danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Великий Гэтсби

Сегодня в ночи посмотрела фильм "Великий Гэтсби", о котором слышала много положительных отзывов. Фильм действительно хороший. Красивый, атмосферный, красочный, и насквозь пропитан духом времени. Кто-то в кинопоиске сетовал, что фильм скучный, но я не соглашусь. Я не спешила смотреть это кино, как раз опасаясь, что оно будет скучноватым. Но мои опасения были совершенно напрасны- фильм совершенно не скучный, и несмотря на свою продолжительность, смотрится на одном дыхании.

Сразу хочу сказать об игре Ди Каприо. Абсолютно объективно,- Лео в роли Гэтсби просто великолепен. Да, ему не впервой играть любовь. Но в этом фильме есть сцены, которые нельзя просто сыграть, их надо прожить, и сделать это так тонко, как может только актер, обладающий поистине глубоким мастерством. В частности, меня очень впечатлила сцена чая у Ника, где состоялась встреча Гэтсби с Дейзи. Он дергается, мечется, волнуется, его бросает из крайности в крайность, и хочется одновременно чтобы вожделенная встреча состоялась, и сбежать от нее без оглядки. Сбежать, потому что слишком много эмоций бушует внутри, слишком много, чтобы было возможно сохранять спокойствие и выдерживать политес... Кто когда-нибудь был в ситуации хоть отдаленно похожей, тот поймет, НАСКОЛЬКО убедителен был Ди Каприо в своей игре. В каждой мельчайшей детали, в каждом взгляде, в каждом движении... Он настолько чутко проживает и передает зрителю филигрань множества эмоциональных полутонов, присущих этой сцене, что ему веришь безоглядно. И остается только сказать браво.
И когда повествование достигает своего апогея, и решительным рывком врывается в эту светлую, но драматическую историю оглушительный финал, вдруг понимаешь, что наступила и заполняет тебя- постепенно, но неумолимо.. пустота. Пугающая, обескураживающая, немыслимая... И в эту самую минуту становится очевидно, что то, что воспринималось естественным, неотъемлемым и разумеющимся, то, чего ни зритель, ни герои особо не замечали, -так, как мы не замечаем воздух, которым дышим,- свет, тепло, и ощущение вдохновенной наполненности, проходящее через весь фильм,- на самом деле вовсе не было сам по себе. Этот свет чистой любви, и это вдохновение, эту целостность, и воздушный ореол надежды- все это исходило от Гэтсби,-именно он нес это в себе, и дарил окружающим его людям. И Ди Каприо смог сыграть эту вдохновенность, и эту неописуемую, чистую, почти по-детски утопичную надежду, которой был полон его герой, и за это ему большое спасибо. Этот фильм был бы пустым и скучным, если бы был просто фильмом действия. Но Лео сумел сделать его фильмом ощущения, наполнить его до краев, и не оставить зрителю шанса уйти равнодушным.

Что касается Кэри Маллиган, у меня осталось неоднозначное впечатление от ее игры. По моим ощущениям, она недостаточно глубоко сыграла свою роль, и более того, я как-то не очень прочувствовала и поняла, как такая героиня могла вызвать настолько сильную любовь. Хотя, быть может, она напротив, оч. хорошо сыграла свою роль, и так и должно было быть, ведь Дейзи действительно оказалась довольно легкомысленной барышней, несопоставимой по глубине с Гэтсби.

Несмотря на то, что эта история- любовная драма, которую можно отнести к классическим, она куда более семантически глубока, чем могла бы быть. И она заставляет задуматься о многом. А самое интересное, - в каждом зрителе она отзывается по-своему, и если спросить несколько человек, о чем эта история, то кто-то ответит о великой любви, кто-то - о великой надежде, кто-то -о великом предательстве... И каждый будет прав, потому что фильм обо всем этом, и не только. Просто в зависимости от жизненного опыта для каждого одна из граней повествования воспринимается острее. Один мой знакомый, говоря об этом фильме, недоумевал- "я не понимаю, как после всего того, что он для нее сделал, она могла ТАК предать?!" Этот вопрос буквально врезался в мою память, и во время просмотра фильма мой мозг словно подсознательно искал на него ответ. И, кажется, нашел.

Финал фильма обескураживающе резкий. Мне было просто безумно жаль Гэтсби. Накатило сильнейшее ощущение несправедливости. Ну как же так? Почему так? Почему он, и так глупо, нещадно, нелепо? Почему именно с ним, таким обходительным и щедрым, услужливым, вокруг все оказались такими скотами? И главное- как Дейзи могла сделать такой выбор? Это естественные вопросы, которые задает себе после просмотра, наверное, каждый зритель. Но после того, как я переварила эту первую эмоциональную волну впеачатления, я вдруг споткнулась об одну неожиданную мысль. Мыль о том, что как бы возмутительно несправедливым ни казалось все то, что произошло с Гэтсби, даже несмотря на его чистейшие чувства, и высочайшие намерения, величайшую любовь и надежду, способные вдохновить любую женщину, в какой-то степени все свершившееся было закономерным. Потому что задолго до них всех он сам себя предал. Ровно в тот момент, когда позволил себе- целеустремленному, сильному мужчине, полностью раствориться в своей любви и мечте о Дейзи. В фильме есть такая фраза- "он словно искал какой-то образ себя самого, целиком растворившийся в его любви к Дейзи". Это звучит беспредельно трогательно, щемяще, и романтично, но на самом деле это довольно горькая фраза. Гэтсби, посвятив себя своей любви, фактически исчез. Будучи нищим мальчишкой, он был уверен, что достоин лучшего будущего, считал себя сыном бога. А тут - достигнув таких высот, о которых не мог и мечтать, он не верит в то, что достоин любви. Он жаждет ее, но не уверен, что достоин ее. Да, он ведет себя вальяжно, настойчиво, и пытается добиться своего. Но чем?! Чем он пытается привлечь Дейзи? Нет, не собой, не своей любовью. Он окружает себя множеством роскошных вещей, пытаясь на них, словно на приманку, заманить ее в свои объятия, словно она может прийти только на это, словно его самого- недостаточно. И он говорит- ВСЕ ЭТО (и показывает на замок и окружающую роскошь)- ради нее, неужели она не понимает? Но он сам не понимает, что пытается подменить себя, и свою чистую, ни с чем не сравнимую любовь, с этим большим набором дорогих вещей. Но ведь она избалованная девочка из состоятельной семьи. Да, она привыкла к богатству, и оно делает их союз равноправным. Но с чего он взял, что это то самое основное, чем можно ее привлечь? Откуда такая безумная невера в себя? И если он сам настолько не любит и не верит в себя, как он хочет, чтобы кто-то другой верил в него?

Я не оправдываю поступок Дейзи, и совершенно не понимаю и не одобряю ее выбора. Но как бы ни была прекрасна любовь Гэтсби, в каком-то смысле он был безумен. Он жил только мыслью о ней. Вся его жизнь была выстроена вокруг нее, она была центром тяжести, и началом координат. Он, самостоятельно, как таковой, практически не существовал. Мы видели огромную мечту о Дейзи в прекрасном голубоглазом обличии Гэтсби, а не его самого. Причем мечта эта, закалившись годами, обросла таким количеством ожиданий, и была прорисована с такой детальностью, что любое отступление реальности от ее сценария могло быть равносильно краху- эмоциональному, психологическому, душевному... И ведь именно это и дало первый и судьбоносный сбой в пути к свершению мечты. Его не устраивало то, что она любит его сейчас, в настоящем. Ему непременно нужно было вернуть прошлое. Зачем он настойчиво и жестко требовал, чтобы она сказала Тому, что никогда его не любила? Ну почему он не довольствовался тем, что она его, и любит его здесь и сейчас? В погоне за миражами нарисованных в его воображении идеальных образов их любви и отношений, он практически обрек на крах свое реальное настоящее, бывшее столь близко к воплощению его великой мечты в жизнь. Ведь как бы он ни отказывался он в это верить, она все же любила Тома какое-то время, и сказать то, что он требовал, было для нее сказать неправду. Да и ведь в текущей ситуации это совершенно неважно- неважно то, что было, важно то, что есть. Сегодня, здесь, сейчас. Но Гэтсби не нужно настоящее. Он гонится за миражами прошлого, будучи свято убежденным в том, что прошлое можно вернуть... Такова сложнейшая паутина человеческих отношений, где все не то, чем кажется. Лучший из лучших и непорочный из непорочных, стремящийся к светлому, и самому высокому, что только может быть, -к великой любви,- растоптанный и преданный в своем стремлении, может, даже при всей своей безупречности, оказаться в конечном итоге виноватым в предательстве, которым его наградят. Великая любовь должна быть великим счастьем, великой надеждой, великим светом и радостью. Нежностью, страстью, заботой, и еще очень много чем. Но она не должна стать великим пленом для личности. А Гэтсби- великий романтик и мечтатель, обладатель восхитительной способностью огромной надежды, стал пленником своей любви.

Резюме. Красивый, впечатляющий фильм, трогающий за живое, и дающий пищу для размышлений. Фильм, который стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть, как великолепно играет Ди Каприо. Фильм- эмоция, фильм- ощущение. К просмотру рекомендуется.
Tags: кино
Subscribe

  • Мультфильм Лука

    Посмотрела вчера новый совместный мультик Диснея и Пиксар - Лука. Прелестный, смотрится с большим удовольствием. Красивый, солнечный, пропитанный…

  • Шерлок в России

    Голливуд в коме, смотреть нечего. Случайно наткнулась на отечественный мини-сериал Шерлок в России с Максимом Матвеевым в главной роли, и решила…

  • Во власти Луны/Moonstruck

    Посмотрела сегодня старый (1987г) фильм Во власти Луны/Moonstruck, который в свое время получил аж 3 Оскара, еще несколько номинаций, и другие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments