danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Затмение" в театре "ЦехЪ"

Вчера по приглашению от spbblog я побывала в маленьком молодом театре "ЦехЪ", открывшем минувшей осенью свой второй сезон, где смотрела спектакль "Затмение", поставленный по мотивам повести Фридриха Дюрренматта "Лунное затмение". В нашем городе много театров: есть большие, есть маленькие, и есть совсем крошечные театрики, организованные энтузиастами своего дела,- назовем их театры-студии. ЦехЪ относится как раз к последней категории. Такие театры обычно расположены в очень компактных помещениях в подвальных или чердачных локациях, пусть к которым найти зачастую представляет целый квест, но внутри все очень просто и по-домашнему, и царит доброжелательная, приятная атмосфера, а постановки, рождающиеся в этих стенах, могут иногда впечатлить и очень искушенного зрителя.

По всем законам жанра театра-студии, найти "ЦехЪ", даже имея карту, не так просто:) Он находится на Конюшенной пл. 2, и найти этот дом, и арку, в кот. надо войти, труда не составит. У входа в арку есть указатель, и внутри арки есть стрелка вперед. Но войдя во двор, понимаешь, что там очень много разных заведений, и зданий, в каждом из которых несколько этажей, и еще арка дальше по курсу. И куда идти - не очень понятно. Поэтому театрику на заметку: там очень нужна еще одна стрелка: на клубе, или здании рядом, как у квестов и еще каких-то соседей Цеха. Ну, а пока стрелки нет, всем будущим зрителям даю подсказку: через арку проходите, пересекаете темный двор вперед, и не доходя до клуба, сворачиваете направо, идете до упора, держитесь левой стороны, прямо по курсу будет вход в здание, там будет указатель. Лестница здания весьма аутентична- свежевыкрашеные низкие арочные своды, кирпичная кладка, проводка наружная, висящая гроздьями.. чем-то мне это очень напомнило Этажи (система эксплуатации здания та же), только здесь все светлее, чище и приличнее. В общем, внутри все гораздо приятнее и комфортнее, чем можно подумать, глядя на здание снаружи, так что идите смело, внутри все хорошо:)

"ЦехЪ" расположен на 3 этаже, и занимает небольшой зал, комнату, выполняющую роль холла, где стоит буфет, стол, стулья, и висит вешалка для одежды, и отсюда же вход в пару служебных помещений, в т.ч. кассу. Для тех, кому в комнатке покажется тесным, стоят стулья в коридоре, там тоже можно располагаться. Все демократично, спокойно, и достаточно комфортно. Единственное- в холле тепло, а в зрительном зале холодно. Об этом предупреждают всех, и к этому стоит прислушаться. Лично я сидела в уличной одежде, и у меня не было ни малейшего желания что-то снять, даже шарфик.

Я приехала довольно рано, и у меня было предостаточно времени чтобы осмотреться. Театры-студии обычно довольно креативно подходят к оформлению холлов, и ЦехЪ не стал исключением. Стиль их декора довольно минималистичен: функциональные предметы, практически ничего лишнего, но не без оригинальности. Например, столик в холле представляет с собой огромную шину от грузовика, покрашеную в красный цвет, центр которой закрывает круг из темного стекла. Цветовая гамма декора- бело-черно-красная. С одной стороны, яркая, нормальная гамма, весьма гармонично звучащая в позитивной, доброжелательной атмосфере этого места, но с другой стороны, благодаря своеобразию форм, меня не покидало ощущение, что прежде тут был садо-мазо салон, и гамма и некоторые предметы остались от них:) Например, черные стулья в металлических заклепках, обтянутые различным образом черной кожей, с вкраплениями красных нитей.

Или люстра из цепей, дающая такие причудливые тени на потолке... Странноватые рисунки на стенах... Или подтеки красной краски на белой стене под черным динамиком, словно подтеки крови (возможно, мне просто надо прекратить смотреть CSI:))

Впрочем, что бы там ни было до театра, и даже если это собственный дизайн Цеха, все это никак не влияет ни на приятную атмосферу заведения, ни на качество и характер его репертуара:)

В буфете перед спектаклем на небольшой плитке один из работников (как оказалось, актер) жарил яичницу, стоя не со стороны бармена, а снаружи стойки. Я, подивившись, списала было это на особо ярко выраженную домашнюю атмосферу в театре:) Но оказалось, что это было такое своеобразное начало действия. Как только яичница была готова, ее отнесли в зал, прямо на сковородке, и запустили зрителей. Зрителей рассаживали вокруг очень большого квадратного стола, который оказался сценой. Пока все рассаживались, в центре ближайшей к входу стороны "стола" сидел молодой человек в одежде пастора, и с аппетитом поедал ту самую яичницу, прямо со сковородки, расхваливая ее на все лады, и даже дал сидящему рядом зрителю попробовать, заценить вкус:). Это был следующий шаг к погружению зрителя в действие:)

Когда все расселись, оказалось, что с каждой стороны стола в центре сидит актер, и действие разворачивалось то прямо из зрительских рядов, где актеры сидели за "столом" вместе со зрителями, то на сцене, в которую то и дело превращался стол, когда для показа эпизодов, не связанных с дискуссией, разворачивающейся за столом, актеры поднимались в центр стола. В описании спектакля было написано "Театр «ЦЕХЪ» приглашает на закрытое заседание. Богом забытая община соберется за одним огромным столом в дни полного лунного затмения решить дело, которое касается каждого…" Так и было. Действие происходило в небольшой деревушке, затерявшейся где-то в горах Швейцарии (имена геров, прявда, были больше похожи на скандинавские, но в спектакле озвучили локацию в Швейцарии), где, сознательно оградившись от внешнего мира, жила закрытая община. Тяжелый быт, бедность, ограниченность круга общения членами общины, отсутствие образования и иных достоинств цивилизации, цикличность и однообразие, и идейная категоричность, отстаивающая принципы существования общины - такова жизнь членов общины.

И вдруг происходит событие, переворачивающее жизнь всей общины. В один холодный снежный вечер в деревне появляется шикарно одетый незнакомец, который после оказывается бывшим членом общины, сбежавшим из деревни 40 лет назад, и ставшим за это время миллионером в большом мире. Посмеиваясь над тем, что за 40 лет тут ничего не изменилось, он делает общине щедрое предложение: заплатить 14 миллионов (т.е. по миллиону на каждую семью) за то, чтобы они убили одного своего собрата. Что сделает община? Как поведет себя кандидат в мишени? Устоят ли ценности и принципы общины, повторяемые и отстаиваемые десятилетиями, перед соблазном отдаться золотому тельцу, которого они порицали столько лет, и расстаться с безысходностью и тяжелым бытом, в котором они и их дети живут? Все это зрителю предстоит узнать во время спектакля: стать свидетелями дискуссии, выслушать аргументы и доводы, лицезреть разврат и подхалимство, лицемерие и малодушие, глупость и наивность... Сколько пороков может быть сокрыто за благочестивыми лицами членов закрытой, объединенной высокими идейными идеалами общины? Сколько бы ни было, все они мелькают перед зрителем в карнавале сменяющих друг друга образов, в которые мгновенно перевоплощаются актеры, убедительно и ярко проживая и показывая зрителю каждый образ.

Эта история могла бы стать душераздирающей драмой, но постановщик решил донести до зрителя драматический смысл сюжета иным способом- используя художественный инструмент фарса и гротеска. По сути, каждый из героев стал своеобразной карикатурой на самого себя, что в данном контексте, где внешнее благочестие существенным образом отличается от внутренней порочности, весьма символично. Гротеск используется умело, не грубо, и выглядит вполне органично. Некоторые сцены, отражающие какие-то зарисовки из душевной стороны общения героев, оформлены с использованием необычной пластики, весьма грубой благодаря гротеску, но при этом в целом сцены выглядят целостно и гармонично. Даже в каком-то смысле красиво. Единственное, что меня несколько утомило- это речь пастора в пустой церкви. Ее можно было вообще не использовать, или, по кр. мере, существенно сократить. Ну, а в остальном- спектакль длится 1ч 20мин., действие развивается динамично, и это время пролетает очень быстро и незаметно.

Резюме. "Затмение" в театре-студии "ЦехЪ"- оригинальная, живая, и очень любопытная постановка, не оскорбляющая театральных традиций, но во многом смелая, и которую стоит увидеть тем, кто не боится неординарных художественных решений и свежих ракурсов.
Tags: театр
Subscribe

  • Новогоднее убранство в ДЛТ

    В последнюю пятницу этого года Вышла я с работы с мыслью сходить посмотреть новогоднее убранство в ДЛТ, а там метель.🌨 Нет, чего в такую метель…

  • Предновогодняя красота в Пассаже

    Относительно недавнее изобретение маркетологов для повышения популярности магазина в новогодние праздники- обустройство красивой фотозоны для всех…

  • Романтичные красоты предновогоднего Питера

    В Питере сумрачно и снежит. Поснеживает, я бы сказала. Белыми чистенькими газончиками, сверкающими на солнце, к сожалению, и не пахнет. Слякоть на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments