danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Музей Шаляпина

В воскресенье благодаря spbblog я была на оч. интересной экскурсии в доме-музее Ф.Шаляпина. Я не поклонница его творчества- хотя бы потому, что я не любитель оперы, но Шаляпин, безусловно, одиозная фигура, и мне было любопытно узнать о его жизни и судьбе, к тому же я слышала, что музей интересный, так что этим воскресным днем я оказалась на улице Графтио 2б - в особняке, который в свое время принадлежал великому певцу. Во времена Шаляпина особняк был трехэтажным- один этаж полностью занимал певец со своей многочисленной семьей, а 2 этажа сдавались внаем. В советское время надстроили еще 2 этажа, и в доме были коммуналки. Сейчас весь особняк принадлежит музейщикам (в чьем ведении не только этот музей-квартира, но и другие музеи)- на 2м этаже располагается как раз музей-квартира Шаляпина, выше- служебные этажи музейных фондов, на 1м этаже выставочный зал, и одно помещение еще не отреставрировано за недостатком средств. Поскольку мы пришли на особых правах узнать все и обо всем, нам показали и это помещение- бывшую коммуналку, тесную и мрачную, с ободранными обоями и характерными затхлыми запахами. Жутковатое местечко, прямо скажем, но в контрасте дает особенно ярко прочувствовать и оценить масштаб работы, проделанной над остальными помещениями, и самой квартирой Шаляпина. Работа проделана колоссальная!

У нас был чудесный экскурсовод- Юлия, которая рассказала нам оч. много интересного, и ответила на все вопросы. Спасибо ей за такой детальный обзор, это было оч. познавательно и любопытно.
Оказывается, Шаляпин, вопреки барскому виду, запомнившемуся всем по знаменитой картине Кустодиева, вовсе не был дворянином, -он был сыном крестьянина, и в его паспорте было написано, что он крестьянин. Несмотря на то, что он сумел попасть в Мариинский театр, чем страшно гордился (едва устроившись туда, напечатал себе визитки "солист императорских театров"), популярность он приобрел благодаря антрепризе- в то время меценаты собирали таланты со всего мира для антреприз. Сейчас в антрепризах ставят комедии, а тогда зарабатывали деньги и славу на балете и опере. В этой антрепризе Шаляпин встретил свою первую жену- итальянскую балерину.

Судя по фото, балерины тогда были женщинами пышными, крепкими, не то, что сейчас:) И в этом браке родилось 5 детей. Потом Шаляпин страстно влюбился в молодую вдову с двумя детьми, и стал жить с ней. Первая жена развода ему не давала, поэтому со второй своей партией они жили гражданским браком, в котором родилось три дочери. По законам того времени дети, рожденные вне брака, считались незаконнорожденными, и должны были носить фамилию матери. Но т.к. Шаляпин был любимым исполнителем Николая второго, для детей певца было сделано исключение, и по разрешительной грамоте императора все трое детей Шаляпина от второго союза носили его фамилию. Двух детей второй жены он тоже усыновил, и таким образом у него было в общей сложности 10 детей. В отличие от многих творческих личностей, он о своих детях заботился, и дети от первого брака не были брошены.

Он был перфекционистом, оч. тщательно работал над ролями, и был убежден, что артист оперы должен не только петь, но и играть как драматический актер. Для оперы того времени это был оч. свежий новаторский подход, но Шаляпин относился к этому оч. серьезно, и вкладывался в драматическую игру не менее, чем в пение. Мы слушали отрывок из оперы "Борис Годунов", - яркую сцену, где у Бориса галлюцинации (кровавые мальчики). Там драматический отрывок, где Шаляпин говорит, а не поет, и действительно, даже по аудиозаписи чувствуется, как он играет. Оч. славно.

Шаляпин дружил со многими артистами, художниками, представителями тогдашней творческой интеллигенции. Был дружен с Горьким, в музее выставлено несколько фото, где они дурачатся. Рост у Шаляпина был 196см, очень внушительный был человек, и физически, и творчески. А талантов у него было хоть отбавляй. Прям Ломоносов какой-то, только не в науке, а в творчестве. Например, в одной из комнат стоит гипсовый бюст его второй жены, сделанный Шаляпиным. Очень похоже, -скульптура выполнена профессионально (ну, насколько я могу судить это своим бухгалтерским взглядом).

Еще интересный факт- как Шаляпин оказался в эмиграции. Он, оказывается, не собирался изначально уезжать. Он поехал на гастроли в Париж, и там пожертвовал денег русской православной церкви, чтобы накормили каких-то детей. Дети оказались белогвардейские, и этот благотворительный жест был расценен как акт контрреволюции, и у Шаляпина отобрали гражданство, вместе с званием народного артиста. Он был первым народным артистом, до революции присваивались звания "солист его величества". Семья Шаляпина, к счастью, не пострадала, когда он попал в опалу, и практически вся переехала к нему- за исключением первой жены и старшей дочери от первого брака,- они остались в России.

В музее представлено много фотографий, разных интересных предметов, сценические костюмы, афиши тех времен, даже театральная гримерная.
Вот 2 примера. Первый предмет относится к периоду роскошной жизни уже признанного Шаляпина в Петербурге. Не помню как называется, но это оч. редкая и уникальная для домашнего обихода того времени вещь- этот золоченый шкафчик, похожий на комод- аппарат для записывания аудио на пластинки. Он до сих пор в рабочем состоянии, но поскольку какая-то пружина в нем на ладан дышит, а замена ее эксклюзивна, только на заказ, и стоит дорого, аппарат сейчас включают только в исключительных случаях.

Афиша Мариинского театра про недостаток угля- это уже привет из послереволюционной разрухи. Все мы читали Дни Турбиных, Доктор Живаго, изучали историю, но все это воспринималось несколько отстраненно, словно художественно. А тут - простое объявление, кусочек реальной жизни того времени, причем не самой страшной ее стороны. Но почему-то меня оч. впечатлило. Возможно, именно своей истинностью, несущей дух времени, которую я именно от этой вещи ощутила как-то особенно остро.

Еще несколько фотографий из музея квартиры. В гостиной висит знаменитая картина Кустодиева, запечатлевшая Шаляпина. Сам певец оч. эту картину любил, и увез ее с собой в Париж. Когда в 70е годы открылся музей-квартира, дочери певца передали картину в дар музею. Нам сказали, что эту картину часто путают с той, что висит в Русском музее. Они действительно похожи, но ту Кустодиев написал для себя, а тут оригинал. Различить их можно по фигурам в левой нижней части полотна. На оригинале изображены 2 девочки- дочери Шаляпина Марфа и Мария, и мужчина, оч. похожий на секретаря Шаляпина. А на втором варианте мужчина бородат, и похож не на секретаря Шаляпина, а на самого Кустодиева. Предполагается, что таким образом художник хотел обозначить свою дружбу с Шаляпиным.


Это столовая. Шаляпин имел большую семью, и к тому же был человеком гостеприимным, так что этот небольшой с виду стол на самом деле раздвигается так, что способен вместить до 30 персон. Жить на Петроградке, у Каменноостровского проспекта во времена Шаляпина было оч. престижно, в т.ч. и потому, что дома здесь были оснащены современными благами цивилизации. Так, например, лампа, кот. висит над столом, точно так же светила и при ее знаменитом хозяине- в доме было электричество. Справа от софы/лежанки на стене висит телефонный аппарат (который я бы не узнала, если бы не сказали, что это:))


В общем, друзья, это оч. интересный музей, нам там понравилось, и я всячески рекомендую его к посещению.
Tags: мероприятия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments