danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Джазовая опера "Порги и Бесс" в т.Зазеркалье

Сегодня я была в театре Зазеркалье на джазовой опере "Порги и Бесс", и щас будет некультурный пост. Заранее предупреждаю, что не собираюсь ничего доказывать и ни с кем спорить, этим постом выражаю исключительно свое субъективное мнение, основанное на моих впечатлениях, с учетом моих вкусов и предпочтений, и с некоторой долей иронии.

Почему-то я наивно полагала, что джазовая опера это что-то типа мюзикла. Напрасно. Опера есть опера, и в джазовой опере так же базлают поют не как в мюзиклах, а по-оперному. И сегодня я очень хорошо вспомнила, чем мне еще в детстве опера не понравилась, и почему я на нее столько лет не ходила. Это явно не мое, категорически причем. А постановка сегодняшняя, хоть голоса у актеров и вполне приличные, отдает привкусом самодеятельности. И то, и другое я поняла это уже минут через 5 после начала, и мне было даже неловко, что я привела туда еще и брата с невесткой (подарила им билеты на НГ), и Таню. Но они оказались менее критичны, чем я, более открыты новому, а родичи мои менее избалованы яркими театральными постановками, так что они над кое-чем посмеивались, но в целом им понравилось и мне пришлось остаться и на 2е действие.

Наблюдение и вывод дня: женщинам надо запретить петь в опере, имхо. Если мужские партии еще как-то можно слушать, и даже разобрать слова, то когда голосят на высоких нотах женщины, у меня аж барабанные перепонки сводит, и не понятно ни единого слова. Никогда не думала, что любимую с детства песню "Summertime", исполняя ее без новомодных кавер технологий, классически, можно испортить. Увы, можно.

Теперь о постановке. В ней заняты человек 20, если не больше, и большая часть из них все время находится на сцене, создавая, на мой взгляд, совершенно ненужную суету и шум. Я по жизни предпочитаю качество количеству, но это был не мой вечер. Людей на сцене было много, они много пели хором, и это было очень громко и шумно. Массовых танцевальных номеров тоже много, что не сказать, что это сильно спектакль украшает, т.к. если петь актеры еще умеют (как-никак музыкальный театр), то с танцами у них дело обстоит не очень. Т.е. номера поставлены, движения (по кр. мере, основной частью фигурантов) отрепетированы и заучены, но слаженности нет, о пластичности большая часть, особенно мужчины, даже не слыхали, выразительности движений ноль, и заученность движений бросается в глаза, а пара персоналий даже не помнили рисунка танца, просто смотрели за остальными и пытались делать то же. А когда в один из танцев эти самые непластичные мужчины выходят только в брюках, голыми по пояс, демонстрируя зрителю вдобавок еще и свои рыхленькие по большей части, не ведавшие спортзалов и мышц тельца, это вообще редкостный трэш, совершенно непонятно зачем и кому нужный.

Честно говоря, мне оч. любопытно, чем эта история кроме прекрасной музыки Гершвина так понравилась зрителю, что так прочно вошла в историю жанра. Уж не знаю, как там было в оригинальной постановке, и насколько последовательно и логично выстроена сюжетная линия, но тут, когда все закончилось, я пребывала в некотором недоумении, задаваясь вопросом а ради чего все это было, и в чем, собственно, мораль сей басни. Убили как бы между делом пару человек, еще пара утонула,- причем это никак не обыграли, не сделали даже акцент на драматичности момента, словно для галочки показали, вообще без смысловой нагрузки,- события, разговоры, которые обозначаются, и исчезают без логического продолжения, просто оборванными лоскутами, непонятно зачем нужными. Главная героиня, Бесс, вроде, и красивая, но непонятно, какая- образ нецелостный, размытый, характер персонажа не прорисован, и потому поступки ее кажутся странными и нелепыми. Что за чувства она переживала, когда Порги уехал с полицией, что она вообще к нему чувствовала, и почему и зачем поддалась на крайне сомнительный соблазн, если никакой критичности в ситуации не было? Любовь? Ну разве что со стороны Порги, и то как-то обтекаемо показано, непонятно, то ли как женщину он ее действительно любит, по-взрослому, то ли опекает, и заботится просто как увлеченный старшеклассник или пенсионер. В общем, я так и не поняла, ради чего все это было, и не поверила им.

Еще один момент, кот. остался для меня абсолютно непостижимым- почему часть песен исполнялась без перевода, в оригинале. Во-первых, в зале далеко не все говорили по-английски, поэтому автоматически часть (хорошо, если не подавляющая) даже при всем желании понять о чем речь на сцене не может. Во-вторых, и это существенно, английский у актеров был очень далек от идеала, и это резало слух в тех фразах, которые было возможно разобрать, а основная часть была просто невнятной кашей- голос и музыка, актер отдельно, зритель отдельно,- взаимопонимание, по мнению постановщика, видимо, не обязательно. Причем актеры тоже явно не все говорили по-английски, и многие реплики и песни просто зазубрены, и актеры поют сами не понимая что, и качество произношения и актерская выразительность при этом соответствующая. А субтитров не было! Как можно половину спектакля оставить на иностранном языке, и при этом не снабдить сцену субтитрами? Этот вопрос остался без ответа.

Исполнитель главной мужской роли,- Порги,- в отличие от многих других, был довольно колоритным персонажем. Как правильно подметил мой брат, он напоминал Рассела Кроу, только в коляске:) Действительно, лицом и фактурой Порги был похож на Кроу:) И у него был оч. приятный низкий голос. Персонаж его тоже не до конца целостный, но все же последовательный, и понятный, и сыгран он был душевно, искренне. Пожалуй, кроме музыки Гершвина только он и зарабатывал очки в пользу положительного впечатления от спектакля.

В общем, как-то так. Мои спутники отнеслись к постановке с большей терпимостью, и с позитивной иронией, и захотели и получили удовольствие, насколько это было возможно, от этого необычного мероприятия, и спасибо им за это. Но у меня как-то оно тяжко прошло, и в критичной тональности, что, собственно, и нашло отражение в отзыве. И лично я НЕ рекомендую этот спектакль к просмотру.

Ну, а для себя я сегодня сделала несколько выводов:
1.Джазовая опера- это не мюзикл. Это опера, со всеми вытекающими, только музыкальное сопровождение в джазовом стиле. Так что для меня отныне на ней гриф keep off
2.опера- категорически не мой жанр
3. надо отписаться от рассылки BigBilet с многообещающим названием "Лучшие театральные постановки"- судя по всему, вкус их критика, отбирающего спектакли для этого дайджеста, с моим не совпадает.
4.Зазеркалье- еще один театр, в который я точно больше не пойду по доброй воле.
Tags: театр
Subscribe

  • Бодрое приключение с утра

    Сегодня утро началось с приключений. Мороз с ветром, выбивающий слезы, я даже в расчет не беру, дело было покруче. Пошла я с утра на работу. Мороз…

  • Приятная прогулка по центру

    Сегодня мы с Таней пошли прогуляться по центру города. С осени не гуляли, с ясных дней. Я все хотела ей показать новогодние украшения, но то дела…

  • Коротко про новогодние каникулы

    В этом году новогодние каникулы я снова провела в городе, никуда не уезжала. И благодаря ковидным ограничениям в этот раз каникулы были еще более…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments