danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Эльчин Сафарли "Нет воспоминаний без тебя"

"Нет воспоминаний без тебя"- это, как я понимаю, первая книга Э.Сафарли, и является сборником, в кот. входит рассказ, давший название сборнику, и книга "Любовь со дна Босфора". Рассказ я прочла быстро и с удовольствием. Он написан от лица женщины, и в течение всего рассказа она листает свой дневник, запечатлевший оч. важный отрезок ее жизни. До любви и в ней. Читала и опять поражалась, как ТАКОЕ мог написать мужчина, еще и молодой. Настолько тонко и точно описаны мысли, ощущения, состояния, так искусно балансирует он на полутонах и гранях женской психологии, что читаешь, и соглашаешься - да, и это правда, и это верно, и то... Ни ноты фальши, или надуманности, фантазии, как будто это прожито, прочувствовано в реальности, на собственном опыте. Но как? Ведь у мужчин совсем другой взгляд, подход к жизни. Не во всем, конечно, но тем не менее. А тут... Пишет молодой мужчина, нормальной ориентации, и описывает мысли и чувства те, о которых не каждая женщина и расскажет, которые знакомы многим, но прячутся где-то внутри, вдали от посторонних глаз, лишь изредка всплывая в моменты внутреннего диалога самой с собой...

Про эту книгу мне оч. кратко, но емко сказала daniela_zz- тема не раскрыта. Это действительно так. В этом рассказе есть история в истории. Оболочка рассказа имеет начало, развитие, и конец. Немного театральный, но вполне эффектный конец. А вот внутренняя история, которая и составляет нутро рассказа, не доведена до логического финала. В ней есть начало- глубокое и убедительное. Есть развитие- пылкое, эмоциональное, нежное, и трепетное. Правдивое. Ему веришь, оно отзывается где-то внутри отголосками эха знакомых голосов и лиц, воскресающих в памяти улыбок из прошлого, жестов, касаний... А потом вдруг раз и финал. И совершенно непонятно, что было там, между апогеем отношений и остроты чувства и этим самым финалом. Как будто что-то важное, та часть истории, где остались ответы на все вопросы, затерялась где-то в пути, провалилась в пропасть между ясностью и растерянным обнаружением финала, между прожитым вместе с героиней чувством и оставшейся вместо него пустотой внутри. Пустотой, в которой остались лишь обрывки воспоминаний, и сплошные знаки вопроса...

Есть в жизни вопросы, на которые нет однозначного ответа. Есть интерпретации, с которыми можно соглашаться или нет, поддерживать точку зрения героя книги, или спорить с ним и с автором заодно. Многообразие трактовок не страшно, это лишь повод для дискуссии. Хуже- когда автор не дает вообще ответа на естественно возникающие вопросы, оставляя читателя играть в смотрелки с вопросительным знаком. Но это тоже своеобразный авторский ход- заставить читателя думать, додумывать финал, детали, становясь автоматически соавтором произведения, читая, принимать активное участие в создании произведения, тем самым умножая его многослойность и долголетие. А бывает, что автор не задает вопроса, и не дает ответа. Он просто уклоняется от темы, словно так и надо, пропуская важные узлы логической цепочки событий, а читатель следовавший за героями книги с предельным доверием и сопереживанием, вдруг неожиданно для себя выныривает из гущи событий в неожиданный финал. Провал во времени. Где я, как я здесь оказался? Почему? Вот на последний вопрос, к сожалению, читатель так и не получит ответа. Почему оборвалось то, что так живо было и трепетно. Что послужило тому виной, как это произошло... Хочется понять, чтобы сформировать свое отношение- кто прав, кто виноват, и, быть может, сделать какие-то выводы для себя, как такого избежать... Но этот рассказ не дает повода для дискуссий. Он ставит точку, не вдаваясь в причины. Хотя.. быть может, с какой-то точки зрения оно и верно. К чему копаться в причинах, если есть свершившийся факт, который надо принять, и просто идти дальше?...

Несмотря на отсутствие ответа на вопрос "почему", и вытекающую из этого легкую сумбурность ощущений финала, я бы рекомендовала этот рассказ к прочтению. Там есть оч. много интересных мыслей и наблюдений, ценных как в контексте произведения, так и в отрыве от него, сами по себе. Лично я нашла в нем много знакомого и близкого себе. И этот рассказ снова пополнил мою коллекцию цитат, которые хочется сохранить на память. Их не так много, т.к. и рассказ сам небольшой. Так что для полноты картины выложу, пожалуй, их сюда, пусть будут здесь, вместе с отзывом.

"1.Пора научиться жить жизнью. Время фантазийных альбомов-раскрасок осталось позади...
2.Любовь – прежде всего свет. А потом – все другое. Невозможно жить в комнате без света. В ней можно только существовать – в светлое время суток. Долго существовать – неделями, месяцами, годами. Укладываться днем с частью дел, а вечерами – обходиться фантазиями, провожать-продавать дни в самообмане, пока не припрет к стенке оно, ненавистное одиночество.
3.В жизни каждого из нас появляются люди, которые способны отвоевать нас у серых зонтов и недоступных ссылок. Правда, порой мы сами не стремимся к освобождению; привыкли, скрючившись, сидеть в уголке – в размеренности будней, во внезапно ставшей почти добродетелью недоверчивости.

4.А я боюсь перемен: особенно страшно, когда они к лучшему. К нему ведь быстро привыкаешь, непроизвольно. А потом, как правило, приходится отвыкать – рано или поздно, мучительно. Лучше я вообще не буду ждать и к чему-то привыкать...
5.У каждого есть своя история, и она ничем не лучше, не хуже истории ближнего. Главное – научиться уважать истории друг друга. Для этого им не обязательно быть рассказанными...
6.Жить другим – это верное сумасшествие. Это и есть самая большая любовная ошибка...

7.В любви мы слепнем ровно наполовину. Перестаем видеть изнанки, оборотные стороны...
8.В жизни женщин наступает период, когда бывшие возвышенные дурехи превращаются в закаленных реалисток. Добро пожаловать на землю!
9.Страх перед любовью возникает после того, как ты на собственном опыте узнаешь, что томящей тревоги и пронзительной грусти в любви все-таки больше, чем радости."

Грустные получились цитаты. Но зато правдивые. В рассказе есть и много позитивных моментов, но почему-то размышления минорного характера показались мне более емкими и убедительными, поэтому я сохраняла в цитаты именно их. А может, просто они больше попадали в настроение, не знаю. Последняя цитата спорна. Я даже с ней не соглашусь. Грусти в любви не больше, чем радости. Она есть, безусловно, но она больше как порыв, она светла, и ее легко вылечить- любимой улыбкой, нежным объятием, ласковым словом... Пронзительная Грусть приходит тогда, когда любовь отпускает тебя из своих объятий, и ты растерянно, как в замедленной съемке, наблюдаешь, как она поворачивается к тебе спиной, и ежишься от озноба, ощущая, как одновременно с ее уходом вдруг остывает весь окружающий тебя мир. Остывает и меркнет...
Tags: книги, цитаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments