danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Э.Сафарли "Любовь со дна Босфора"

Второе произведение Э.Сафарли в сборнике "Нет воспоминаний без тебя"- книга "Любовь со дна Босфора". Насколько я понимаю, эта книга явила Сафарли читателю, и ввела его в литературное сообщество. И, судя по всему, снискала множество восторженных отзывов, один из которых красуется на обложке книги- "Так еще о любви не писал никто". Но у меня почему-то с этой книгой отношения складывались непросто.
Во-первых, мне оч. не хватало того, что я уже для себя приняла и полюбила как "фирменный стиль Сафарли"- зрелого и ёмкого, во многом мудрого текста, с множеством фраз, которые настолько метко попадают в истину, и находят такой отклик в сознании и душе, что половину книги хочется перенести в цитатник. "Любовь со дна Босфора" мудростью не балует. Она повествует о глубоком чувстве, но сплетена не из мыслей, а из эмоций, а потому, как это ни парадоксально, но хоть книга и о глубоком чувстве, но уровень повествования довольно поверхностный и не многомерный, движение происходит только в одной плоскости, по горизонтали, без отступлений на "минуту мудрости". Из этой книги в моем цитатнике не появилось ни строчки. После книги "Мне тебя обещали", выворачивающей душу читателя наизнанку, подобная одномерность воспринимается странно и лично меня она отталкивала. Наверное, просто за счет эффекта "обманутых ожиданий"- обращаясь к этой книге, я ждала уже четко определенных вех стиля автора, и когда не обнаружила их, переживала разочарование. Не будь у меня этих ожиданий, возьмись я читать его книги в хронологическом порядке, начиная с этой, и лишь в конце дойдя до "Мне тебя обещали", все воспринималось бы иначе, наверное. И кто знает, может, я бы сейчас расписывала вам тут, как мне понравилась "Любовь со дна Босфора":) Ну, а поскольку я пошла от конца к началу, то получилось так. Автор за несколько лет писательской практики очень сильно вырос как личность, как литератор, как психолог, и по сравнению с ним сегодняшним он тогдашний, в начале своего пути, выглядит немного наивно и простовато, хотя и оч. пылко и искренне.

Во-вторых, я все время спотыкалась об короткие фразы. Это какая-то азбука Морзе- через каждые пару-тройку слов- точка. Автор пришел в литературу из журналистики и пиара, где со стилистикой явно все проще, но все-таки это книга, и мне эта простота резала глаз. Опять же, было с чем сравнить- "Мне тебя обещали" постоянно стояла перед глазами неким эталоном "настоящего Сафарли", и читаемая книга в этот эталон не вписывалась. В том числе и по лингвистическому формату.

В-третьих, мне периодически становилось скучно. Все эти описания "бытовухи", хоть и под соусом сладких слов о любви, меня утомляли. Конечно, книга не может состоять толко из ярких моментов, особенно если она описывает обычную жизнь обычных людей, которая, как известно, весьма буднична и однообразна, но рассказ, к примеру, о том, как они смотрели сериал (мыльную оперу!), и о чем там в этом сериале речь, по-моему, совсем лишний, или описывать рецепты блюд- тоже он любит, и в художественной книге непонятно зачем это делает, -и тому подобных моментов достаточно. Эпизоды, кот. не несут в целом для повествования никакого смысла и значения, просто вода.
Автор писал эту книгу про себя. С одной стороны, он искренне, местами даже слишком, открылся читателю, открыл дверь в самое дорогое и ценное, что у него было. С другой стороны, возможно, именно то, что он писал про себя, в реальном времени, и дало ощущение поверхностности, и местами воды. Потому что анализировать и делать выводы, рассуждать и раскладывать по полочкам, как известно, гораздо легче чужую жизнь, нежели свою. Со стороны видней. Со стороны и взгляд более объективный и многомерный, и разум холоден и трезв, и не мешают эмоции, так влияющие на наше восприятие ситуаций. Плюс, как сказал в свое время Есенин, "лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии". Крайне сложно писать объективно, находясь внутри ситуации, да еще и ослепленным эмоциями и чувствами. Мне кажется, автору немного не хватило "расстояния" для того, чтобы суметь отделить зерна от плевел. Хотя можно трактовать это и иначе. Например, как наполненность жизнью, свежесть повествования, -живого, пылкого, не приукрашенного художественными придумками, а передающего чувство и жизнь такими, какие они есть, здесь и сейчас.

Еще маленькая деталь к вопросу об искренности и исторической правде. Признаюсь, иногда мне хотелось прикрыть дверь в сокровенное, кот. так старательно открывал читателю автор, потому что у меня возникало ощущение, что это уже слишком. Ну, например, решил он вставить в повествовательное полотно тексты электронных писем, которые они с любимой писали друг другу. Зачем писать точные электронные адреса? По-моему, это редчайшая глупость. Это же не личный дневник, это публичная книга! Меня прямо коробило каждый раз как я это видела. Адреса, фамилии реальных людей - ну нельзя это показывать в книге, мне кажется. Это субъективно, конечно, но мне это почему-то оч. не нравилось. Как будто он не свою и своей девушки жизнь выворачивает в подробностях перед читателем, а мою собственную. На его сайте я читала, что он написал эту книгу, а потом через небольшое время его отношения с девушкой, на кот. он собирался жениться, разладились, и все то идеальное и пылкое_на_века, что описано в этой книге, развалилось. С тех пор он не пишет о себе, а использует вымышленные образы. Даже если они имеют сходства в чем-то с ним или его знакомыми, в целом образы стали вымышленными. Мне кажется, это правильно, и его книги от этого только выиграли. А то, что произошло с его отношениями, описанными в "Любовь со дна Босфора", хоть и печально, но, наверное, было ему полезным уроком. Все хорошо в меру. Даже такое великое благо, как искренность.

Не знаю, стоит ли выделять это в отдельный пункт... ладно, пусть будет в-четвертых. Есть в книге черта, кот. для кого-то покажется оч. привлекательной, родной и знакомой, а кому-то покажется чуждой и скучной, в зависимости от того, кто где вырос, и какую традицию впитал. Восток. Сложные имена и бесконечное число родственников, причем преимущественно тетушек. И вот на описания общения с ними, и вообще на родственные отношения, уходит много времени и повествовательного полотна, причем моменты описаны по большей части проходные, и это очередная вода. Вода, в которой мелькает много имен, которые не то, что запомнить, их даже прочесть зачастую сложно, и в какой-то момент из этого всего образуется в голове полнейший винегрет, который, не неся еще плюс ко всему никакой смысловой нагрузки, лично меня просто утомлял. Но у меня вообще с родственными отношениями нелады, так что, возможно, это чисто мой пунктик, поэтому меня это напрягло, а нормального человека, не вздрагивающего от слов "встреча с родственниками", все описанное не только не напряжет, а даже согреет и вдохновит:)

Ну и последний момент- чисто по сюжету. Когда ближе к финалу образовался разлад, и сладкая тональность книги несколько протрезвела нотками драматизма, стало интереснее. Но одновременно и причина драматизма лично мне кажется надуманной. Автор любит до беспамятства, и воспринимает все происходящее как естественный ход событий, не задумываясь над тем, что проблема не в том совсем. Смещает акценты, и не объясняет некоторые моменты. Например, если у них такая всеобъемлющая любовь до гроба, почему когда она обиделась и не звонит, он ходит и молча страдает. Потом пишет пару писем. Дает ей время, мучается опасениями, что любовь вдруг ослабла, изжила себя, по истечении 3х лет, и т.п. Почему просто не позвонить самому, зачем приходить когда ее нет, избегать ее? Объяснение, что он дает ей время подумать, на мой взгляд, абсолютно неубедительно. Это первое. А ее обида- это вообще чистейшей воды эгоизм. Я хочу, чтобы ты был рядом, я устала ждать - понятное желание. Но уйти при этом, когда он еще здесь, не уехал, оставить его одного, и несколько дней украсть у того времени когда можно было быть вместе, при том, что предстоит разлука- глупее не придумаешь. И что за детские капризы? Ну хочешь быть рядом- поезжай с ним, кто тебе мешает. Он и так переживает, убивается, что надо уезжать, зачем его еще душить обидами, да еще до такой степени, что вообще перестать видеться, устроить бойкот, и сидеть дома одной страдать из-за придуманной проблемы? Глупо, надуманно, и до возмутительности эгоистично, имхо. И после этого все эти люблю_не_могу и прочие сладостные увещевания уже не вызывают доверия, поселяется где-то внутри семя сомнения. Ну, в общем, оно небеспочвенно, ибо как показала реальная жизнь, эта идеальная картинка все-таки развалилась.

Ну и напоследок о хорошем. Первую половину книги я читала, откровенно скучая, а потом начались моменты, которые мне понравились, и даже вдохновили, а что-то оч. тронуло. Например, описание их подготовки к празднованию нового года- оно настолько вдохновенное и вкусное, что даже я, с моим полным отсутствием пиетета к новому году и связанной с ним атрибутике, прониклась, и почти почувствовала волшебство момента:) Написано с детским восторгом каким-то, заразительно и тепло, оч. настроеннически, прекрасно. В книге несколько глав посвящено девочке из приюта, которую они хотели удочерить, и отношениям с ней, времени, проведенному с ней. Это написано настолько душевно и искренне, что иногда просто слезы на глазах. Все-таки дети - это святое. И спасибо Сафарли, что он сумел так описать эти события, и вложить твкой свет, чистоту и любовь в эти главы. Очень тронуло.
Ну и финал:) Классический хэппи-энд:) Проблемы жизненные, разделявшие героев, вынуждая их жить часть времени в разных странах, не решены, и неизвестно что будет. Но они задвинуты на задний план. Все становится неважным. Есть она, есть он, и есть яркая сцена встречи после расставания, и почти голливудское предложение руки и сердца. Все счастливы, читатель улыбается (даже такой скептик как я), и книга закрывается с ощущением позитива и торжества любви над всем сущим на земле:) И наверное, это и есть самое главное, что после прочтения этой книги остается именно это ощущение. А все остальное, в т.ч. все описанное мной выше, абсолютно неважно:)

Резюме. Если вы уже прочли "Мне тебя обещали", не уверена, что вы впечатлитесь книгой "Любовь со дна Босфора". Если это ваша первая книга Сафарли, попробуйте прочесть. Возможно, она придется вам по душе. Если Вы романтик, и ваш жизненный опыт еще не закалил вас здоровым (или нездоровым) цинизмом, читайте эту книгу, и она вам обязательно понравится. Если вы любите, полны этим чувством, и планами на будущее с любимой половиной, вам эта книга тоже, наверное, придется по вкусу. Ну, а остальным- читать по настроению:) У меня осталось противоречивое впечатление. Не отрицательное, безусловно. Но и какого-то восторга я не испытала от этой книги. Видимо, она просто не совсем моя. Или я слишком сильно прониклась его книгой "Мне тебя обещали":)
Tags: книги
Subscribe

  • Шерлок в России

    Голливуд в коме, смотреть нечего. Случайно наткнулась на отечественный мини-сериал Шерлок в России с Максимом Матвеевым в главной роли, и решила…

  • Во власти Луны/Moonstruck

    Посмотрела сегодня старый (1987г) фильм Во власти Луны/Moonstruck, который в свое время получил аж 3 Оскара, еще несколько номинаций, и другие…

  • Ребекка

    Посмотрела новую экранизацию романа Дафны Дюморье Ребекка, вошедшего в историю оскароносным фильмом Хичкока, снятым в 1940г. На Кинопоиске многие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments