danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Выставка «Ван Гог. Ожившие полотна»

Сегодня проснулась с ощущением, что не хочу сидеть дома, надо куда-нибудь сходить. И вспомнила про выставку «Ван Гог. Ожившие полотна», которая у нас уже открылась пару недель назад. После безрезультатных попыток уговорить мужа составить мне компанию в этом культпоходе позвонила бабушке, и пошла окультуриваться с ней:) С ней в этом плане оч. просто, она легка на подъем, готова в любой момент сорваться и поехать куда позовешь, так что она с удовольствием согласилась составить мне компанию.

Народу на выставке стабильно много, но не критично- все видно, все слышно, и благодаря масштабной концепции выставки никто никому не мешает. На вход постояли в очереди минут 10- для 15ч выходного дня более чем приемлемо. Когда мы выходили, в 4 часа, очередь была на всю площадь, а к 17ч, когда мы вернулись на площадь к фотобудке, снова была небольшая очередь, как когда мы ее стояли, так что при планировании посещения этого мероприятия стоит обратить внимание на время своего визита, чтобы не томиться в очереди. В будние дни, насколько я понимаю, очереди нет (по кр. мере, днем точно).

В первом зале висят стенды с репродукциями основных картин Ван Гога, и комментарием-пояснением к каждой из картин, и несколько стендов с кратким изложением биографии художника. Тем, кто с недоверием относится к социально опасным шизикам, самоубийцам, и гомосекам адептам радужного флага, лучше биографию художника не читать, -правую часть экспозиции первого зала пройти мимо, и отправиться сразу в основной зал.

Основной зал отдан полностью во власть искусства. Там темно, и свет исходит лишь от проекций картин. Геометрия зала причудлива, линии местами ломаные, треть зала отделяют колонны. Все вертикальные поверхности зала, и часть пола используются для проекции картин. Проекции не одинаковые на все стены, и не хаотичны, а взаимосвязанны. Часто демонстрируется на осн. экран картина, а рядом- ее увеличенные фрагменты, на кот. можно более детально рассмотреть отдельные нюансы, эпизоды композиции. Экспозиция оч. динамична, и она имеет продуманную композицию и режиссуру- как по содержанию, так и по оформлению, в т.ч. музыкальному (все проходит под разную классическую музыку), и технической стороне реализации всей концепции. Экспозиция демонстрируется по кругу, так что неважно, в каком месте приступать к просмотру, всегда есть возможность посмотреть все целиком. Признаться, сложно сказать, сколько времени занимает просмотр всей экспозиции, всего динамического цикла проекций... может, минут 20, или полчаса. Экспозиция структурирована в хронологическом порядке, по основным этапам творчества художника, и свойственным им особенностям и ступеням эволюции его стиля,- начало, Париж, наброски на полях, ..психушка Сен-Реми, Овер-сюр-Уаз, финал. Часть "письма", на мой взгляд, была лишняя, т.к. рассмотреть в них и что-то прочесть все равно зритель не может, а любоваться в течение нескольких минут сменяющими друг друга разными фрагментами рукописных строчек довольно утомительно. Понятно, что Ван Гог много писал письма, и его письма к брату -это отдельная часть его творческого наследия, но если создатели экспозиции не сочли возможным обойти этот момент стороной, могли хотя бы ограничиться парой-тройкой проекций, остальное было лишнее. Ну, это мое субъективное ощущение.

Обстановка на выставке свободная, лишенная привычно музейных "нельзя"- тут можно говорить сколько влезет и не шепотом, тут можно ходить везде, можно трогать экран (что для детей особенно ценно), сидеть на полу, и чувствовать себя вольготно. Дети могут даже бегать, не опасаясь строгого замечания смотрительницы, -тут можно все. Но, кстати, дети не бегают- отчасти по привычке, наверное, и во многом потому, что их внимание увлечено другим. Детям больше всего нравится то, что отражается на полу. Они сидят на полу, прямо рядом с отражением, которое еще более динамично, чем настенное, и частенько отражает не только и не столько картины, сколько настроеннические композиции в тему демонстрируемых проекций. И дети завороженно наблюдают за этим движущимся ярким калейдоскопом, и трогают наиболее понравившиеся фрагменты:) По моим наблюдениям, больше всего им хотелось тронуть то, что было узнаваемо- воду, железную дорогу, и пр.

Взрослым скучать тоже не приходилось. Чтобы зритель не скучал, экспозиция то и дело взбадривает различными визуальными эффектами. Ну, например, показывают на несколько экранов картину с птицами на небе, а потом эти птицы раз, и взмывают в небо, улетают, а ван гоговское небо остается. С корабликом тоже было интересно проделано: рядом было расположено несколько одинаковых проекций- картина моря с корабликом. Только кораблик был лишь на крайней левой проекции, а на остальных только море, и этот кораблик плавненько плыл по ван гоговским морским водам, мерно покачиваясь на волнах, из крайней левой проекции к крайнюю правую (на фотке ниже- в самой правой части виден как раз этот момент, и кораблик, преодолевший почти половину пути).

Кстати, сидели на полу не только дети. Большим растянутым полуовалом в два ряда сидят и взрослые- кто на сумках, кто на куртках,- и смотрят разворачивающееся перед ними динамическое действо в расслабленном сидячем положении. Надо сказать, я им немного завидовала, ибо стоя выдержать всю экспозицию тяжеловато (бабушке было особенно), но я не захотела пачкаться, и не стала садиться на пол, мне было и стоя нормально. Кстати, бабушка уже была на этой выставке одна, и жаловалась мне, что ей там подурнело, закружилась голова. Я не особо ей поверила, ибо.. ну от чего там голове кружиться? Но на самом деле такой эффект действительно есть, и, может быть, еще и поэтому удобнее смотреть все сидя -видимо, от постоянной смены картинки, от движения перед глазами, от объемности изображения- не знаю, от чего еще, но легкое головокружение есть. Во время просмотра я это не особо почувствовала, а вот когда мы вышли на улицу, ощутила- пару минут еще ощущала легкое головокружение и усилием искала четкий фокус. Потом все восстановилось.


фотографии с сайта blog-fiesta

Я, признаться, совсем не фанат Ван Гога, и после этой выставки им не стала. Но ничуть не жалею, что посетила выставку. Это мероприятие из тех, что обязательно нужно посетить, независимо от того, нравится вам Ван Гог или нет. Тем, кто не очень знаком с творчеством художника, предоставляется отличный шанс получить разом и в превосходном в визуальном и эмоциональном отношении варианте всю антологию работ Ван Гога, от и до,- четко, ясно, полно, в ракурсе всех этапов его творческого пути. Тем, кто любит этого автора- отличный шанс прийти и попасть внутрь его картин, не просто смотреть на них, а оказаться внутри, разглядеть в деталях, ощутить их в объеме и масштабе, полюбоваться разом всей антологией его творчества. Тем, кто просто любит культурные мероприятия, обладая широким кругом интересов, без ярко выраженных пристрастий к какому-то автору, тоже оч. понравится формат выставки, ибо тут есть что посмотреть, чему приятно удивиться, чем усладить жаждущий культурной пищи взор. И даже тем, кто далек от живописи, тут есть чем заинтересоваться- выставка организована оч. интересно, необычно, современно, креативно, и даже на одно это стоит посмотреть. Собственно, что я и рекомендую сделать:) Выставка в Питере будет действовать до начала октября.
Tags: впечатления, мероприятия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Море

    Ну вот, спустя 2 года, я снова на море. На этот раз- Левантийское (до сегодняшнего дня я и названия такого не слышала:). Подходы…

  • Лиза Си 'Снежный цветок и заветный веер'

    Прочла книгу Лизы Си 'Снежный цветок и заветный веер'. Не могу отнести себя к любителям книг про Китай, но эта книга произвела на меня сильное…

  • Кипру быть, и как доехать из аэропорта до Айя Напы

    Я тут на днях сетовала на тернистую дорогу к путешествиям в этом году. Так вот, несмотря на все описанные тогда перипетии и обломы, я-таки…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments