бедные люди" в ТЮЗе

В субботу я смотрела в ТЮЗе спектакль Бедные люди. В основу сюжета легла одноименная пьеса, современная свободная интерпретация одноименного же произведения Достоевского. Такая вот непростая цепочка пролегла от замысла классика до театральной постановки, но результат не разочаровывает,- напротив, постановка целостная, смысловой посыл классика сохранен и отчетливо прорисован, а элементы, пришедшие в постановку из интерпретации, оживляют безнадежность повествования, дают небольшие иронические отступления, оттеняющие мрачноватые сцены основного действия, и сглаживающие их темные краски.

Также некоторые события поданы в несколько иной тональности. Например, сватовство Быкова представлено не как вероломный расчет из желания оставить без наследства племянника, а как искреннее раскаяние в содеянном и желание искупить вину. Т.е. факт сватовства неизменный, а наполнение подретушировано, и сразу событие воспринимается несколько иначе- спокойнее, мягче.

"Бедные люди" у классика- эпистолярный роман, в письмах. Такой формат течения повествования довольно сложен для гармонично смотрибельного воспроизведения на сцене, но в постановке ТЮЗа эта задача решена умело и ненавязчиво. Эпистолярность остается - зритель видит и понимает, что большая часть монологов героев- их письма, эти монологи произносятся несколько иначе, чем обычная устная речь, и периодически герои сопровождают свои слова движением большого пера. Некоторые сцены, в которых есть сюжетность, разыгрываются традиционным образом.

Фотографии с официального сайта ТЮЗа


Для Достоевского это был социальный роман. И действительно, бедность героев удручающая, и гнетущая, ломающая их, и не дающая им не только реализовывать свои мечты и желания, но и даже осмеливаться толком их иметь. Но для меня постановка стала не только об этом, но еще и об инфантильности и романтичной блаженной безответственности. Хотел Макар влюбленный окружить Варвару красотой, дать ей все самое лучшее- очень похвально. Отказывал себе о всем ради этого- ОК, это его выбор. Но тратить то, чего нет, причем в таком количестве, какое не сможешь вернуть, и не думая о том, чем будешь жить и что будешь есть (причем не только ты, но и драгоценная твоя пассия)- не дикий инфантилизм ли это, не безответственность? Покрасовался, продемонстрировал себя тем, кем не является- состоятельным благодетелем, и.. Для чего? Ведь загнал сам себя в тупик, откуда выбраться крайне сложно, и все равно увидела пассия правду, причем не просто скромного в возможностях человека, а хуже- беспомощного, жалкого, безнадежного нищего. И вместо того, чтобы как-то пытаться заработать, выбраться из ямы, куда себя загнал, он хвост поджал и пытается глупо сбежать от проблемы через запой.

Честно говоря, как бы ни были чисты помыслы и чувства Макара, мне сложно ему симпатизировать, ибо если человек не готов нести ответственность за свои собственные действия, и что-то предпринимать для решения своих проблем, то каким бы он чудным романтиком ни был, на него нельзя положиться. И мне не жалко Вареньку, когда она принимает решение выйти замуж за Быкова. Да, там нет чувств, и брак по расчету. Но не только материальное благополучие получает она, приняв это предложение. Она еще и спасает себя от тяжелого якоря на шее, который со всей своей романтичной непосредственностью и безответственностью непременно утянул бы ее на дно, и чувства пробли бы быстро, а безнадега осталась. В общем, грустная история, но жизненная. И финал романтично развивавшегося повествования контрастно холодно рациональный. Но, мне кажется, очень верный.

Сценография в постановке минималистичная, и довольно оригинальная - очень образная и многофункциональная. Необычный подход, но он себя оправдал, и странноватые декорации вписываются в постановку вполне гармонично, и позволяют удивить зрителя, не шокируя, а увлекая его.


В постановке заняты 3 актера: Макара, а также отца Петеньки сыграл нар.артист РФ Валерий Дьяченко, мастерство которого у меня уже не раз была возможность оценить. И в этой постановке он был выразителен, и очень хорош. Вареньку сыграла Юлия Нижельская, а таинственного Некто, который по ходу повествования сыграл еще и всех дополнительных персонажей, сыграл Радин Галиуллин. Больше всего мне понравилась его Федора, -чрезвывайно колоритная "дама" получилась:)

Спектакль драматический, так что особого вдохновения он не оставляет, у него и нет такой задачи. Но тема раскрыта, и актеры играют замечательно, так что постановка однозначно достойна внимания.
Tags: театр
Subscribe

  • Огнищенский уикенд

    Этот уикенд был очень насыщенным! Вечером в пятницу после работы я вечерним Сапсаном отправилась в Москву, где меня безумно радушно встретила и…

  • Рождение племяша

    Сегодня у нас в семье случилось пополнение! У моего младшего брата родился сын! С трудом верится, что мой братишка уже сам папа хотя что

  • Завершение истории с хищением бонусных средств в Юлмарте

    Забыла рассказать о том, как завершилась история с хищением моих средств из личного кабинета Юлмарта. Я написала туда обращение 31 мая. Недели 2…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments