danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Спектакль "Ричард III" театра "Сатирикон"

Спектакль "Ричард III" московского театра "Сатирикон" собирал аншлаги и овации, но мне в свое время не удалось на него попасть. Сейчас он уже снят с репертуара, как оказалось, и я решила посмотреть его в записи. Спектакль поставлен по пьесе Шекспира, но постановка достаточно современная. Я, признаться, не любитель авангардных трактовок классических произведений, но "Ричард III" в Сатириконе сделан так, что при авангардном оформлении не теряется классическая суть, и даже напротив, - эмоциональная и психологическая атмосфера произведения подчеркивается и усиливается минималистичным, но преисполненным символизма антуражем, а современная музыка чрезвычайно тонко вплетена в полотно повествования, и органично дополняет его нужными психологическими акцентами, создает настроение и атмосферу. Прекрасная музыка, кстати,- порою неожиданная, но неизменно органично подходящая для каждой из сцен, и за нее отдельное спасибо.

Этот спектакль поражает с первых секунд, когда на сцене появляется главный герой- Ричард III - демонически злобный и алчущий короны горбатый уродец, повествующий зрителю о том, чем наградила его природа- большим горбом, одной ногой короче другой, и иссохшей рукой. Из-за дефекта ноги он ходит, массивно переваливаясь с ноги на ногу, ступая короткой ногой лишь на носок, раскачиваясь телом при этом, и в основном боком. А когда надо пойти куда-то быстро, он просто скачет вбок приставным шагом. Рука висит словно ее свело жестокой судорогой, и в этот момент она одеревенела. Огромное эго, железная воля, сильнейшая харизма, и все это в оболочке внешнего уродства, рядом с которым Квазимодо был просто красавцем. Насмешка природы. И Константин Райкин настолько убедителен в этой роли, что порою просто не по себе. Эта ужасная корявая походка, эта вечно сведенная, болтающаяся рука.. он не играет, он словно мышечно сжился с этими дефектами, и существует в них органично и привычно, существуя с ними как неотъемлемыми частями себя. Да, перед зрителем на сцене лишь на поклонах появляется Райкин. Все остальное время перед ними чудовищный и внешне и внутренне Ричард.

Спектакль очень сильный, и по уровню актерской игры, и по психологическому накалу, -и проходит не просто на натянутом нерве, -он играется на надрыве, и когда кажется, что дальше уже некуда, предел накала и напряжения достигнут, с каждой новой минутой, ощущая, что напряжение продолжает нарастать, понимаешь, что предела нет. Как нет предела и бесчестью, лжи, жестокости, и жажде власти, нет конца смерти и страданию людскому. Нет ни вершины, ни дна, все относительно, и ни в чем нельзя быть уверенным. Сюжет развивается, и закручивается, набирая силу, словно смерч, кружащий вокруг главного героя, и им же порожденный. Им же взращиваемый и подпитываемый. И в какой-то момент становящийся неуправляемым, и норовящим поглотить своего родителя. Боже, как же гадко, грязно и жестоко творилась история...

Сюжет спектакля- жестокая драма, но жанр определен как трагифарс, и сколь ни эклектично звучит это название жанра, оно все-таки верное. Провернув очередное коварное злодейство, сыграв патетическую роль, обманувшую всех, провернув очередное дельце, приближающее его к цели,- престолу- Ричард злорадствует. Райкина многие упрекают в кривлянии, но гримасы, кот. он строит, самодовольно злорадствуя своим героем, и даже показывание языка, выглядят вполне органично в контексте ситуации. Ричард творит злодеяние, и осознает это, он сознательно отрекся от мысли о себе как о хорошем человеке, зло и коварство-поприще, где он нашел успех, но даже он не камень. Даже он, двигаясь по своему безбожному пути, устланному смертью и чужими страданиями, сколь уверенным бы ни казался, испытывает сильное напряжение, и когда очередной эпизод завершен, сыгран успешно для него, он, разумеется, ощущает радостное возбуждение, которым не может ни с кем поделиться, и естественное желание организма снять напряжение. Мне кажется, в такой ситуации небольшое паясничание, которое позволяет себе Райкин, вполне естественно для Ричарда, даже более чем.

Ричард отвратителен. Уродлив внешне, демонически ужасен внутри. И Райкин передает характер своего героя настолько убедительно и точно, что порою просто страшно. Райкин играет неприятного персонажа, но настолько сильно, настолько ярко и эмоционально, что можно сказать, пожалуй, что его игра близка к гениальности. Он раскрывает все грани характера Ричарда, не играя, не показывая свое видение отдельных черт, а живя в нем, -живя живым, противоречивым, многослойным человеком, отталкивающим, разрушающим, но при этом не чуждым ничему человеческому. И знаете, несмотря на все чудовищные деяния, совершенные Ричардом, мне кажется, что суть и корень всех событий, развернувшихся перед глазами зрителей, состоит в словах, которые говорит Ричард в самом начале повествования: "Мечтать о том, чтобы меня любили? Ха. Нет, даже мысль об этом дикий бред. Но раз мне нет другого счастья в мире, как возвышаться, властвовать, царить над теми, кто красивее меня, всегда мне мир казаться будет адом, пока над этим туловищем гадким не увенчает голову корона" У всех, кто в истории шел в престолу коварными путями, были разные причины и мотивы- жажда власти, жажда наживы, тщеславие, и пр. Каков мотив у Ричарда? Как ни странно, таков, что его становится по-человечески жалко... Его стремление надеть корону вызвано лишь желанием чтобы его любили. Любить по собственной воле не будут, он и сам себя не любит,- он, не щадя себя, считает, что любить такое уродство невозможно. Он не знал любви- ни матери, ни отца, ни братьев, ни женщин... и сам не позволял себе любить. Но жаждал. И эта неутоленная жажда быть любимым выросла в ту чудовищную жестокость, которую мы видим перед глазами. Отвергнутый и тихо презираемый всеми, и в первую очередь, самим собой, он рьяно гонится за иллюзией любви, даже осознавая, что льстивая угодливость королю не имеет ничего общего с любовью. Он готов довольствоваться этим, - лживая лесть, покорность,- тот максимум "любви", который он для себя определил. И если посмотреть на сюжет с этого ракурса, понимаешь, что сюжет этой истории не только эпическая драма о борьбе за власть и жестоком уродливом честолюбце. Это и глубочайшая драма Ричарда как личности, буквально вывернутая наизнанку перед зрителем... И если анализировать сюжет, то именно последнее меня впечатлило больше всего. Так и хочется сказать: люди, любите друг друга,- без условий, такими, какие есть, любовь спасет мир. И как бы банально и избито ни звучали эти слова, в случае в Ричардом они более чем актуальны, ведь будь он любим с детства, сколько жизней бы удалось сохранить, сколького горя избежать...

Резюме: это очень сильный, яркий, впечатляющий, тяжелый, буквально раздавливающий зрителя своей мощью спектакль, который потрясает игрой и чудовищностью сюжета, проходит на надрыве, и держит в напряжении зрителя до самого финала. Его однозначно стоит посмотреть. Но делать это надо в подходящем настроении.
Tags: театр
Subscribe

  • Spirit Untamed/Спирит непокорный

    Посмотрела свежий мультфильм Spirit Untamed/Спирит непокорный. Не то, чтобы меня сильно он чем-то заинтересовал, он просто новый, и был в…

  • Falling in Love/Влюбленные

    Посмотрела сегодня по рекомендации фильм аж 1984г Falling in Love/Влюбленные с Мерил Стрип и Робертом де Ниро в главных ролях. Собственно, только…

  • October Sky/Октябрьское небо

    Посмотрела фильм October Sky/Октябрьское небо, который мне рекомендовали как отличное кино про стремление к мечте. В принципе, определение для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments