danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Фильм "Ангелы и демоны"

Помню, в отличие от фильма "Код да Винчи", фильм "Ангелы и демоны" мне вполне понравился. Я ничего не поняла о сути и смысле событий, но общее впечатление от фильма осталось положительным. Прочитав книгу, я решила пересмотреть фильм, чтобы увидеть его уже осмысленно, понимая что и к чему. И теперь я понимаю и почему я тогда ничего не поняла, и почему мне в целом понравилось. Понравилось- потому что у фильма очень красивый, плотный, насыщенный видеоряд. Он сделан искусно и старательно, перед глазами зрителя все время мелькает эстетичная картинка- даже когда герои едут на машине, это и то показано красиво, со вкусом и эстетским удовольствием в каждом кадре- отражения огней города, отражающихся в идеяльной полировке черной машины с совершенными гладкими очертаниями... А не поняла- потому что кадры динамичны, ярки, все мелькает, зритель не успевает на чем-то сосредоточиться и осмыслить, но зрение улавливает эстетское совершенство, и не дает разуму алкать логики и понимания смысла происходящего. Несмотря на то, что фильм- не боевик, и история, на кот. он основан, являет собой сложнейшую паутину, и достаточно ветвиста и затейлива, чтобы считаться территорией интеллектуалов, фильм проходит в режиме погони, бесконечного стремления, бега куда-то, и за этой ярой динамичностью теряеся семантический остов истории. Зачастую он просто растворяется в вихре эмоции, в яркой картинке. И это слабая сторона фильма. По сравнению с книгой он выглядит примитивно. Сюжет очень сильно обеднен, все глубинные смыслы и логические цепочки, корневые связи обрублены, оставлены на откуп пытливых умов любителей чтения, а для фильма оставлен лишь верхний пласт, без которого невозможно действие, движение по шахматной доске событий. Многие сюжетные линии опущены или низведены до ничтожности, а многие изменены, причем, на мой вгляд,- человека, кот. прочел книгу,- изменены порою вандально, и не всегда обоснованно и объяснимо.

Например, мне непонятно, зачем было настолько обеднять сюжетную линию и в целом роль героини Виттории Ветра. Ну хорошо, опустили они всю эту научную лирику про ЦЕРН- это фильму только на пользу пошло, как мне кажется, но зачем убирать личный мотив Виттории в расследовании? В книге антивещество было секретным проектом ее и ее отца, и поскольку первой жертвой был именно ее отец, а она имела отношение к изобретению антивещества, для нее это расследование было глубоко личным, и объясняло ее активное участие в событиях. Более того, ее очарованию как женщины, и привлекательности, ее внешнему совершенству, не укрывшемуся от глаз Лэнгдона даже в таких напряженных условиях, и их взаимной симпатии, привязанности, возникающей в процессе событий, уделено немалое внимание в книге. В фильме же она выполняет роль практически статиста. Если в книге Виттория и Роберт действуют вместе, как одно целое, дополняя друг друга, помогая друг другу, и спасая друг друга в переделках, в которые они попадают, то в фильме они совершенно чужие люди, и ее роль вообще практически символическая. Кроме того, нарушена логическая связь между убийством в ЦЕРНе и событиями в Ватикане, и лично мне непонятно, почему Виттория оказалась в Ватикане, и кто ее туда пустил.

Также мне непонятно зачем так видоизменена линия камерария и вообще изнанка событий в Ватикане. Книжный камерарий -личность сильная, цельная, волевая. Он умный, эрудированный, держит власть в своих руках, и достойно несет бремя ответственности за эту власть. Он верен вере и церкви, протоколу и традициям, но при этом мыслит и действует рационально, и стратегически мудро. Его поступки смелы, но логичны и последовательны, и линия поведения, его стойкость достойны большого уважения. А его речь, обращенная через телеэфир к врагу! Речь о противостоянии науки и религии, о противоборстве и соревновании веры и знания, Бога и науки... речь глубокая, живая, эмоциональная, интересная, сильная... Эта речь достойна восхищения, и она имела большое значение для образа, имиджа, если угодно, камерария в контексте происходящего, и событий в целом, показав его обладателем глубокого, многогранного интеллекта, человеком, способным принимать неординарные решения, но, нарушая традиции Ватикана, не низвергать его положение, а напротив, возвеличивать и папство и веру в целом. Это концептуально важная веха в сюжете, но в фильме все иначе. Киношного камерария кардиналы шпыняют, как мальчишку, высокомерно указывая ему его место у параши. Речь камерария искромсана и значение ее сведено на нет- и по содержанию, и по значению, ибо обращена она лишь к кардиналам, о публичности и речи нет, ему запретили. Куда ни ткни, его статус, интеллектуальные возможности, власть, воля, последовательность и логичность, да все вообще, что касается его, искромсано в фильме и лишено книжной значимости. Даже основной мотив его действий киношники не сочли необходимым осветить.

Да и вообще все, что касается событий непосредственно внутри Ватикана, в фильме показано как-то неприятно. Браун в книге передал особую атмосферу этого места, показал читателю Ватикан разным, но стабильным, устойчивым, - да, закоренелым, но все-таки безусловно достойным уважения. В фильме деятели Ватикана показаны высокомерными интриганами, далекими от образа достопочтенных священнослужителей, и впечатление от всего увиденного остается какое-то гаденькое. Я не знаю, как там обстоят дела на самом деле, но книжная атмосфера Ватикана и версия событий мне понравилась куда больше.

Есть и антуражно-атмосферные мелочи, кот. подробно прописаны в книге, но которыми принебрегли в фильме. Например, в книге оч. наглядно показана вымуштрованность швейцарских гвардейцев и их убежденная приверженность традициям Ватикана. В том числе и по части внешнего вида посетителей. В книге Виттория прилетела в Ватикан в шортах, поскольку трагические события в ЦЕРНЕ заставили ее срочно вернуться с каких-то океанических исследований, и при отлете в Ватикан времени на переодевание не было. И шорты на женщине вызывали оч. резкую реакцию всех гвардейцев, с которыми главным героям приходилось иметь дело. И это важная деталь, через которую проявляется целомудренная атмосфера этого места, его жесткие и строгие моральные законы. Шорты невозможно удлиннить, а переодеться Виттории в Ватикане было не во что, поэтому участникам событий пришлось смириться с ее непозволительным для обители папства видом. А в фильме Виттория ходит в рубашке, пуговицы которой расстегнуты настолько, что декольте доходит едва ли не до середины груди. И никто, ни единая душа не сделала ей замечание, никто не попросил ее застегнуть пару пуговиц, и более того, на это просто никто не обратил внимания.

Но вот что в фильме шикарно, так это саундтрек. Ханс Зиммер в полный рост, в полной красе, в лучших традициях. Как ни парадоксально, но саундтрек Ангелов и Демонов более мощный, чем даже в эпических фильмах. Если в фильмах Король Артур, Гладиатор, и пр. эпических фильмах, к которым писал музыку Зиммер, эмоционально и музыкально акцентированные темы и мотивы были только на батальные сцены, и то не целиком, а с лирическими отступлениями и затишьями, то тут- почти весь саундтрек оч. насыщенный, мажорный, волнительный, я бы даже сказала воинственный. И что самое удивительное- эта насыщенность и воинственность очень к месту. Видеоряд и музыкальное оформление сосуществуют в идеальной гармонической целостности, и дополняют друг друга. Музыка наполняет действие необходимым эмоциональным настроем, возбуждает и заставляет ощущать напряжение, опасность, и проникнуться атмосферой тревожности и стремительности происходящего. Музыка мне очень понравилась, и ее значение в фильме сложно переоценить. Я даже скачала себе несколько треков, слушаю теперь:)

Ну, а что до фильма... Даже не знаю, что лучше- сначала посмотреть фильм, чтобы он понравился, даже несмотря на то, что ничего не понятно, и потом прочесть книгу, чтобы понять суть истории, или сначала прочесть книгу, чтобы понимать, что смотришь, и причины явлений, но видеть, насколько фильм примитивнее книги... Каждый пусть выберет тот путь, кот. ему больше по душе. Но знать все-таки нужно и то и другое- и книгу, и фильм.
Tags: кино
Subscribe

  • Яркие проявления жары и новый велорекорд

    Неделька выдалась жаркая. В "дождливом Питере" ни тучки не дождичка второй месяц. И на днях было вообще удивительное- песчаная буря, кот. прошлась…

  • Парниковый котел

    В Питере продолжается жара. Мечты сбываются, это называется:) Сколько роптали на тучи, на отсутствие "нормального лета", мечтали о хорошей погоде,…

  • Закат на заливе

    Сегодня вечером был курьезный случай. Я планировала пойти встречать закат на залив. Это казалось мне чрезвычайно красивой идеей, которая в моем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments