danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Наш городок" в Молодежном театре на Фонтанке

2 марта я смотрела еще один спектакль, билет на который я получила на свой ДР. Это был "Наш городок" в Молодежном театре на Фонтанке, поставленной по пьесе Торнтона Уайлдера, за которую автор получил Пулитцеровскую премию. Я к стыду своему, пьесу не читала, но когда выбирала спектакль, у этого были такие вдохновенные отзывы в прессе, что я была заинтригована, и просто не могла пройти мимо.

Спектакль начинается необычно и демократично. Свет в зале горит, о времени начала действия напоминает лишь стрелка часов. На сцену из-за кулис как бы между делом выходит актер, который выполняет в спектакле роль рассказчика. Подходит к краю сцены, обращается к зрителям с просьбой отключить мобильные телефоны, и тут же начинает рассказывать понемногу о спектакле, пьесе, обозначает время, когда происходит действие (1901г), место действия (маленький провинциальный городок в американском штате Нью-Хэмпшир), и переходит к описанию городка. Ходит между декорациями (которые из себя представляют белые металлоконструкции), и объясняет, где чей дом, кто где живет... Потом говорит что-то вроде "нет, конечно, это декорации, но чтобы вам было понятно..." Таким вот незатейливым образом прокладывается мостик между действием, происходящим на сцене, и зрителями в зале. Рассказчик одновременно присутствует внутри действия, и выступает как непосредственный участник событий, и в то же время обращается к нам, зрителям, тоже на равных... И, кстати, только сейчас, описывая это, я поймала себя на мысли, что он словно вне времени, вне обстоятельств, как олицетворение некой высшей силы, наблюдающей за жизнью людей на протяжении многих веков...

Но то, что это экзистенциальный спектакль, заставляющий о многом задуматься, становится понятно только в третьем действии. А первое действие меня не особо впечатлило. Маленький захолустный городишко, где все друг про друга все знают, где практически ничего не происходит, жизнь циклична и однообразна, люди доброжелательны, но наивны, просты и предсказуемы, и только лишь подростки своей нарочитой громкостью и активностью, и наивными репликами нарушают монотонность событий. Постановщик не дает зрителю скучать: несмотря на описанное однообразие жизни в городке, действие на сцене весьма динамично, и даже позитивно. Действующие лица одеты в светлые костюмы, фоном звучит незатейливая, но зажигательная мелодия, то и дело происходят массовые танцы... а по завершении некоторых эпизодов звучит звук словно от от затвора фотоаппарата, и мелькает вспышка. Мгновения жизни будто запечатлеваются на какую-то невидимую пленку.. не то истории, не то памяти...
Скучно не было, но я смотрела и думала о том, что и интересного тут, собственно, особо ничего нет- обычная жизнь обычных людей в обычном маленьком городишке, и не очень понятно, о чем история, в чем соль.
Все фотографии в этом посте с официального сайте театра


События второго действия происходят через 3 года после первого, и повествуют нам про любовь подросших детей из двух семей городка. То, как отношения из просто приятельских, с тайной привязанностью и детской ревностью, сцены которых показаны довольно реалистично и весело, пережили детство, и переросли в юность и любовь. Подготовка к свадьбе и свадьба показаны шумно и весело, задорно. А сцена, когда обнаружила себя любовь, достойна отдельного внимания. Сначала идет просто дружеский разговор в кафе. А потом звучит более проникновенная музыка, которую мы еще встретим в 3м отделении, и которая до сих пор играет у меня в голове, и происходит удивительный и оч. необычный танец. Его оч. сложно описать, а фотографий, к сожалению, нет. Он проходит словно в замедленной съемке, и почти в невесомости. Движения героев неординарны, даже странны, но при этом этот танец выглядит целостным и абсолютно гармоничным, и несмотря на такой причудливый рисунок, смысловой посыл, который ему надлежит нести, читается без труда, воспринимается не столько на сознательном, сколько на эмоционально-чувственном уровне. Потрясающей красоты сцена.


А третье действие встречает нас через 9 лет после второго, на кладбище, и расставляет все по местам. Мы видим много знакомых лиц, узнаем некоторые истории кончины, и наблюдаем за жизнью с той стороны, где ее уже нет. Здесь свой мир, по-иному воспринимается реальность (например, прибытие нового постояльца, ушедшего в их мир- то, что у живых вызывает горе, здесь вызывает оживленную радость), и жизнь отсюда выглядит и ощущается совсем иначе. В этом действии вся женская часть зала утирала слезы. Не потому что давили на жалость,- нет, такого и близко не было. Просто то, что показывали, и главное, то, как это показывали, было просто и одновременно обескураживающе, и настолько тонко на эмоциональном уровне, что это очень трогало. А в некоторых эпизодах было так красиво, и настолько пронзительно проникновенно, что остаться равнодушным, по кр. мере, для женщины, было, по-моему, нереально. На сцене, где доктор пришел на могилу жены, дрогнуло и мое сердце. Я не знаю, как это описать, как можно передать словами атмосферу сцены, когда два человека молча стоят друг напротив друга, один- в черном, раздавленный горем новой потери, стоит и серьезно и задумчиво смотрит куда-то мимо нее, в пустоту... а она - слегка улыбаясь, как она всегда это делала при жизни, смотрит на него... И при этом у зрителей мурашки по спине, и слезы на глазах. Невозможно описать волшебство, даже если оно грустное, а именно оно, по-моему, и было перед моими глазами.

Эпизод, где Эмили прощается с загробным миром, и собирается уйти вместе с живыми, символичен и пронзителен в каждом "кадре". И в ее наивных прощаниях, и в том, как закрываются ворота, и в ее обескураженно-надрывном "когда это пройдет??!". И все, что происходит дальше, это уже симфония на тонких струнах зрительских душ. Простые, казалось бы, очевидные истины, но они звучат настолько пронзительно, что от них нельзя защититься, каждый эпизод, каждое слово метит прямо в сердце... И воспоминания, в которых все обретает гротескные формы и яркие краски, так символичны... И жизнь, та самая обыденная жизнь, что в первом действии заставляла меня задаваться вопросом о том, что тут, собственно, интересного, когда смотришь на нее с той, другой стороны, воспринимается абсолютно иначе.

Этот спектакль заставляет зрителя увидеть и прочувствовать то, как на самом деле ценно все то, что мы не замечаем в нашем каждом дне. Все мелочи, все самые обычные вещи и слова... «...тиканье часов... И мамины подсолнухи... И еда, и кофе, и вечно подгоревший бекон... И свежеотглаженные платья, и горячая ванна... и сон, и пробужденье.» Потому что сколь бы часто это ни повторялось, наступит момент, когда этого больше не будет... И почти как приговор, и одновременно руководство к действию звучит маленький диалог Эмили с рассказчиком:
-скажите, хоть кто-нибудь замечает жизнь, пока он жив?
-нет... Может, святые или поэты, не знаю, но вообще - нет...
Этот спектакль о ценности мгновения, и жизни в целом. Глубокий и экзистенциальный, трогающий до глубины души, и оставляющий долгое послевкусие. Великолепная постановка, к просмотру рекомендуется!
Tags: театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Море

    Ну вот, спустя 2 года, я снова на море. На этот раз- Левантийское (до сегодняшнего дня я и названия такого не слышала:). Подходы…

  • Лиза Си 'Снежный цветок и заветный веер'

    Прочла книгу Лизы Си 'Снежный цветок и заветный веер'. Не могу отнести себя к любителям книг про Китай, но эта книга произвела на меня сильное…

  • Кипру быть, и как доехать из аэропорта до Айя Напы

    Я тут на днях сетовала на тернистую дорогу к путешествиям в этом году. Так вот, несмотря на все описанные тогда перипетии и обломы, я-таки…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments