danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Эльчин Сафарли "Сладкая соль Босфора"

Если кто-то из кинопродюсеров когда-нибудь надумает снимать фильм "Стамбул, я люблю тебя", продолжив уже зарекомендовавшую себя серию картин-калейдоскопов о городах, то ему не нужно будет искать сценариста и что-то придумывать- ему будет достаточно взять книгу Эльчина Сафарли "Сладкая соль Босфора". Эта книга- как раз такой калейдоскоп. Сначала- несколько глав о горячей любви автора к Стамбулу и его главному водоему- проливу Босфор. С точки зрения информативной, ценность этих глав минимальна, но с чувственно-эмоциональной, образной, поэтической точки зрения- они- истинный образчик романтичного взгляда на мир, где в каждом вдохе поэзия, а в каждом выдохе чувство. Чувство в чистом виде, не к человеку, а к городу и проливу, наделяемым автором человеческими качествами, богатым пряным букетом эмоций и ощущений, характером, нравом и голосом. Порою автор в своем лирическом антропоморфизме доходит до грани, где поэтическая образность переходит в умственное помешательство, но, к счастью, никогда не переходит эту грань, -приблизится к ней, продемонстрировав, насколько сильной может быть душевная привязанность к городу, ментальная, внутренняя связь с ним, и отступает, как морская волна, облизывающая прибоем берег. И время от времени эта волна возвращается, напоминает о себе, накатывая пенисто-искристой свежестью, и одновременно теплом. А между этими волнами- бесконечный калейдоскоп лиц, судеб, историй, лишь некоторые герои которых, наиболее близкие, появляются в течение книги не один раз.

Мне кажется, что начиная читать эту книгу, нужно заранее знать, что ее формат - калейдоскоп, тогда и восприятие, и ожидания будут совсем другими. Я- не знала этого, и довольно долго ждала, когда же начнет развиваться сюжет, когда он вообще появится, когда обретут какой-то единый смысл все эти герои и лица, о которых рассказывает автор. И в надежде на то, что это случится, я искренне пыталась запоминать многочисленных героев, сменяющих друг друга с каждой новой главой, как на конвеере. В общем, я могла не напрягать свою память, ибо эти запоминания практически не пригодились. Повествование все ближе подходило к середине, затем перевалило за нее, а герои, каждый из которых со своей историей и драмой, продолжали меняться. Постоянными оставались только несколько твердынь- автор (он был лично знаком со всеми, кого описывает), его собака, Стамбул, и Босфор. Все остальное- менялось, как слайды диафильма. И, признаюсь, когда я поняла, что это и есть концепция книги, что единого сюжета нет и не будет, я пережила небольшое разочарование. Все-таки мой интерес к книге определяет в первую очередь сюжет, и именно развитие сюжета заставляет жаждать возвращения к книге, глотать жадно главу за главой, пока не дойдешь до финальной точки. И только потом остановиться и осмыслить прочитанное. А здесь- совсем иной формат. Он берет не столько тем, о чем пишет, сколько тем, КАК. Совершенно иной подход. И с чувственно-эмоциональным наполнением своей книги автор справился прекрасно, всякий чувствующий читатель найдет ее занимательной, оценит ее атмосферу, и поймет, насколько сильно автор любит то, о чем пишет, и почему. Правда, прагматикам за эту книгу лучше не браться - они найдут ее пустой и бессмысленной.

Автор о каждом из героев пишет по-разному, но с неизменным большим теплом и душевностью, буквально обволакивающих читателя. Это оч. приятное, расслабляющее ощущение, и особая атмосфера, проходящая красной нитью через всю книгу. Глобальное восточное радушие помноженное на личную открытость и сентиментальность автора, и его искреннюю любовь к людям. Но если вы далеки от востока, от большого количества людей вокруг, от личных почти дружеских отношений с каждым лавочником-цветочником-пекарем и пр. на вашей улице, и не знакомитесь со случайными людьми, открываясь и желая превратить мимолетное знакомство в большую дружбу.. одним словом, если вы- типичный житель мегаполиса и не обладаете восточным менталитетом, то рано или поздно эта бесконечная смена действующих лиц вам наскучит. Лично мне- наскучило. Стиль автора сохранился прежним и безупречным, теплым, солнечным, янтарно-сладким, как мед... но мне стало скучновато, и с того момента, как я поняла, что сюжета не будет, я читала уже без особого интереса, просто чтобы дочитать. Безусловно, это оч. субъективное восприятие. Но мне поднадоело читать про многочисленных родственников автора. Мне кажется, я знаю уже всю его родословную:) И я очень рада, что со временем он перестал писать о себе, и начал создавать вымышленных героев, с их собственной историей, характерами и поворотами судьбы. Наблюдая за героями со стороны, становясь их внешним я, автор проявляет удивительную мудрость, и линии -и стиля, и формы, и сюжета- прорисовываются четкие и ясные, и отпечатываются глубоко в душе и сознании. Такой формат мне, видимо, более близок, чем литературный импрессионизм, к которому, наверное, можно отнести ранее творчество Эльчина Сафарли. Поэтому я, пожалуй, не стану больше читать его ранние работы, но с большим нетерпением буду ждать его новых книг - мудрых и пронзительно метких.

Tags: книги
Subscribe

  • Бодрое приключение с утра

    Сегодня утро началось с приключений. Мороз с ветром, выбивающий слезы, я даже в расчет не беру, дело было покруче. Пошла я с утра на работу. Мороз…

  • Суп с подвохом

    Со мной приключилось сегодня что-то невероятное. В меня в буквальном смысле плюнул горячий суп! Я достала его из микроволновки, открыла крышку…

  • Бодрящее происшествие среди ночи

    Люблю ночь с пятницы на субботу. Блаженное время, когда наступают долгожданные выходные, и назавтра можно, наконец, спать сколько хочется, и впереди…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments