danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Не оправдывайтесь

Наткнулась на хорошую статейку. Америки она не открывает, но компактно фиксирует правильные мысли на актуальную тему, касающуюся коммуникации людей.
"Все мы бываем неправы. Совершаем ошибки. Делаем глупости. Обижаем. Допускаем просчеты.
А надо понимать с первого раза. Раз уж делать — то правильно. Поступать умно. Помнить об интересах окружающих. Семь раз отмерить, и один — отрезать.
НЕ получается. Если, конечно, вы — живой человек.
Как вести себя, когда ошибся? Признать свою ошибку. Принести извинения. Жить дальше. Всё просто.

В повседневной жизни распространена другая стратегия: долго изворачиваться, со скрипом признать свою ошибку, сквозь зубы извиниться, долго-долго оправдываться, в конце концов — сделать виноватыми всех вокруг, но не себя. Чем ниже самооценка человека, тем с большим азартом с большей настойчивостью он реализует эту стратегию. А почему? Потому что он верит, что если правильно подобрать оправдания — то он окажется «совсем не виноват». Потому что он думает, что хороший человек/профессионал никогда не ошибается. А он очень хочет быть хорошим человеком/профессионалом.
Самый простой путь быть «хорошим» — вовремя найти плохого — того, кто не дает ему проявить свою подлинную безупречную незапятнанную идеальную сущность."

Я раньше не рассматривала это явление как проблему. Но став руководителем, обнаружила, что это серьезная проблема, когда подчиненный не в состоянии признать своих ошибок. Ошибется, выявишь его ошибку, говоришь исправить, объясняешь, что неправильно, почему, и как надо на будущее делать, на что обращать внимание, чтобы эта ошибка не повторялась. Не ругаешь, а объясняешь. Но он не слышит. Как только он слышит, что он ошибся, он становится глух. Единственное, что его заботит- как оправдаться. Каких я только чудес не слышала при таких сеансах оправдания! И обвинения в свой адрес в том числе. Человек начинает нести порою просто чушь, становится агрессивным, неуправляемым, - все от приступа неуверенности в себе, это понятно, но для руководителя это проблема, и звоночек на тему того, что подчиненный неадекватен, и не соответствует занимаемой должности.

Гармоничная личность, ответственный человек умеет признавать свои ошибки, делает выводы, и развивается, идет дальше. Тот, кто не в состоянии взять на себя ответственность даже за собственные ошибки, априори ненадежен как партнер в работе, да и в обычной жизни с ним нелегко.
Статья рассматривает этот вопрос с точки зрения того, кто оправдывается, и обозначает слабые места этой стратегии, и последствия, и поскольку все мы бываем в ситуациях и когда мы сами неправы, и когда кто-то рядом ошибся и оправдывается, почитать ее интересно в любом случае, так что рекомендую ознакомиться.

"Не оправдывайтесь. Оправдания превращают вас в жертву обстоятельств и лишают вас жизненной силы. Вы сами начинаете воспринимать себя как мелкую сошку в полноводной реке человеческих отношений. Вы теряете самоуважение и уверенность в себе. Вы теряете доверие других людей, потому что много суетитесь вокруг собственной персоны и постоянно защищаетесь. Вы не ошибаетесь — вы учитесь, и в этом ваша сила"
Tags: мудрость, цитаты
Subscribe

  • Шерлок в России

    Голливуд в коме, смотреть нечего. Случайно наткнулась на отечественный мини-сериал Шерлок в России с Максимом Матвеевым в главной роли, и решила…

  • Во власти Луны/Moonstruck

    Посмотрела сегодня старый (1987г) фильм Во власти Луны/Moonstruck, который в свое время получил аж 3 Оскара, еще несколько номинаций, и другие…

  • Ребекка

    Посмотрела новую экранизацию романа Дафны Дюморье Ребекка, вошедшего в историю оскароносным фильмом Хичкока, снятым в 1940г. На Кинопоиске многие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments