danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Вино из одуванчиков или Замри" в ТЮЗе

На днях благодаря spbblog я смотрела в ТЮЗе спектакль "Вино из одуванчиков или Замри", поставленный по известному произведению Р.Брэдбери. Это грустное, но во многом светлое, очень проникновенное и трепетное, атмосферное, философское, по-житейски мудрое произведение. Оно затрагивает тему смерти, с которой все мы сталкиваемся рано или поздно, и раскрывает тему противопоставления детства и старости, наступает на какие-то потаенные внутренние кнопки и мозоли- жалость, одиночество, ностальгия, точка, в которой достигаешь своего горизонта, совесть, и разделяющая тебя с уходящим глубокой пропастью, неутомимая, вопреки всему, жажда жизни… Все это и попытались отразить в своем детище создатели спектакля.

В книге повествование разделено на несколько историй, связанных друг с другом только главными героями,- братьями Сполдингами,- настроением, и местом действия. Каждая из них освещает какую-то отдельную грань общей идеи произведения. В спектакле каждая история тоже показана обособленно, но не целиком, - на сцене одновременно находятся фигуранты всех историй, каждый в своем небольшом анклаве, и действие переходит от одной истории к другой, по кругу, таким образом создавая некое единство. Это интересный, и правильный, наверное, подход, ведь в жизни главных героев, мальчиков, действительно все эти события происходили примерно в одно время, и из этой событийной круговерти складывалось целостное эмоциональное восприятие того, что есть жизнь, что было их жизнью в то лето, и что запомнится им на долгие годы.

Но все же у постановщика спектакля несколько иначе расставлены смысловые акценты, нежели в книге. По моим субъективным ощущениям, смысловой фокус спектакля больше направлен на старость, и на то, чтобы дети (а целевой зритель тут именно дети, подростки 14+, это же ТЮЗ) прочувствовали освещенные в спектакле тонкие психологические моменты пожилых людей, и, быть может, скорректировали как-то свой взгляд на эту тему. Это достойная цель постановщика, и стратегически верная для ТЮЗа, я думаю. Тема старости в постановке раскрыта очень хорошо, - пронзительно и глубоко, разносторонне, трепетно, и режиссер достигает своей цели - невозможно не задуматься обо всем увиденном, невозможно остаться равнодушным. Но все же такой подход, смещающий акценты, не дает зрителю прочувствовать всю полноту семантики и настроения произведения. У Брэдбери повествование строится именно на противопоставлении детства и старости, и в обоих этих мирах, таких разных, но идущих вместе, происходят открытия. В старости- в одном виде, в детстве- в другом, но то, как Дуглас Сполдинг открывает для себя мир, его рассуждения, мысли, озарения, выводы- это отдельная линия повествования, которая в книге связывает и балансирует все события, и именно она не позволяет книге стать тоскливой, а наполняет ее каким-то особенным светом и дыханием жизни. Лично мне этого в постановке не хватило. Но поскольку у постановщика были другие цели, его сложно в этом упрекнуть:)

В свое время я смотрела замечательный фильм, снятый по этому произведению. У него непростая судьба, и он не приобрел широкую известность, несмотря на потрясающее созвездие мэтров, блестяще сыгравших там, включая Смоктуновского. Честно говоря, впечатления от этого фильма мне, наверное, мешали при просмотре спектакля, ибо очень уж он был хорош:). Но надо сказать, что актеры в спектакле сыграли ничуть не менее убедительно, чем их коллеги в фильме. Сложнее всех было Сергею Дрейдену, ведь ему пришлось соревноваться с образом полковника, гениально созданным Смоктуновским, живо сохранившимся в моей памяти. Но он прекрасно справился со своей задачей. Его полковник был другой, но тоже пронзительно сильный, и его история производит, наверное, самое сильное впечатление. И проводы его показаны очень символично, и атмосферно. Правда, по моим ощущениям, немного затянуто. Но зато каждый зритель прочувствовал эмоциональный нерв момента.
Все фотографии в этом посте с официальной страницы спектакля на сайте ТЮЗа


История миссис Бэнтли показана пронзительно до боли. Здесь детство показано не просто непонимающим старость, но даже злым. И в этом контрасте переживания пожилой дамы чувствуются особенно остро. И становится грустно.. и даже как-то совестно (если у подростков 14+ это вызывает такие же чувства, то постановщик более чем хорошо выполнил свою задачу). Антонина Введенская сыграла свою героиню бесподобно, более чем убедительно.


Не очень поняла я, честно говоря, зачем похоронили бабушку. В книге умерла прабабушка, и она же миссис Лумис, и на этом эпизоде Дуглас открыл для себя, что такое смерть близкого человека. Тут история миссис Лумис освещена отдельно, с таким же летальным финалом, но почему-то следом еще и бабушку отправили. Лично для меня это было лишним, как-то слишком много смертей для одного лета в жизни мальчиков, и после ухода бабушки, хранительницы их семейного очага, как-то стало пусто. Хотя, тема теплого очага и роли бабушки в семье, наверное, со мной следовала из фильма, в спектакле она не освещена, так что остальные зрители, может быть, этой пустоты и не ощутили. Также мне было жаль, что оставили без внимания тему приезда тети Розы (кто читал/смотрел, тот поймет:) Но, опять же, учитывая цели постановки, все эти режиссерские решения понятны и оправданы.

Что еще нельзя не отметить в этом спектакле- креативную организацию пространства. Все развернуто на 90 градусов, и сцена, и зрительный зал. Таким образом, действие происходит как бы поперек сцены, а основная часть зрителей сидит на стульях в правой половине сцены, а подъем основной части зала задействован в постановке. Вообще в ТЮЗе удобный зал, и удобен он в первую очередь тем, что в нем хороший подъем, благодаря которому всем, независимо от роста, хорошо видно. Поэтому идея пересадить зрителей в горизонталь на сцену имеет и минусы. Плюс 2 сектора остаются сидеть на обычных местах, смотрят сбоку, и там не всегда хорошо слышно. Я, например, сидела в 5 секторе, мне некоторые реплики полковника были плохо слышны, а журналиста вообще было практически не слышно. Так что такая организация пространства - креативно смелое решение, но, на мой взгляд, несколько сомнительное. Все то же самое можно было бы организовать и при обычной рассадке зала. Но тогда бы никто не запомнил оригинальности постановщика, да:)


А еще в спектакле был живой ослик! Смешной такой, мохнатенький, и упрямый:) Но очень милый. Смысловой какой-то нагрузки его появление не несло, но он неизменно вызывал улыбку:)

Резюме. Спектакль у ТЮЗа достойный, достаточно глубокий, и достоин внимания. Ценителям литературного первоисточника нужно быть готовым к тому, что постановка отражает произведение в своем, несколько смещенном, но осознанно выбранном смысловом ракурсе, имеющем четкие и правильные для целевой аудитории задачи и цели, которые успешно достигаются. И не стоит ждать вдохновения. Спектакль на непростую тему, долгий, и довольно грустный, но жизненный.
Tags: театр
Subscribe

  • Новый железный друг- стационарный блендер GFGRIL

    Когда я занялась детоксом и стала практиковать зеленые завтраки, столкнулась с тем, что хорошо бы иметь стационарный блендер. У меня был погружной,…

  • Жаркие выходные в Питере

    В Питере стоит тропическая жара. Что примечательно, даже в выходные🌞 В районе полуночи на градуснике +26+29. Ну, а днем вообще африканский зной. На…

  • Экко-шоппинг

    Устроила себе на этой неделе Экко-шоппинг. Очень удобно мне ходить в слипонах экковских, но все-таки они спортивные, и с классическими платьями,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments