danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Человек в футляре" в ТЮЗе

Вчера я снова благодаря spbblog была в ТЮЗе, смотрела "Человек в футляре". Тема закрытых людей, людей "в футляре", никогда не потеряет своей актуальности, а сейчас, в эпоху интернета и пряток от реальной жизни за экранами мониторов, наверное, актуальна как никогда. Постановка ТЮЗа короткая (всего 1,5 часа), но емкая, выразительная, и необычная. Согласно информации на сайте, это было отмечено и номинацией на Золотой Софит, и наградами чеховского фестиваля в Ялте: Нар. арт. России Валерий Дьяченко получил Хрустальный Фронтон за лучшую мужскую роль, а Коллектив Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева получил Хрустальный Фронтон за оригинальность театрального языка современной чеховианы.

Награда Валерия Дьяченко абсолютно заслуженная. Его Беликов странен и закрыт, и словно невесом, и при этом предельно убедителен. Удивительный образ- не столько по содержанию, сколько по исполнению. Часто, бывает, я хвалю артистов за филигранную точность прорисовки образа. А здесь образ словно был нарисован умелой рукой художника мягким карандашом- не детально, но метким и емким контуром, и затем кто-то провел по рисунку рукой и карандашный контур размазался, оставив узнаваемые очертания, но при этом словно став легче, но больше прежнего, потеряв границы. И вот в таком виде, узнаваемом, но невесомом Беликов в исполнении Дьяченко и предстает перед зрителями. Он ходит мягко, аккуратно, мягко пружиня, он говорит, хоть и критично, но не утвердительно, он выражается витьевато и мечтательно, и создается полное впечатление, что образ этого человека нечеткий, ему словно не хватает по жизни точки, какой-то внутренней опоры, которая навела бы на нем фокус и сделала образ более утвердительным. А благодаря голосу Дьяченко, звучавшему то мягко и почти безлико, то звучно и низко, все это выглядело и ощущалось вообще сюрреалистично.

Все фотографии в этом посте с официального сайта ТЮЗа



В спектакле задействованы еще 3 актера, двое из которых - Александр Иванов и Алексей Титков, хорошо знакомые мне по другим спектаклям ТЮЗа,- перевоплощались во время действия, и сыграли каждый по нескольку разных персонажей. Иногда даже очень неожиданных:) Хорошо сыграли, молодцы.


Единственное, для меня было несколько дискомфортно то, что определенная часть спектакля прошла на украинском языке. Герои были хохлы (так и говорилось, ими самими), простые люди с хутора, и надо было показать, даже в несколько гротескном виде, их колорит. Задумка понятна. Но зачем для этого говорить на языке оригинального персонажа? Весь этот колорит элементарно показывается акцентом и характерным говором- он узнаваем всеми, его ни с чем не спутаешь. Язык, конечно, тоже можно понять, даже если им не владеешь, как в моем случае, но лично меня очень напрягало вслушиваться и пытаться вычленять смысл из этого разыгравшегося национального колорита. Режиссеру, конечно, видней, но по мне так это было лишним- русскоязычный театр, показывающий спектакль, поставленный по российскому классику, писавшему на русском языке, в российском городе для русскоязычных зрителей, по-моему, имеет все основания не выпендриваться и говорить в спектакле по-русски.

Благодаря такой почти сюрреалистичной подаче образа Беликова, и динамической череде сменяющих друг друга образов, исполняемых другими актерами, в целом от спектакля осталось впечатление как от Беликова- суть и идея ясна, а контуры словно размыты, никак не сфокусировать взгляд, чтобы получить целостную и логичную картину. Из-за этого у меня остались странные впечатления, и если меня спрашивают о спектакле, я могу долго говорить о частностях, об идее, и об оригинальном прочтении и подаче образа Беликова, но для характеристики спектакля в целом первым у меня просится слово "странный".

Резюме. Необычный спектакль, но драматический и не развлекательный. Его можно рекомендовать к просмотру взрослым, готовым к оригинальным режиссерским решениям относительно подачи материала.
Tags: театр
Subscribe

  • "Crederò" Mario Biondi&Il volo

    На днях на свежем альбоме итальянского исполнителя Mario Biondi обнаружила красивую песню, кот. исполняется дуэтом с Il volo. Альбом мне не зашел…

  • Юбилейный концерт И.Крутого и классные Brio Sonores

    Я вчера смотрела по наводке Авербуха юбилейный концерт Игоря Крутого, кот. состоялся в 2019г в Москве. Смотреть я его стала, потому что это был…

  • Выступление Андреа Бочелли в Дуомо Милана

    Легендарный итальянский тенор Андреа Бочелли в день католической Пасхи по приглашению города Милана дал небольшой концерт из главного собора - Дуомо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments