danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Творческий вечер А.Филиппенко с участием группы В.Эйленкрига. "Довлатов & Джаз"

3 ноября благодаря spbblog я побывала на творческом вечере народного артиста Александра Филиппенко, проходящем в довольно необычном формате, названном промоутерами литературно-музыкальной симфонией. Это звучит очень возвышенно и даже вдохновенно, но лично мне было сложно представить, что это может быть:) Поэтому я внимательно прочла анонс: "...состоится творческий вечер Александра Филиппенко при участии Вадима Эйленкрига, посвященный одному из крупнейших писателей второй половины XX века - Сергею Довлатову. *дальше был абзац про Довлатова и написано про его большую любовь к джазу* Монологи актёра будут обрамлены джазовыми композициями в исполнении саксофониста и музыканта-джазмена Вадима Эйленкрига." Прочитав анонс, я думала, что А.Филиппенко будет читать/разыгрывать в лицах отрывки из произведений Довлатова, и музыкальный фон для этого будет создавать именитый джазмен. Но мне предстояло удивиться:)

Нет, Филиппенко, конечно, был:) И Эйленкриг тоже:) И творчество Довлатова даже местами было:) Но все было иначе, чем мне представлялось. Вечер этот, вопреки названию, был посвящен не только Довлатову и джазу, но вообще эпохе 60х, на которую пришлась молодость артиста, и талантливым писателям того времени, смелым голосам эпохи, диссидентам- Аксенову, Довлатову, и др. И знаете, меня немного удивили акценты, расставленные автором вечера в этой теме. Ведь одно и то же можно приподнести совершенно по-разному. Разумеется, если писатель и его творчество запрещалось и подвергалось гонениям, об этом невозможно не сказать, рассказывая об эпохе. Но важно на чем сделать акцент- на литературном гении представляемых авторов, или на гонениях. По моим субъективным ощущениям, нередко эмоциональный акцент был смещен именно на гонения. Получился такой эмоционально противоречивый сеанс критики эпохи, и одновременно ностальгии по ней. А учитывая то, сколько на эту тему было сказано и написано за 24 года после СССР, и что никто из тех авторов не остался забыт, их творчество живо и востребовано, и известно в наше время, т.е. жаждуемая тогда справедливость, хоть и с большим опозданием, все-таки восторжествовала, у меня было ощущение, что программа этого вечера- именно в том виде и с теми акцентами между отрывками из произведений, как она была представлена, потеряла остроту актуальности, опоздала.. лет на 20. Я бы сейчас предпочла, честно говоря, акцент на литературной составляющей этой темы, которая сама по себе является ярким зеркалом эпохи.

Но, безусловно, все это никоим образом не умаляет талант А.Филиппенко, талант большого мастера сцены. Он читал стихи и прозу, читал увлеченно, эмоционально, ярко, харизматично, выразительно, убедительно. В программе также звучали реплики, афоризмы, и небольшие этюды Жванецкого, стихи Левитанского, Вознесенского, Высоцкого, Окуджавы. Последних двух Филиппенко даже пытался декламировать на мотив. А вот музыкальное сопровождение, вопреки анонсу, было довольно разнообразным, и звучало в записи, как это обычно и бывает в драматических спектаклях. В антракте мы обсудили общее недоумение по поводу того, где же Эйленкриг, и какова его роль в этом спектакле. На сцене стояли музыкальные инструменты: рояль, ударная установка, виолончель, но ими никто не пользовался. Мы заключили, что раз они там стоят, то точно должны заиграть, вопрос только в том когда:) И во втором отделении они заиграли. В какой-то момент на сцену вышел тот самый джазмен Вадим Эйленкриг с молодыми музыкантами, занявшими места у всех перечисленных инструментов, и сыграли несколько джазовых композиций. Хорошо сыграли, душевно, и зажигательно одновременно. Сам Эйленкриг играл не на саксофона, а на трубе. За ним оч. забавно наблюдать- когда в композиции идет место, где нет партии трубы, от немного отходит в сторонку, но продолжает всем существом быть внутри музыки- он смотрит то на одного музыканта, то на другого, и сливается эмоционально с музыкальной партией того, на кого смотрит, эмпатически двигаясь в ритм, и одобрительно кивая:) Глядя на него, понимаешь, что перед тобой не просто искусный музыкант, а человек, кот. действительно всей душой увлечен тем, что он делает, он и музыка неразделимы.

Филиппенко явно фанат джаза. Он прям преобразился, когда выступали музыканты, и выходил на сцену, чтобы их сменить, светясь вдохновением, и пританцовывая:) Музыка окрыляет:) Второе отделение вообще было более позитивным и более близким мне по эмоциональной тональности. Да, в декламируемых произведениях была не слишком веселая правда жизни, но представлена она у Довлатова, как мы помним, с такой емкой, и здоровой иронией, что не умаляя своего смыслового значения, она вызывает смех. Горькие пилюли правды гораздо лучше воспринимаются, если запивать их искристым смехом:) Филиппенко феерично продекламировал "Кремлевские звезды" из "Зоны", взбудоражив зал смехом, продолжавшимся на протяжении всего этюда. Насколько емким и артистичным бывает монолог/рассказ хорошего актера! Он ведь даже не играет специально, он рассказывает, словно историю из жизни, но буквально несколько интонаций, пара жестов, и перед тобой не он один, а все фигуранты истории, о которой он повествует. Очень разные, но абсолютно органичные, и узнаваемые/различаемые уже со второй-третьей реплики. Это было очень ярко и весело:)

А потом был отрывок из довлатовского "Заповедника" - часть, где он собирается провожать жену в эмиграцию, провожает, как потом переживает ее отъезд. Это уже далеко от почти гротескной веселости "Кремлевских звезд", напротив, очень печальная по содержанию история. Но и в этой печали есть место иронии,- грустной, но все же иронии, которая спасает от тоски, навеваемой тематикой событий. И когда эту историю рассказывает талантливый артист, зритель словно проживает ее сам, вместе с писателем и артистом. Это было ярко, проникновенно, и очень впечатляюще.

Резюме. Это мероприятие по тематике более понятно и близко тем, кому за 50, но в целом для любого взрослого зрителя это интересный и приятный вечер, который радует хорошей литературой, живой музыкой, и великолепной актерской игрой большого мастера Александра Филиппенко.
Tags: театр
Subscribe

  • Кабачковые блины

    Лето- сезон кабачков, и самое время их готовить. Но жарить их, как я обычно это делала, в этот раз что-то не хочется. Стала присматривать что-то…

  • Яркие проявления жары и новый велорекорд

    Неделька выдалась жаркая. В "дождливом Питере" ни тучки не дождичка второй месяц. И на днях было вообще удивительное- песчаная буря, кот. прошлась…

  • Парниковый котел

    В Питере продолжается жара. Мечты сбываются, это называется:) Сколько роптали на тучи, на отсутствие "нормального лета", мечтали о хорошей погоде,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments