danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Б.Акунин "Черный город"

Борис Акунин написал много книг, но нет в его творчестве ничего лучше, чем серия про Эраста Фандорина. Благодаря книгам про Фандорина Акунин прославился, и как бы ни капризничал писатель, что ему надоел этот персонаж, и что бы ни пытался писать альтернативное, в противовес, публика ждет от него книг о Фандорине, - именно потому, что истории про него всегда интересны и насыщенны, а литературный стиль, в котором они написаны, ласкает слух и радует читателя. Я в свое время прочла практически все, что написал Акунин, но из всего множества "альтернатив Фандорину", на мой взгляд, интерес представляет только серия "Жанры". Три книги этой серии я прочла, помню, с удовольствием. Они довольно захватывающие, приключенческие, увлекательные, и читаются легко и с интересом. Но они совсем другие. В них нет изысканности, стильности, статности, которые присущи Фандорину. Безусловно, писатель должен быть разным, и книги не должны быть похожи. Но именно за эту изысканность и стиль и полюбили читатели Акунина. Он стал заложником своего персонажа, но если довелось создать тебе что-то гениальное, не кощунство ли роптать, что именно за это тебя и любят, именно этим и помнят? Мне вот кажется, что кощунство, но автор, судя по весьма странной концовке долгожданной, 14й книги из серии про Фандорина- "Черный город", со мной не согласен. Но не будем забегать вперед. Обо всем по порядку. Я в данном случае не оригинальна, и тоже отношусь к большой армии любителей книг про Фандорина, поэтому обнаружив существование еще не прочитанной мной книги из полюбившейся серии, я с удовольствием принялась за чтение.

"Черный город"- книга, парадоксально сочетающая в себе два противоположных качества- традиционность и необычность, -она и традиционна, если сравнивать ее с другими книгами серии, и необычна одновременно. Традиционна- главным героем, конечно, его стилем, образом мысли и действия, привычками, принципами, привлекательностью, ловкостью, проницательностью, и блестящим умом, а также художественным языком и литературным стилем автора, рассказывающего историю об очередном приключении Эраста Петровича Фандорина. А необычна эта книга- в первую очередь, местом действия- Баку, где подавляющее большинство персонажей, с которыми сталкивается главный герой,- местные, что вполне закономерно пропитывает все повествование характерным восточным колоритом. И Фандорин органично вписался в восточный антураж и своеобразие, несмотря на всю его специфичность, не выглядел там чем-то чужеродным, как (имхо) в историях про Дикий Запад, а напротив, слился со странным и крайне противоречивым городом в единое целое, и жил и действовал изнутри, как его родная (ну или почти родная) частица.

Бакинские приключения Фандорина интригующи. Дорога к разгадке этой запутанной истории не только для читателя, но и для главного героя пролегает очень узкими и извилистыми тропами, настоящим серпантином, на котором каждый поворот открывает что-то новое и неожиданное. На этот раз писатель не стал слишком утомлять читателя философствованием главного героя, и действие в этой книге динамично и насыщенно. Я бы сказала, что в лучших традициях историй про Фандорина, но не могу вспомнить другую историю, где было бы столько сражений и риска для жизни, сколько было здесь. "Черный город" превратил изящный детектив в боевик, и Фандорина - из ловкого, физически подготовленного, но все же интеллектуала, в умного, но искусного бойца. К счастью, соревнование стратегий и хитрости, в котором неизменно участвует Фандорин, тоже не ушли с повестки дня, хоть и размышлениям, в процессе которых герой традиционно выстраивает логические цепочки своих теорий, в этот раз уделено мало внимания.

Книга читается легко и увлеченно, она затягивает в свои недра, и не отпускает, пока не дочитаешь до последней точки. И когда последний рубеж пройден, словно просыпаешься из какого-то дурмана, оглядываешься вокруг недоуменно, и задаешься вопросом- где я что это было?:) Книга интересная, неожиданная. Гара-Касым, местный сподвижник Фандорина,- оч. колоритный персонаж, и его речь мне почему-то очень напоминала ВасильАлибабаича из "Джентльменов удачи". Персонажи совершенно не похожи, но почему-то все реплики Гара-Касыма я слышала в голове именно интонациями героя фильма:) Возможно, и писатель, сочиняя реплики этого героя, вспоминал знаменитый фильм, кто знает, но у меня ассоциации пошли очень четко, и сразу:)

Теперь про ложку дегтя. Их в течение всего повествования было 2, потом добавилась еще одна. Первая- странная и неприятная ситуация между Фандориным и его женой, -актрисой, в которую его угораздило втрескаться в прошлой книге. Какой-то некрасивый, почти пошлый исход у этой линии получился, и неприятный. Зачем это было Акунину- непонятно. Ну, решил он, что выбор героя, кот. он сделал в прошлой книге, был ошибочным, ну и развел бы как-то своего героя с его избранницей как-то более достойно, а то их отношения стали напоминать какой-то дешевый балаган, недостойный такого солидного и мудрого джентльмена, как Эраст Петрович, причем он это понимал, и его раздражение по этому поводу оч. чувствуется. Это добавило, конечно, дополнительной необычности в эмоциональную картину повествования, но как-то меня не вдохновило совсем. Может быть, для меня этого было многовато, не знаю. Но эта часть "марлезонского балета" была для меня чуждой, -аппендиксом, который хорошо бы удалить не дожидаясь перитонита.

Вторая ложка дегтя- это Маса. Этого японца, верного друга Фандорина, я, как и все поклонники книг о Фандорине, успела полюбить и привыкнуть к нему, и потому было грустно от того, что бедный Маса пролежал большую часть книги в полуживом состоянии, и в основных событиях вообще не участвовал. Мне было его жалко, и его не хватало.
Ну, а третья ложка дегтя- это финал. Неожиданный, обескураживающий, в какой-то степени даже шокирующий. Неоднозначный, дающий пространство для домысливания и интерпретации- немного, но все же дающий, что радует. Но в целом -все же озадачивающий и настораживающий. Это не минус книги, это минус лично для меня, т.к. я люблю концовки, где добро побеждает зло, окончательно и бесповоротно, и если и требуются жертвы, то не такого масштаба. Ну, а писатель решил поступить более жизненно, видимо. И наши с ним представления об идеальном финале не совпали.

Впрочем, все это не лишает книгу всех тех достоинств, которыми она, бесспорно, обладает. Она ярка, свежа, насыщенна, и бодряща. Интересная, увлекательная, многоплановая, неожиданная, захватывающая. А что еще надо для хорошей книги детективно-приключенческого жанра? Пожалуй, ничего, - этого и так с избытком. "Черный город"- очень достойный представитель серии книг о Фандорине и всего жанра в целом, так что к прочтению она однозначно рекомендуется.
Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments