danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Король Лир в ТЮЗе

22 октября благодаря spbblog я была в ТЮЗе на спектакле "Король Лир". Шекспировские трагедии полностью оправдывают свою принадлежность к драматическому жанру, и рубят категорично, падают в пучину тлена и скорби, увлекая за собой читателя/зрителя, не оставляя ни единого лучика надежды. Поэтому спектакли, поставленные по Шекспиру, лично мне смотреть тяжело - во мне есть потребность в надежде:) Но любые тяжелые впечатления- это опыт, зачастую бесценный, поэтому нужно иногда открываться и для них, что я и сделала, отправившись в ТЮЗ в тот вечер. И ничуть не пожалела, т.к. увидела очень необычный, яркий, и сильный спектакль.

К этому спектаклю на сайте ТЮЗа какая-то не оч. удачная подборка фото, очень фрагментарная, и вторичная, не захватившая наиболее яркие моменты действия, поэтому придется обойтись без иллюстраций. Единственное, стоит показать общий план сцены. Это фото последних мгновений спектакля, но начинается спектакль так же, только актеры, находящиеся по периметру, в начале стоят спиной к зрителям, и по мере развития музыкальной композиции, постепенно поднимаются на сцену, в такт музыки. Для этого спектакля переделывают не только сцену, но и зал- над залом и сценой натягивается белый тканевый купол, отсекающий часть зрительных мест, делающий зал меньше, и создающий искусственным образом стенки по бокам построенной сцены.

Сценическое пространство двухэтажное. На втором этаже располагаются музыкальные инструменты, на которых периодически играют музыканты группы Billy's band. Иногда там разыгрываются отдельные эпизоды действия, но в основном вся игровая часть спектакля происходит на первом ярусе. Пол первого яруса наклонный, словно немой намек на то, что повествование будет о падении- нравственном, моральном, духовном, психологическом, и социальном.
Декораций как таковых практически нет. Сценическое пространство само по себе и место действия, и декорация. Оно сделано из больших светлых фанерных панелей, нейтральным, и не привлекающим внимания к себе. В нем есть 2 прохода, которые то закрываются, то открываются подвесными мостиками, в них то и дело скрываются или появляются герои, таким естественным образом реализуя динамику эпизодов повествования. Мне кажется, этот минимализм символизирует то, что неважно что вокруг, какое время, и какое именно оформление пространства, - это вторично, ведь пороки, о которых идет речь в повествовании, вне времени, они одинаковы во все времена, и, увы, вечны.

Этим же смысловым посылом обусловлен, наверное, и выбор перевода оригинального текста, который используется в спектакле. Постановщик взял не классический перевод Пастернака, а современный, Осии Сороки. И, мне кажется, это был правильный выбор. Классическая стихотворная форма сложновато воспринимается на слух, здесь же текст звучал естественно, словно проза, и ничто не мешало проникновению в семантическую суть.

К этой же безвременной актуальности темы спектакля апеллирует, наверное, и музыкальное оформление, полностью исполняемое группой Billy's band. В спектакле используются не специальные мелодии и песни, написанные для него, а напротив, современные композиции (вероятно, из репертуара группы, но я не уверена, т.к. не знакома с их творчеством) парадоксально, эклектично, но, тем не менее гармонично вписываются в повествование, и дополняют его как в эмоциональном плане, так и в смысловом. Стиль музыки оч. разный. Начинается все с блюзовой англоязычной композиции, в течение действия звучит и русский рок, и стили, которые я не могу точно идентифицировать. Солист Billy's band принимает активное участие не только в музыкальной, но и в основной части спектакля. Он играет шута короля, который режет правду-матку о происходящем, и частенько делает это в полупесенном варианте, подыгрывая себе на банджо. Славно, кстати, сыграл, вполне убедительно.

Но главный творец и центральная фигура спектакля- это, конечно, Лир, которого великолепно играет Сергей Дрейден. Он не состоит в труппе ТЮЗа, и мне даже интересно, почему постановщик не дал эту роль кому-то из мэтров труппы, а взял на роль приглашенного артиста, но в любом случае, у Дрейдена Король Лир вышел просто блестяще, что, кстати, заслуженно было отмечено театральной премией «Золотой софит». Дрейден играет очень ярко, эмоционально, но абсолютно органично. Ни нотки фальши, ни мгновения лишней патетики, ни в едином моменте нет ощущения игры - он просто существует в этом образе, во всей его многогранности и противоречии.

Кроме Дрейдена и шута Новика в постановке задействованы еще 2 приглашенных артистки, сыгравшие роли дочерей Лира- Регану и Корделию. И если в первых двух случаях приглашение обусловлено уникальностью артиста и роли, то чем не подошли штатные актрисы ТЮЗа для ролей дочерей Лира, я не понимаю. Но постановщику видней:)
Все актеры, задействованные в спектакле, как штатные, так и приглашенные, хорошо играют.

Весь спектакль идет на высоком уровне- во всем, от концепции до игры. Все слилось в едином вихре тревожной (благодаря тематике) гармонии, в котором и рождается всякий раз на сцене спектакль "Король Лир". И если вы не боитесь мрачной безнадежности шекспировских трагедий, я рекомендую спектакль "Король Лир" ТЮЗа к просмотру. Это оч. оригинальная, сильная постановка, которая оставляет яркие, волнующие впечатления.
Tags: театр
Subscribe

  • Шерлок в России

    Голливуд в коме, смотреть нечего. Случайно наткнулась на отечественный мини-сериал Шерлок в России с Максимом Матвеевым в главной роли, и решила…

  • Во власти Луны/Moonstruck

    Посмотрела сегодня старый (1987г) фильм Во власти Луны/Moonstruck, который в свое время получил аж 3 Оскара, еще несколько номинаций, и другие…

  • Ребекка

    Посмотрела новую экранизацию романа Дафны Дюморье Ребекка, вошедшего в историю оскароносным фильмом Хичкока, снятым в 1940г. На Кинопоиске многие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment