danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

"Маленькие трагедии" в ТЮЗе или удивительная, неординарная гармония

Вчера благодаря spbblog я побывала в ТЮЗе на спектакле "Маленькие трагедии", поставленном по одноименному циклу коротких пьес Пушкина. Я ничего не слышала об этой постановке ТЮЗа, знала, что иду на золотую классику, и не имела никаких каких-то особенных ожиданий, а потому все увиденное меня несказанно удивило. Я бы даже сказала практически потрясло. Оказалось, что я попала на очень оригинальную постановку, демонстрирующую чрезвычайно свежий взгляд на классическую тему, неожиданные ракурсы, смелые декорации и оформительские решения, образующие яркую концепцию, объединяющую в себе прошлое и настоящее, и наглядно показывающую, что вопросы, затронутые в классических произведениях, вне времени и эпохи, они вечны.

Первое, что удивляет, -это оформление сцены. Весь пол покрыт плотным слоем мелких серых камешков, как на пляже, по внешнему контуру лежат воткнутые одним острым краем в сцену большие морские якоря, и рядом с ними, на камешках лежат большие белые пластиковые формы в виде морских раковин. Но главная странность- основная доминанта декораций,- разложенные по сцене фрагменты гигантского человеческого скелета, каждый из которых обыгрывается в течение действия. Во второй части спектакля скелет собирается, становится целостным и подвижным, и участвует в спектакле, усиливая акценты, расставляемые некоторыми событиями и действиями. Вот фото со странички этого спектакля на сайте ТЮЗА (все фотографии в этом посте взяты оттуда). Более чем странное оформление для такого спектакля, правда? Но тем удивительнее то, что режиссер смог всю эту странность вписать в контекст таким образом, чтобы не затмить, а подчеркнуть смысл каждой из 4х пьес, и донести их до зрителя ярко и убедительно, не оскорбляя взыскательный вкус любителей классики. Сложно понять и описать, каким образом у него получилось из пестрой до экстравагантности эклектики создать целостность и гармонию, но получилось, это бесспорный факт, и спектакль оставляет очень сильное, яркое впечатление.


Художественное оформление спектакля очень образное. Собраны в одном невероятном букете современные костюмы и старинные, строгие и экстравагантные, причем как костюмы, так и грим и прически, разумное и безумство. Танцевальный рисунок зачастую крайне оригинален, - то это странные движения, выполняемые целой группой актеров, на первый взгляд, хаотично, но при этом приковывающие внимание, и придающие какое-то настроение, и направление действию и его восприятию зрителем, то это довольно резкие танцы под ультрасовременное техно, но в старинных костюмах, и т.п. Т.е. все то, что я не очень понимаю и не люблю. Но здесь оно настолько грамотно вплетено в контекст и повествование, что выглядит абсолютно органично, и более того, естественно и уместно! В это сложно поверить, не увидев своими глазами, но это факт.

В истории «Скупой рыцарь» нас больше всего впечатлила речь скаредного Барона, всей душой любящего свои накопленные денежки, свои ненаглядные сокровища, о том, что будет после его смерти, и как же ему хочется остаться с ними бесплотной тенью, и охранять их от расточителей. Это была очень сильная, эмоциональная речь, которая завораживала, и вызывала сочувствие, даже при том, что она обнажала далеко не лучшие черты характера ее автора.

Н.Н. Иванов буквально вывернул наизнанку душу своего персонажа, и сколь бы отталкивающим ни был его Барон, сколь бы ни были категоричны его взгляды и суждения, речь Барона сыграна настолько искренне, харизматично, и отчаянно, что ему невозможно не верить.

Еще особенностью этого спектакля является то, что несмотря на то, что все 4 пьесы повествуют об убийстве, самого факта убийства с театральным умиранием в действии нет ни одного. Каждый акт насилия и смерти обыгран в спектакле по-своему, художественно, и представлен тонко в эмоциональном плане, и образно. Этот спектакль являет собой наглядный пример того, что для передачи смысла и сути, настроения агрессивного действия не обязательно прибегать к натурализму. Истинный художник несколькими искусными штрихами создает такой образ, который стократ сильнее любого натурализма,- и эмоционально, и психологически, и эстетически.

И в Скупом рыцаре была первая такая интересная зарисовка. Борьба отца с сыном, схватка. В решительный момент действие замирает, и ими же, словно в хронике показываются былые дни, воспоминания, эти же герои, но в прошлом, когда они еще жили в согласии и взаимодействии. И после этой хроники, даже трогательной в каком-то смысле, снова перед нами схватка, выглядящая в контрасте с картинками прошлого еще более нелепо и низко. И затем Барон отходит к краю сцены, молчаливо и задумчиво, словно в замедленной съемке, снимает с пояса и бросает на землю ключи от заветных денежных погребов, сверху бросает шубу, и стоит рядом, весь в белом, замерев. А затем сын подходит, встает прямо рядом с "призраком" отца, поднимает ключи, надевает шубу, приосанивается... Немногословная, но эмоционально очень сильная сцена.

Каждая из историй по-своему хороша, своеобразна и интересна, как по содержанию, так и по художественному воплощению. Но нам, пожалуй, больше всего понравилась история «Моцарт и Сальери».

Даже не знаю, почему. Возможно, потому, что в этой истории без малейшего гротеска, откровенно и бескомпромиссно раскрывается тот порок, который более часто, чем пороки, раскрытые в других историях, встречается в нашей повседневной жизни - зависть. Черная зависть, съедающая амбициозного человека, не теряющая своей актуальности по сей день. Вероятно, чтобы проложить параллель, мостик к сегодняшнему дню, в оформлении этой истории реализовано оригинальное решение- Сальери одет по всей форме времени, соответствующего действию, а Моцарт представлен в ярком, даже немного экстравагантном современном образе- с вызывающей прической, в джинсах, футболке, и красных конверсах. Как ни странно, этот современный образ так обыгран, что совершенно не режет глаз, и выглядит в канве повествования рядом с Сальери абсолютно органично. Оба актера сыграли свои роли, такие разные по темпу, настроению, и внутреннему наполнению, прекрасно, и за это им большое спасибо.

В этой истории задействован еще один участник, почти без слов, но выразительный, и, бесспорно, вносящий свою лепту в раскрытие семантики истории- это муза, представленная в виде весьма странной, экстравагантной, но открытой, доверчивой дамы. Еще одно интересное режиссерское решение, неожиданное, но удачное.

Еще в этой истории впечатление усиливает музыкальное оформление. История про Моцарта, и она не могла обойтись без музыки, и музыка эта была прекрасна, она очень украсила повествование. Ну, а горячо любимый мной Реквием создал невыразимо сильную эмоционально концовку. Это была абсолютно целостная, глубокая, и сильная во всех отношениях история, которая оставила очень яркое впечатление.

«Каменный гость» сыгран хорошо, но не люблю таких самодовольных, безответственных повес, так что я особо не прониклась- не постановкой, а сюжетом и героем, он не вызвал у меня сочувствия. В плане оформления эта история запомнилась тем, что гигантский скелет обрел целостность, и в некоторых эпизодах двигался. Выглядело это весьма угрожающе. Также оч. интересно показаны любовные победы Дона Гуана- без капли пошлости и без намека на натурализм показаны 2 акта любви, -по-разному, но неизменно образно и убедительно. Думаю, из-за этих сцен у спектакля ценз 16+, но, в принципе, оберегать детскую психику тут не от чего, все показано предельно культурно и аккуратно. Единственное, что мне показалось лишним в этой истории- это разбрасывание листов бумаги донной Анной и доном Гуаном при встрече. Потому что в следующей истории по этой бумаге все ходят и танцуют, и она мерзенько шуршит об камушки (мы сидели на 3м ряду, и нам было это хорошо слышно), плюс актерам по ним скользко ходить. Никакого особого символического значения это действие в контексте этой истории не несет, так что без него вполне можно обойтись, и это было бы правильно, на мой взгляд.

Завершающая часть -«Пир во время чумы»- изначально вызвала неоднозначную реакцию. Даже было ощущение, что к финалу режиссер иссяк, и было грустно, что этот грубый бред, от которого бедный классик переворачивается в гробу, портит впечатления от всего ранее увиденного. Не знаю, может, мы просто слишком не любим развязную грубость на сцене (как и в жизни), или в отвязном безумии, наступающем на мораль, облеченном в резкие танцы под техно, и жестко ироничные песни, в этом нарочитом гротеске, действительно есть перебор, но как-то было не оч. приятно, и до того, как прозвучало слово "чума", лично я вообще не понимала, что на сцене происходит. Это было как обжигающе холодный душ после блаженства в джакузи. Но когда появился священник со своей обличительной речью, и действие перешло в русло чувств и эмоций, и обнажило боль, которую таким уродливым способом маскировало то безумие, впечатление стало выравниваться, и вернулось ощущение гармонии. И финальный рисунок, плавно связавший конец с началом, и прозвучавший так чувственно и проникновенно, грустно, но красиво, стал достойной точкой в этом удивительном спектакле.

Резюме. Очень интересная, оригинальная постановка, качественная и впечатляющая во всех отношениях, которая по стоимости доступна всем, и очень рекомендуется к просмотру!
mikheevaksenia большое спасибо за приглашение, это было чудесно. pollijin, этот спектакль достоин Вашего внимания.
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments