danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль «Воспитание Риты» в ТЮЗе

Вчера благодаря spbblog я уже по хорошей традиции снова была в ТЮЗе, и посмотрела еще один замечательный спектакль: Воспитание Риты. Как верно отмечено на сайте театра, "сюжет пьесы современного английского драматурга Уилли Расселла «Воспитание Риты» навеян знаменитой комедией Бернарда Шоу «Пигмалион»", только на этот раз в роли подопытной парикмахерша, и превратиться она хочет не в прекрасную леди для высшего света, а в образованного человека, чтобы "все знать".

Главная героиня предстает перед нами активной особой, неотесаной, совершенно бесцеремонной, грубой в лексике, и резкой в движениях и оценке всех окружающих.
Все фотографии в этом посте с официального сайта ТЮЗа


Профессор, преподающий английскую литературу, к которому она пришла просвещаться, по сравнению с ней - мэтр, светило, но явно подуставший от своей короны, от себя, и от жизни вообще, и любящий подукрасить себе реальность чем-нибудь горячительным. Юная Рита, ворвавшаяся в его размеренную, полусонную жизнь со своей безудержной жаждой знаний, неутомимым энтузиазмом и энергией, непосредственно и эмоционально повествующая ему об эпизодах своей бесхитростной жизни, и задающая вопросы о нем, чрезвычайно развлекает его, и неожиданно вызывает целую гамму чувств, заставляя его с нетерпением ждать четвергов, когда проходят их занятия.

Во время уроков они ведут дискуссии, спорят, зачастую не столько о литературе, сколько о жизни вообще, в процессе чего раскрываются оба как личности, со всеми своими достоинствами и недостатками, и по-своему привязываются друг к другу. И чем больше они занимаются, тем яснее становится, что не только Рите необходимы эти занятия, но и профессору, а порою и неизвестно кому больше, ведь Рита, со свойственной ей решимостью всем своим существом погружается в процесс обучения, и находится в нем перманентно, а профессор выныривает из болота своей повседневности только во время занятий с Ритой. Они оба меняются, - сначала синхронно, но потом Рита движется все быстрее и быстрее... И в какой-то момент становится очевидно, что профессор со своей ленивой неторопливостью безнадежно отстал от темпа Риты, и они уже не на одной волне.

И тогда начинается новая глава взаимоотношения героев. После летних каникул, которые Рита провела в летней школе, непрерывно обучаясь, она вернулась к профессору совершенно другим человеком. Она иначе одета, иначе держится, иначе говорит. Она декламирует Блейка наизусть, цитирует классиков, и рассуждает о смыслах литературных произведений. Это больше не забавная, безудержная Рита, развлекающая своими непосредственными рассказами, это серьезная девушка- зубрилка. Она уже более деликатна в оценках окружающих, но уверившись в своих знаниях, теперь осуждает незнание или инакомыслие тех, кого теперь считает равными себе, и демонстрирует нешуточное фарисейство.


И в ходе того, как дальше развивались события, мне подумалось, что эта история не только об образовании, не только о человеческих взаимоотношениях, привязанностях, слабостях и стремлениях. Эта история еще о принятии себя, и о том, как сильно это отражается на мировосприятии и поведении, и о разнице моделей поведения человека действия и "жертвы". Чем более человек недоволен собой, тем более критичен он в оценках окружающих- то, как Рита беспощадно ругала всех, кто ее окружал, - коллег, клиенток, домашних,- очень ярко отражало ее жесткое неприятие себя. В эпизоде, когда она постеснялась зайти в дом профессора, когда ее пригласили в гости, из-за внешнего фасада неприступной самоуверенности проступает ее истинная самооценка- неуверенность, ощущение себя недостойной быть рядом с образованными людьми, которым считает себя не ровней. Ей хотелось быть другой, полностью себя изменить, и она, как человек действия, сделала это. Приняла ли она себя новую? Не сразу, и, может, не полностью, как любой перфекционист, но все же в конце она уже совсем другая, и не только по уровню мышления. Она другая во всем, в том числе и в отношении к тому, что она не одобряет - увидев падение дорогого ее сердцу профессора, разруху, в которой она его находит, она не ругает его, не возмущается, не дает резких оценок. Ей грустно видеть то, что она видит, но достигнув гармонии с самой собой, она не пытается его изменить, дает ему право самому сделать его выбор.

Профессор тоже весьма критичен к окружающим, просто в силу воспитания не настолько резок, но он классическая "жертва", упивающаяся саможалением по поводу своей несостоявшейся гениальности как поэта, жаждущий и одновременно гневно отвергающий любую похвалу своих литературно-поэтических талантов. Он ничего не делает для того, чтобы изменить ситуацию, топит свое недовольство собой, всеми и вся в алкоголе, после которого, как он сам говорит, чувствует себя состоявшимся и великим, и оживает только на подпитке положительными эмоциями извне. Собственно, это и есть основание и формула его привязанности к Рите, и это же стало причиной его срыва после того, как она изменилась. Был ли он безнадежнее Риты, когда она к нему пришла, такая грубая и выражающаяся как рыночный грузчик? Едва ли. Но в этой истории мы видим очень наглядный пример того, как желание изменить ситуацию, и готовность это сделать приводят к успеху даже тех, кто изначально кажется безнадежным, а "жертва", даже имея на старте все шансы на успех, так и остается на месте, не только не развиваясь, но и теряя шаг за шагом и то, что имела. Очень поучительная история, если задуматься над ней в этом ракурсе.

Роль профессора играл давно уже полюбившийся мне в ТЮЗе народный артист Николай Иванов. Абсолютно его роль, он в ней абсолютно органичен и убедителен на всех этапах развития этой истории и динамики поведения его героя. Ему веришь, безоговорочно, каждому его слову, каждому взгляду. Даже когда его герой неправ, даже когда он неприятен... В каждую минуту действия на сцене перед нами живой, противоречивый, мятежный герой- профессор, его жизнь, эмоции и переживания, и его судьба.
Елизавета Прилепская тоже сыграла свою героиню весьма убедительно.

Постановка спектакля достаточно классическая, но, мне кажется, что здесь и не нужно оригинальничать- материал и так глубок и занимателен, его нет нужды оживлять ярким украшательством. Хотя один неожиданный эпизод в самом финале все же случился. Он как раз запечатлен на фото. Когда Рита говорит "одно- я точно могу для вас сделать", и встает вот так, как на фото, честно говоря, возникают очень недвусмысленные догадки о ее дальнейших действиях, причем не только у зрителя, но и у профессора, судя по выражению его лица (в динамике). И переживаешь даже небольшой шок, и в голове бунтует мысль: "как, и вот ЭТИМ все закончится?!" Но финальный эпизод заставляет зрителя выдохнуть и широко улыбнуться, за что создателям спектакля отдельное большое спасибо:)
Резюме: Постановка ТЮЗа "Воспитания Риты" очень достойная, и ее просмотр порадует ценителя хорошего драматического театра. Играли замечательно, 2 часа 15 минут спектакля пролетели очень быстро. Спектакль рекомендуется к просмотру.
Tags: театр
Subscribe

  • Танграм

    В пятницу шла в обеденный перерыв по улице, и зацепилась взглядом за вывеску у стола, на котором были расположены разные яркие коробочки: фитнес для…

  • Неправильный брасс

    Сегодня была вторая тренировка в школе брасса. Когда я выбирала курсы, мне оч. понравилось в описании, что это самый простой и удобный стиль…

  • Замороженный манго от freshimport

    Я люблю манго. Но у нас, к сожалению, его спелым, и по-настоящему вкусным, в продаже найти крайне сложно. И лично у меня еще ни разу это не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments