danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Ленька Пантелеев" в ТЮЗе

Что будет, если сюжет "Трехгрошовой оперы" Брехта положить в ядреный острый суп советского НЭПа, приправленный отголосками политики гендерной свободы, развенчивающей "буржуазный" культ семьи, а затем эту и без того термоядерную смесь влить в горячую форму оригинальных режиссерских решений? А будет смелый и даже вызывающий, но очень яркий и атмосферный, спектакль ТЮЗа "Ленька Пантелеев", на котором благодаря spbblog я побывала 10 ноября. Спектакль-провокация, практически во всем, он балансирует на грани феерически яркого искусства и фарса, делает неожиданные резкие повороты, и, как и его главный герой, очаровывает, и одновременно дерзко бросает вызов- морали, традиционным ценностям, и даже привычной форме подачи информации: периодически прямо посреди действия вдруг кто-нибудь из артистов обращается с жестко ироничной, провокационной репликой в зал, взбадривают такой легкой шоковой терапией зрителя, вызывая когда смех, а когда и смешанные чувства, и дальше продолжают играть, как ни в чем не бывало.

Единственное, что меня разочаровало- это песни. Спектакль заявлен как мюзикл, но вокал у артистов слабый, и музыкальные партии проваливаются по энергетике, не впечатляют совершенно. По мне так лучше бы музыка фоном как-то вписывалась в игровые моменты, это было бы гораздо гармоничнее, потому что играют артисты ТЮЗа отлично, а вот поют слабенько. Рэп в исполнении Алисы Золотковой- это вообще редкостный трэш. Было лишь одно исключение- молодой артист Сергей Азеев, кот. играл правую руку Пантелеева, Митю Гаврикова, в самом начале спектакля спел так здорово, аккомпанируя себе на виолончели (без смычка, только дергая за струны пальцами), настолько эмоционально, артистично, и энергетически сильно, что задал тон всему действу, это было очень ярко, он молодчина. Но в целом для меня, как ценителя жанра мюзикла, "Ленька Пантелеев" в лучшем случае музыкальный спектакль, но никак не мюзикл. Это не умаляет остальных его достоинств, но идти на этот спектакль, ожидая полноценный мюзикл, не стоит. Он хорош другим.

Например, актерской игрой. Когда Азеев в начале спектакля спел свою харизматичную песню, я подумала, что Пантелеева играет он, и когда увидела, что его роль второстепенная, а Леньку играет ушастенький паренек среднего роста и с лучезарной улыбкой, даже была немного разочарована. Но довольно скоро убедилась, что была неправа.
Илья Дель, играющий главную роль в этом спектакле, -молодой, но чрезвычайно талантливый артист, его харизма не настолько мужественна, как у Азеева, но зато она как океан,- бескрайне широка, и могуча. Дель показал нам противоречивую, сильную, мятежную фигуру Пантелеева, несущегося по жизни, словно резвый скакун, пытаясь ухватить все, что успеет. Он не знает ни устали, ни насыщения, ни страха, и продолжает нестись, разбивая сердца и ломая жизни, сам не зная куда, к какой-то мифической и наивной мечте о пароходе, кот. его куда-то увезет... Илья Дель играл словно шел по лезвию бритвы- рисково, ловко, и предельно точно и метко. Выразительно и убедительно во всех ипостасях- и в обаянии, и в легкомыслии, и в красноречии, и в ораторской патетике, и в своей уродливой софистике, и в обольстительности, и в смятении, и в драматических спорах, и в трагедии. А как он двигается! Это что-то невообразимое просто.

В созвучии с Ленькой идет в спектакле еще один персонаж, одновременно являясь и его антиподом и противовесом- Витя, бывший боевой товарищ Леньки, а здесь- главный мент, курирующий дело Пантелеева. Его сыграл уже хорошо знакомый мне по многим спектаклям ТЮЗа (и не только) харАктерный актер Иван Батарев. Он, может, несколько однообразен в своем актерском инструментарии, но эта роль ему оч. подходит, идеально вписывается в его амплуа, и очень убедительно выглядит в его исполнении.

Сценография и оформление спектакля минималистичны и оригинальны. В действии занято довольно много артистов, и периодически появляются массовые инсталляции, не имеющие какого-то сюжетного участия, но отсылающие зрителя к атмосфере того времени, НЭПа.

Герои разворачивающихся на сцене событий- воры, мошенники, лжецы и взяточники, они порождение эпохи, они же и ее творцы и строители. Они наивны и циничны одновременно. Их идеология и ценности порочны, а методы достижения своего- преступны, но они навязывают свои прогрессивные ценности другим, становясь зеркалом времени. Ценности их идут вразрез с нормами морали и нравственности, традиционным уважением семьи, и пр., но ими пропитано все повествование, и, видимо, чтобы подчеркнуть гротескность и уродливость всей их концепции, на лицах некоторых актеров нанесен довольно странный, неестественный грим. Белые лица, черные губы, подведенные черным карандашом глаза у мужчин... "Аисты встречаются, создают семью, вьют гнезда, растят птенцов, в конце лета улетают, и семья распадается. А на следующий год возвращаются, и аистиха находит себе нового аиста..." - это основополагающая формула семейных отношений, которую обворожительный Пантелеев убедительно излагал всем своим женщинам. Ближе к финалу эта формула интересно обыграна тремя женщинами.

Сюжет серьезный, и трагический, на самом-то деле. Он обнажает пороки и проблемы не одного человека, и не ограничивается героями пьесы. Фигуранты сюжета и их судьбы отражают трагедию целой эпохи, целого народа, прошедшего через жерло того времени. Спектакль идет 3ч 20минут, и будь он просто серьезным драматическим, наверное, можно было бы от него устать. Но режиссеры постановки Максим Диденко и Николай Дрейден сделали его таким- смелым, вызывающим, динамичным, периодически тормошащим зал, включая зрителей эмоционально в происходящее, и ставящим зрителя перед дилеммой- поддерживать идеалы героев или нет. И от него не устаешь, потому что он не перестает удивлять.

Резюме. "Ленька Пантелеев"- смелая, яркая, оч. оригинальная постановка, спектакль-провокация, действующие лица которого не вызывают симпатии, повествование довольно гротескно, но при этом спектакль оставляет оч. сильное, насыщенное впечатление. Всем ценителям неординарных подходов, свежих ракурсов, и смелых идей рекомендуется к просмотру.
Tags: театр
Subscribe

  • Яркие проявления жары и новый велорекорд

    Неделька выдалась жаркая. В "дождливом Питере" ни тучки не дождичка второй месяц. И на днях было вообще удивительное- песчаная буря, кот. прошлась…

  • Парниковый котел

    В Питере продолжается жара. Мечты сбываются, это называется:) Сколько роптали на тучи, на отсутствие "нормального лета", мечтали о хорошей погоде,…

  • Закат на заливе

    Сегодня вечером был курьезный случай. Я планировала пойти встречать закат на залив. Это казалось мне чрезвычайно красивой идеей, которая в моем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments