danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Ф.Флэгг "Жареные зеленые помидоры в кафе "Полустанок"

После книги Фэнни Флэгг "Я все еще мечтаю о тебе", кот. мне не особо понравилась, я не собиралась продолжать знакомство с творчеством этой писательницы, и, честно говоря, даже уже не помню, как и почему целых 2 ее книги оказались у меня в читалке телефона, но они оказались, и обе были прочитаны во время отпуска, и, в отличие от уже упомянутой книги, они мне понравились. Первой из двух была книга "Жареные зеленые помидоры в кафе "Полустанок". Поначалу я напряглась. Описание унылой климактерички Эвелин, со всеми ее проблемами, терзаниями, и суицидальными мыслями, навеяло мысли о том, что эта книга из той же серии, что "Я все еще мечтаю о тебе", для той же аудитории (для тех, кому за 50), и автор повторяется- снова проблемы предпенсионного возраста, снова суицидальные настроения- все то, что мне так не нравилось в первой прочитанной книге, снова на повестке дня. Да и сама Эвелин раздражала меня безумно- и понятны, с одной стороны, все ее страхи и переживания, и откуда что берется, но в то же время она демонстрировала себя такой дурой (и не только в начале, а на протяжении всей книги), что страницы, посвященные ей, я читала даже с неприязнью. Но, к счастью, мои первичные опасения не оправдались, и Эвелин оказалась не главной героиней (а случись это, я просто бросила бы читать), а лишь техническим проводником к позитивной старушке Тредгуд, которая познакомила читателя с основным сюжетом. Признаться, как только старушка появилась на сцене повествования, мое напряжение растворилось в теплом свете ее обаяния, и стало интересно.

Книга охватывает несколько десятилетий, несколько поколений героев, несколько семей, живущих по соседству. Героев очень много, и автор бросает читателя то в одно время, то в другое, причем не в хронологическом, а контекстном порядке, и подряд могут идти главы, где герои еще дети, а потом взрослые, и растят своих детей, а потом они же подростки. Учитывая количество героев, и то, что в определенном возрасте все переженились и нарожали своих детей, судьбы которых тоже прослеживаются повествованием, порою даже можно запутаться- кто чей сын, внук, и друг. Но в конечном итоге все встает на свои места- лишняя пена уходит, остается на поверхности только главное, и что есть главное- как-то понимается само собой. Концепция книги- как сама жизнь, -сплетенье множества судеб, огромная паутина, где каждая ниточка- чья-то жизнь, каждый узелок- событие, из которого вытекает следующий отрезок жизненного пути.

Книга читается легко, и с интересом. Иногда вызывает улыбку или даже смех, иногда заставляет хмуриться, иногда волнует, обескураживает, иногда умиляет, и даже трогает до слез. Она вызывает множество различных эмоций, показывает героев с разных сторон, как хороших, так и плохих, показывая героев не идеальными, живыми людьми, со своими чувствами, страхами, привязанностями и ошибками. Я не могу сказать, что все поступки главных героев вызывали одобрение, и далеко не с каждым их убеждением я была согласна. Но автор передает читателю любовь к этим героям, как к своим близким- несмотря на их неидеальность, любовь не за что-то, а вопреки. Флэгг пишет несложным, но приятным, вкусным языком. Он как итальянский круассан,- вроде бы, простой рогалик, ничего особенного, но до чего ж приятно его скушать с утренним капучино. Настроение книги меняется вместе с сюжетом, -многогранным, многоплановым, многовекторным,- в нем есть место всему- и радости, и печали, и боли, и счастью, и рассуждениям о жизни, и искристому юмору. Но все эти грани сосуществуют вполне органично, в едином, целостном эмоциональном поле, так что самое верное слово для характеристики настроения книги, наверное- гармония, в которой каждый читатель найдет что-то свое. Лично мне больше всего по душе пришлись веселые эпизоды- светлые, позитивные, сдобренные отличным, легким житейским юмором, от которого не смеешься до упаду, но непременно расплывешься в теплой улыбке.

Несмотря на то, что самым остроумным и гораздым на шутки-прибаутки-шалости была Иджи, она до последнего осталась для меня чужой, -хорошей, доброй, преданной, задорной, но дикаркой, непредсказуемой и способной на резкие повороты. Но зато старушка Нинни Тредгуд покорила меня, - ее непосредственность, открытость, почти детская наивность, удивительно сочетающаяся с мудростью, доброта и позитивность, несмотря на прожитую непростую жизнь, в которой было много тяжелых драм и потерь, шаловливость, чуткость, заботливость... Она была второстепенным персонажем основного сюжета, но через призму себя открыла его для читателей, и оставила в душе самые приятные эмоции.

У этой книги нет морали, или какого-то смыслового откровения, к которому в финале автор приводит читателя. Эта книга до последнего остается верна концепции, -протекая как сама жизнь, она и заканчивается так же. Все самое главное, все открытия и откровения не в финале, а в процессе, - в каждом эпизоде, в каждом событии, которое так или иначе влияет на нас, на наше мироощущение, восприятие, взаимоотношения, течение жизни. Жизнь любого человека, долгая или короткая, заканчивается одинаково, так устроен мир. И финал- лишь повод обернуться, и вспомнить то, что было, тех, кто был рядом, и быть благодарным судьбе за то, что это было, и что ты есть.

Резюме. Не могу сказать, что это шедевр, но это очень достойная книга для этого жанра, и она реабилитировала в моих глазах Фэнни Флэгг как автора- настолько, что я следом прочла еще одну ее книгу, и собираюсь прочесть еще одну. Славная, многогранная, и душевная книга, которую приятно рекомендовать к прочтению.
Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments