danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Без слов. Дуэнде. Белая тьма- вечер одноактных балетов Начо Дуато в Михайловском театре

Вчера мы с бабушкой в Михайловском театре смотрели спектакль Без слов. Дуэнде. Белая тьма, состоящий из трех одноактных балетов Начо Дуато. Я очень давно не была в этом театре, и было приятно увидеть, в каком он нынче ухоженном состоянии, и куртуазные элементы организации пространства и декора (все указатели выполнены характерным для афиш императорской России шрифтом, и с Ъ на конце слов; комната с мягкими диванами у туалетных комнат, и пр.) и манер персонала, относящие посетителя в начало 20го века, заставили невольно проникнуться атмосферностью этого места. Знаете, как говорят иногда про церкви, что это место "намолено", так вот Михайловский театр дышит историей и стариной, в лучшем смысле этого слова, атмосферой времени, когда выход в театр был выходом в свет. В 90е годы этого там не было, и оч. здорово, что сейчас есть.

Не была я давно не только в Михайловском, а и вообще на балете без приставки "шоу" (шоу-балеты люблю очень), так что вчерашний вечер был для меня с одной стороны, возвращением к классическому балету, и с другой- возможностью увидеть, какие современные формы и проявления он за время нашей разлуки приобрел. И в этом отношении оч. удачно, что мы пошли на спектакль, где было представлено сразу три балета, одного автора, но очень разных, как по настроению и рисунку, так и по впечатлению, которое они на нас произвели.

На всякий случай сразу предупреждаю: я не являюсь ни знатоком, ни даже поклонником этого жанра, и не претендую на истину в последней инстанции, и не собираюсь никому ничего доказывать. Все написанное ниже является моим частным субъективным мнением, основанным исключительно на моих личных ощущениях, полученных во время просмотра, которое я никому не навязываю, но на которое имею право как любой зритель.

Первые два балета без сюжета. Музыка размеренная, практически без эмоциональных акцентов и модуляций, нет истории с развитием и каким-то финалом, танец в чистом виде, ради чистоты линий и танца как такового. Помните, у Пастернака?:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте...
Эти стихи очень точно формулируют мой способ восприятия. Мне важно понимать- хотя бы то, что происходит, даже не обязательно понимать как. Если я не вижу сути, смысла, или хотя бы контуров замысла, я не чувствую, не проникаюсь к происходящему, и остаюсь равнодушной, отмечая лишь чисто технические и внешние свойства увиденного.

Первые два балета не имели сюжета, и поставлены в режиме полного антуражного минимализма- ни декораций, ни какой-либо атрибутики действия, ни даже костюмов. В "Без слов" мальчики в трусах телесного цвета, девочки в сильно облегающих костюмах, тоже телесных. Символика- нагота, видимо, и, возможно, почти бесполая. В "Дуэнде" у мальчиков появились брюки, у девочек небольшие платьица, но их тоже особо костюмами не назовешь. По ссылке можно посмотреть фотки каждого из балетов (тыркнуть в соответствующий из трех балетов на странице, и внизу фотки). Т.е. фантазии и ассоциативному воображению вообще не за что было зацепиться. Оставалось созерцательно любоваться бликами рампы в блестящей лысине дирижера оригинальностью рисунка танца, четкостью форм и контуров, порой причудливых, и пытаться настроиться на произведение, минуя привычный способ восприятия и подсознательные попытки понять, что это все символизирует. Где-то это получилось, где-то нет.

И по поводу первых двух балетов наши с бабушкой мнения разделились. Когда началось "Без слов", я отметила удивительную легкость рисунка и исполнения, танцоры исполняли все элементы настолько технично и слаженно, гармонично, что создавалось впечатление, словно они парят над сценой. Даже звука шагов было не слышно (по кр. мере, с моего 2го яруса), хотя в танце было задействовано немало танцоров, и действие было довольно динамично. Парили как эльфы, не иначе:) Легко и невесомо, пластично и выразительно. Целостно. Был там один деревянненький мальчик, с невыразительными движениями, но он не испортил общего впечатления. И хотя смысла всего происходящего я так не поняла, приятная музыка Шуберта и невесомая пластика исполнения оставили положительные впечатления (насколько это возможно, если смотреть, не включаясь эмоционально).

С "Дуэнде" у меня не сложилось совсем. Музыка Дебюсси меня совершенно не вдохновила, даже несмотря на арфу. Пару раз даже возникало ощущение каких-то китайских фольклорных мотивов. В общем, мимо. Плюс никакой легкости и невесомости у танцоров не было. Напротив, всякий раз, когда я хотела проникнуться красотой очередной оригинальной фигуры/формы, задуманной модным режиссером, и выстроенной танцорами, кто-нибудь из танцоров, преимущественно девочки, непременно качались, или как-то неуклюже перескакивали на ноге. Это рушило чистоту рисунка, резало глаз и портило впечатление. У меня. И потому когда я услышала от бабушки "ну вот это уже хоть на что-то похоже", я удивилась. Оказалось, что у нее, напротив, "Без слов" не вызвало никаких эмоций, прошло мимо, а "Дуэнде" уже больше понравилось. Правда, чем- я не уточняла. Каждому свое:)

И, я думаю, что если б на том все и кончилось, мы бы вышли с неоднозначным впечатлением. И потому прекрасно, что последним балетом этого трио была "Белая тьма"- это был очень достойный завершающий аккорд. Тут сошлось в одной точке все. Во-первых, балет с сюжетом, и т.к. благодаря pollijin я знала, что балет посвящен сестре Дуато, погибшей от наркотиков, с понятной символикой - соответственно, включилось понимание, ассоциации, чувствительность, включенность в происходящее, интерес. Во-вторых, музыка Карла Дженкинса очень яркая, темпераментная, сильная, я такую очень люблю, и она меня чрезвычайно порадовала- с первых эмоционально трагических аккордов прям мурашки по коже. В-третьих, хотя антураж был по-прежнему минималистичен, все же элементы декорации присутствовали- мало, но качественно. Потрясающе сильное впечатление производит эпизод, когда сцена погружается в темноту, и затем мальчики поочередно танцуют в светящихся квадратах света, буквально вырывающихся из тьмы. Сильная музыка, четкие, резкие, но выразительные движения- супер. Пластика исполнителей превосходная, причем у солирующей пары вообще какая-то непостижимая, и кордебалет на оч. высоком уровне (уж не знаю, как для знатоков техники, но по впечатлению - так). Выразительность движений- в единстве с музыкой и с точной передачей смысла, каждый жест- словно слово, острое, веское, горькое. "Белая тьма"- яркий и сильный во всех отношениях балет, целостный и гармоничный, доносящий до зрителя выразительностью танца драматический смысл сюжета, и оставляющий сильное впечатление. И именно этот балет сделал наш вечер.
Tags: театр
Subscribe

  • Spirit Untamed/Спирит непокорный

    Посмотрела свежий мультфильм Spirit Untamed/Спирит непокорный. Не то, чтобы меня сильно он чем-то заинтересовал, он просто новый, и был в…

  • Falling in Love/Влюбленные

    Посмотрела сегодня по рекомендации фильм аж 1984г Falling in Love/Влюбленные с Мерил Стрип и Робертом де Ниро в главных ролях. Собственно, только…

  • October Sky/Октябрьское небо

    Посмотрела фильм October Sky/Октябрьское небо, который мне рекомендовали как отличное кино про стремление к мечте. В принципе, определение для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Spirit Untamed/Спирит непокорный

    Посмотрела свежий мультфильм Spirit Untamed/Спирит непокорный. Не то, чтобы меня сильно он чем-то заинтересовал, он просто новый, и был в…

  • Falling in Love/Влюбленные

    Посмотрела сегодня по рекомендации фильм аж 1984г Falling in Love/Влюбленные с Мерил Стрип и Робертом де Ниро в главных ролях. Собственно, только…

  • October Sky/Октябрьское небо

    Посмотрела фильм October Sky/Октябрьское небо, который мне рекомендовали как отличное кино про стремление к мечте. В принципе, определение для…