danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Семинар по скорочтению

О чудо-методиках скорочтения я впервые услышала еще в школе- как сейчас помню, папа слушал городское радио, и обратил мое внимание на то, что там рассказывали о возможностях научиться читать в разы быстрее. Мне оч. понравилось все, что я услышала, и оно отложилось в памяти, но во время учебы, когда это особенно надо, для меня подобные курсы были слишком дороги. Прошло много лет. И я снова наткнулась на информацию о таких курсах, теперь они учили уже не только быстрее читать, но и тренировали память и внимание. Т.е. в условиях, когда по работе надо читать много договоров, и методических материалов, - вообще то, что надо. Потому что художественную литературу я уже давно научилась читать по диагонали, и читаю достаточно быстро, чтобы не озадачиваться никакими курсами. Потому что если интересно, оно само "глотается" очень быстро. Но вот с текстами, где надо читать каждую строчку, и внимательно, и при этом материал абсолютно не вызывающий моего интереса, дело обстоит гораздо сложнее. На вычитывание договоров у меня уходит оч. много времени, и оч. хочется по возможности максимально оптимизировать этот процесс. Поэтому в прошлом году, увидев на Групоне предложение от курсов скорочтения и тренировки памяти, я купила купон и собралась ходить на курсы. Но потом оказалось, что в предложении был неверно указан адрес, в актуальный адрес мне было далеко ездить, и.. в общем, в итоге мне вернули деньги, и на курсы я не попала.

А на днях в почту мне пришла рассылка с предложением семинара в режиме интенсив "Эффективное скорочтение с пониманием и запоминанием текста". Вообще подобные письма обычно почта отсеиваем в папку спам, которую я чищу, не глядя. А тут во входящие письмо попало и прям аккурат в тему, и цена более чем приемлемая, и на 10 мая у меня как раз планов не было... В общем, я решила, что ничего не теряю,- зарегистрировалась, и сегодня сходила на этот семинар.

Сразу скажу, что мне с моим логическим мыслением на тренингах по развитию гуманитарных каких-то навыков бывает сложно. Потому что мне нужен четкий рецепт, формула: "чтобы достичь этого, надо делать это и это, так-то и так-то, с такой периодичностью, и в таком-то объеме". Чтобы освоить какой-то навык, мне нужно ПОНЯТЬ, что конкретно надо делать, чтобы достичь конкретного результата. Т.е. надо осознать и усвоить причинно-следственную цепочку - какие действия ведут к результату, кот. мне нужен. Но ведущие тренингов обычно психологи, или иного рода гуманитарии, кот. оч. много чего знают, кучей всяких полезных техник владеют, и говорить на всевозможные темы могут оч. долго, но мыслят совершенно иначе, и структурируют свои курсы, соответственно, тоже. Иными словами, говорят много, и, вроде, все верно в целом, и интересно, но выходишь на обед, и понимаешь, что цельной картины нет, в голове набор слов. Потому что нет формулы! Нет логической цепочки, рецепта. Поэтому я обычно мучаю тренеров вопросами и попытками выбить-таки из них эту золотую формулу:) А они зачастую не понимают, что я от них хочу, и почему не понимаю. А я в целом-то все понимаю, но мне необходимо систематизировать информацию. Такой вот у меня специфический способ восприятия информации, - несмотря на развитую интуицию, и наличие творческой стороны (в частности, в эпистолярном жанре), новую информацию, кот. мне надо применять в будущем, я воспринимаю только через логику. Не интуитивно, не через эмоции и ощущения, а через разум.

В общем, сегодня я тренера тоже помучила:) Пришла специально пораньше с обеденного перерыва, и взяла наобордаж:) Для тренера мои вопросы, по-моему, тоже стали откровением, и он во второй части программы стал объяснять после каждого упражнения, игры, для чего мы это делали, какие навыки тренировали, и как это можно использовать самим в повседневной жизни. Ура. Он меня услышал:)

Что имеем в сухом остатке. Вся суть скорочтения заключается в том, чтобы уйти от метода чтения каждого слога-слова, проговаривая их внутри, а вместо этого использовать визуальное восприятие комплекса слов целиком. Например, целую строчку бац, одним взглядом охватил, и воспринял. Но целая строчка - это уже круто, до этого надо еще дойти. Для начала страница делится визуально на 2 колонки, и воспринимать надо целиком части предложения, кот. расположены в каждой колонке (и так по каждой строке), по очереди, фокусируя внимание в середине каждой из них, по каждой строке. Это оч. непривычно, и поначалу даже раздражает. Но при развитии навыка должно существенно увеличить скорость чтения.

Еще оч. существенный момент. Понимание. Поначалу используя такую технику, сложно понимать то, что читаешь. Более того, мозг автоматически постоянно пытается осмыслить читаемое, и требует притормозить для этого. Если верить тренеру, то читая максимально быстро, как это для нас возможно, даже не осмысливая прочитанное, часть информации все равно усваивается- сначала 20%, потом 30, потом больше и больше. Дело в практике. Чем больше тренироваться, тем лучше будет видно, что мозг подстраивается под новый ритм освоения информации. Сложно судить, так это или нет, ибо мы только попробовали эту технику, и не могу сказать, что мне в ней было комфортно. Но когда читаешь страницу таким образом, часть информации усваивается, и ближе к середине страницы ее количество увеличивается,- это факт.

Почему 2 колонки? Потому что привычное для нас поле внимания довольно узкое. У кого-то шире, у кого-то уже, но строку целиком объять сразу не может практически никто. Поэтому для того, чтобы увеличить скорость чтения, и сделать его более эффективным, нужно тренировать расширение поля внимания. Для этого есть специальные упражнения. Когда сможешь охватывать вниманием целую строку, идешь дальше- расширяешь поле внимания на 2 строки, на 3...

Был приведен простой пример: на доске написали "одна тысяча сто двадцать два минус два равно". Писали пока группа сидела с закрытыми глазами. Потом по сигналу открыли глаза и надо было прочесть и получить результат. На это ушло 5-7 секунд. А потом сделали то же самое, но вот так: "1122-2=" и на верный ответ ушло 1-2 секунды. Потому что во втором случае мы не тратим время на осмысление того, что видим, в голове есть сразу четкое понимание, что это, и что надо делать. Так и со словами. Когда предложение воспринимается целым комплексом, набором известных мозгу символов, слов, мозг в состоянии осмыслить этот комплекс, не разбивая его на части. Соответственно, скорость восприятия таким образом намного выше, чем когда читаешь каждое слово.

Еще важный момент- умение отсеять из читаемого текста воду и вычленить необходимую информацию. Было дано упражнение на эту тему. Не знаю, насколько оно эффективное, у меня оно плохо получилось за заданное время. Но тренер утверждает, что оно помогает научиться фильтровать информацию. Единственное условие- перед чтением надо точно знать параметры фильтрации, т.е. то, что именно ты ищешь, для чего читаешь данный блок, на какие именно полочки надо разложить информ. массив.

Это в общем все, что касается непосредственно техники скорочтения. Относительно улучшения запоминания текста, честно говоря, ничего конкретного у меня в голове не отложилось, никаких рецептов кроме общеизвестного выстраивания ассоциативных визуальных цепочек. Возможно, действительно при развитии навыка скорочтения через визуальное считывание текста вышеописанным способом, когда слов воспринимаются блоком, и тут же идет осмысление, и происходит улучшение не только скорости восприятия, но и памяти. Но тут я не могу пока ничего сказать.

Собственно, как и про развитие внимания. Была одна увлекательная групповая игра в танчики. Смысл ее такой: представьте поле клеток 3 на 3, как для крестиков-ноликов, в левый нижний угол ставится танк (машинка, коляска, человечек, что хотите ставьте, но у нас там был танк). И этот танк надо двигать- группа игроков сидит в кругу, и каждый игрок по очереди делает ход. Вверх, вниз, вправо, влево. Нельзя вылезать за пределы поля, и нельзя делать обратный ход (например, если один походил вверх, то следующий сразу вниз походить не может). Если кто-то потерялся, или вышел за пределы поля, игра начинается сначала (с исходной позиции новый круг). На первый взгляд, просто. Но сложность в том, что поле это существует только в воображении, и надо оч. внимательно отслеживать каждый ход всех игроков, потому что иначе сбиваешься и теряешься моментально. Как показала практика, далеко не все способны держать это непростую матрицу в голове, и качественно отслеживать траекторию движения воображаемого танчика, т.е. помнить структуру поля, и удерживать внимание на траектории. У меня, кстати, с этим не было никаких проблем, я ни разу не сбилась (хотя в другом тесте на удерживание внимания были сложности). Потом задача усложняется. Поле становится трехмерным! Т.е. вместо квадрата 3 на 3 получается куб с гранью 3 на 3, а в перечень ходов добавляется вперед (это значит вглубь куба) и назад. Потом задача еще усложняется- на определенные клетки ставятся "мины", на кот. нельзя заходить. У нас было 2 мины, но можно и больше. Чем больше, тем сложнее игра. Можно и количество клеток в гранях куба увеличивать, разумеется. Ну, и чем больше игроков, тем сложнее. Тренер сказал, что эта игра на тренировку удерживания внимания, на визуализацию, на комплексное использование логического и визуального (правого и левого полушария одновременно). Ну не знаю, так оно или нет, но игра оказалась довольно интересная, и все играли с удовольствием:)

С собой дали несколько листочков с упражнениями на расширение поле внимания, и обещали прислать еще материалы по теме, с упражнениями для самостоятельной проработки. Я попробую потренироваться в скорочтении, а там посмотрим. Главное- что почти мифический образ некой волшебной методики скорочтения, кот. витал надо мной еще со школы, сегодня развеялся. Теперь я знаю основные принципы, и преуспею в ней или нет- зависит только от того, буду я заниматься этим самостоятельно или нет.
Так что хоть это был и не идеальный тренинг, и подача информации могла бы быть более емкой, в целом структура занятия более информативной, тем не менее, основные принципы данной тематики я получила, и потому это был полезный тренинг. Так вот необычно я провела сегодня день (с 12 до 18ч):)
Tags: всякая всячина, полезности
Subscribe

  • Шерлок в России

    Голливуд в коме, смотреть нечего. Случайно наткнулась на отечественный мини-сериал Шерлок в России с Максимом Матвеевым в главной роли, и решила…

  • Во власти Луны/Moonstruck

    Посмотрела сегодня старый (1987г) фильм Во власти Луны/Moonstruck, который в свое время получил аж 3 Оскара, еще несколько номинаций, и другие…

  • Ребекка

    Посмотрела новую экранизацию романа Дафны Дюморье Ребекка, вошедшего в историю оскароносным фильмом Хичкока, снятым в 1940г. На Кинопоиске многие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments