danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Простая формальность

Вчера посмотрела еще один фильм Джузеппе Торнаторе, из раннего периода его творчества- "Простая формальность". Фильм- метафора, фильм-водоворот, который затягивает зрителя в свои дебри все сильнее и сильнее, а потом вдруг отпускает, и силой течения тебя выкидывает на поверхность, -дезориентированного, и не понимающего, что произошло, что было, чего не было, и что дальше. Фильм, в котором с динамической точки зрения почти ничего не происходит, но при этом выдерживается такой нерв, и такое напряжение, нарастающее с течением фильма, каким может похвастать не каждый триллер. С психологической точки зрения - Торнаторе показывает буквально препарирование сложной личности. Это многослойный фильм, в котором режиссер, словно хирург, острым скальпилем срезает слой за слоем с главного героя, - неторопливо, постепенно, смакуя и давая зрителю возможность рассмотреть каждый слой, со всеми его достоинствами и недостатками. Сначала, едва только надрезан первый внешний слой, слой зоны комфорта, герой ведет себя агрессивно, временами даже неадекватно. Затем, когда срезан этот ядовитый "подкожник", он становится тише, и уже ведет себя уже более сдержанно, хотя все еще обиженно на весь мир и в позе конфронтации с окружающим миром. Затем он потерян, затем польщен, после- испуган, сражен, безумен, снова агрессивен, надломлен, опустошен... Срезаются последовательно и методично воспоминания, победы, привязанности, ностальгия, прошлое, привычки, потери, страхи, боль, надежды, связи... и так далее до тех пор, пока все слои не срезаны и не достигнута цельная сердцевина- честная, неприкрытая, удивительная и щемящая правда. И когда в финале инспектор говорит Оноффу о том, что его последний, еще не изданный роман есть нечто выдающееся, взгляд Оноффа в ту секунду - и есть взгляд того самого настоящего, той самой правды, к которым вел зрителя режиссер через весь фильм.

Этот фильм символичен в каждом кадре, в каждой мелочи, и безумно метафоричен- настолько, что порою теряется связь с реальностью, и понимание того, где же она, твердая земля реальности. И подойдя к финалу, Торнаторе демонстрирует, что сюжет, в его логической последовательности связанных действий, для него второстепенен по сравнению с поиском истинной личности героя, который он вел на протяжении всего фильма. Он привел зрителя к правде, он обнажил натуру героя, показал его истинное лицо, - цель достигнута, а уж какими средствами, и что там в итоге все же произошло, и почему случилось все то, что мы видели,- это для него не суть важно. И потому, глядя, как фургон увозит Оноффа куда-то вдаль, в недра пасторального пейзажа, зритель, поставленный перед необходимостью самому осмыслить, и додумать финал, пребывает в некоторой растерянности и недоумении. Потому что непонятно, куда именно везет героя этот фургон. Домой? Но тогда почему у него вид, словно отправляется в последний путь, почему спрашивает про рукопись, не забрали ли ее, почему фотографии ему отдают как одолжение, ведь "вообще-то нельзя"? В тюрьму? Но если выстрел был тем, что выяснилось в ходе допроса, и чему есть письменные доказательства, то за что он может попасть в тюрьму? И главное- если выстрел был тем, что выяснилось, почему вообще был этот допрос, в таком виде и форме?

Этот фильм нельзя понять с помощью логики. Он соткан из ментальных нитей эмоций, переплетен метафорами, и скреплен символизмом. Можно написать, наверное, диссертацию о смыслах, затаенных в символических деталях бытия, отраженных в этом фильме, о трактовках метафорических поворотов. Но понять истинный семантический посыл режиссера можно только на уровне эмоций. Не глазами и разумом, а сердцем.

Честно говоря, я недолюбливаю Депардье,- как-то он никогда не вызывал у меня симпатии. Но в этом фильме он сыграл очень сильно. Глубоко, многогранно, ярко и убедительно во всем бесконечном спектре эмоциональных полутонов, через которые проходит его герой, и из которых раскрывается, изменяется, преображается. Он не становится приятен, но он заставляет верить, и ему веришь. Очень сложная и сильная роль у Депардье в этом фильме. Я даже иначе взглянула на него как на актера,- его актерское мастерство в этом фильме под стать искусству Торнаторе, и вызывает большое уважение. У Романа Полански менее мятежная роль, но он стал достойным партнером Депардье на этой непростой арене. Он мастерски натягивал тетиву этого упругого лука, - медленно, но уверенно, и держал напряжение. Достойная роль, сильная игра.

Резюме. Фильм-эмоция, фильм- метафора, который надо осмысливать и додумывать. Его нельзя смотреть между делом, он требует отдельного внимания и уважения. Но если вы любите кино как искусство, в чистом виде, то посмотрите "Простая формальность", он вам понравится.
Tags: кино
Subscribe

  • Falling in Love/Влюбленные

    Посмотрела сегодня по рекомендации фильм аж 1984г Falling in Love/Влюбленные с Мерил Стрип и Робертом де Ниро в главных ролях. Собственно, только…

  • October Sky/Октябрьское небо

    Посмотрела фильм October Sky/Октябрьское небо, который мне рекомендовали как отличное кино про стремление к мечте. В принципе, определение для…

  • Giver/Посвященный

    Посмотрела на английском фильм Giver/Посвященный. Не отношусь к любителям футуристических утопий, но стала смотреть этот фильм, купившись на Мэрил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments