danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Бьютифул

Признаться, я не любитель кино, которое, как правило, относят к туманно сформулированной категории "не для всех". Я смотрю, и зачастую с удовольствием, экзистенциальные ленты, психологические драмы, но арт-хаус, андеграунд, всякое мрачное и депрессивное фестивальное кино, и режиссерский стиль, к примеру, Альмадовара, мне совершенно не близки- ни по семантическому наполнению, ни по настроению, ни по эмоциям, ни по эстетике. Не моё. А потому без весомой причины я никогда бы в жизни не стала смотреть фильм Бьютифул производства Испании с Мексикой, снятый неизвестным мне испанским режиссером, да еще и с таким содержанием. Этой причиной стала пальмовая ветвь Каннского фестиваля и номинация на Оскар за лучшую мужскую роль, исполненную в этом фильме Хавьером Бардемом. Мне стало очень интересно, что такого выдающегося показал в своей игре Бардем, что его работу так высоко оценила мировая общественность, и я решила посмотреть этот фильм.

Фильм мрачный и непозитивный. Во всем- и по сюжету, и по настроению, и по проблемам, встающим перед героями, и по эстетике. Наверное, его можно назвать и депрессивным. Но он не скучный, не занудный, не тягучий и не тоскливый. Это фильм о сильном, харизматичном человеке, узнающем, что у него запущенный рак простаты и он обречен. На его попечении двое детей, и психически больная, неуравновешенная, мало вменяемая жена, на которую нельзя оставить детей. Как он может оставить детей? Что будет с ними? Да и вообще... ТАК хочется жить...
Вторая сюжетная линия- нелегальные мигранты. Главный герой помогает им подрабатывать- устраивает китайцев на стройки, берет на реализацию продукцию, кот. они производят подпольно, и дает это продавать на улицах таким же нелегалам африканцам. За это он берет свою долю. Что это? Помощь обездоленным, или эксплуатация? Этот вопрос не раз поднимается в течение фильма, и однозначного ответа на него нет. Кстати, негров-нелегалов, продающих на улице всякую мишуру (часы, темные очки, разнообразные бусы), и шугающихся полиции, мы много видели на Майорке. Видимо, для Испании это действительно уже не проблема, а часть привычной повседневности. Не раз в кадре оказываются и места, где живут мигранты, чудовищные бытовые условия их жизни. Даже смотреть на это неприятно и стыдно. И в какой-то момент, побывав в очередной раз в подвальном бараке, где спят на тонких матрасах на холодном полу человек 30, главный герой взрывается и говорит главному по группе китайцу:
-если ты хочешь, чтобы ты их эскплуатировал по 16 часов в день...
-я их эксплуатирую? Да ты знаешь, что в Китае они получают сраные 50 центов в день, и готовы... (нецензурно), чтобы быть здесь?
-ты, кажется, забываешь, что это я устроил твоих людей на работу. Я добился, чтобы платили каждому персонально, но судя по тому, как они там живут, им не достается ни цента!
Опять-таки актуальный, в том числе и для нашей страны, вопрос. Как воспринимают мигранты эту убогую, рабскую жизнь за гроши? Неужели это действительно лучше, чем они жили бы на родине? И рациональный, жестокий момент, но тоже актуальный уже не из жалости, а из самосохранения: а ведь будут жить лучше, повалят тысячами, превратятся в стихийное бедствие, и в конечном итоге вытеснят местное население. Такие примеры тоже имеются, в частности, на итальянском острове Лампедуза. Да и недавние события в Лондоне и арабские бесчинства в Париже не дают утверждать, что проблема надуманна. Она есть, и будет, к сожалению.

В одном из диалогов прозвучала жесткая, циничная, но оч. верная фраза: "Никогда не доверяй голодному человеку. Тем более, если у него голодные дети". Главный герой по возможности пытается по-человечески помогать мигрантам, с которыми сотрудничает. Когда африканца с его продукцией накрывают и депортируют, он поддерживает его семью, берет на работу жену с младенцем в качестве няни своим детям. Привозит в китайский барак обогреватели, чтобы было теплее спать. Он хочет оставаться человеком, и относиться по-человечески к тем, с кем он работает. Но, к сожалению, циничная фраза не раз получает себе подтверждение. Даже в критичный момент. Такова жизнь.

Особо надо выделить сюжетную линию "отец и дети". Главный герой был строгим отцом, иногда даже суровым, но он оч. любил своих детей и нежно заботился о них. В фильмах, где есть дети, всегда есть какие-то моменты непосредственности, кот. умиляют и вызывают улыбку. Есть пара таких моментов и в этом кино. Даже в нем. Например, мальчик говорит: "папа, хочешь фокус? загадай страну на Д. Загадал? А теперь животное на А." Потом чуток помолчал, и добавил: "обезьяна- НЕ на А":)
Эмоционально сильно снята сцена, когда герой приходит вечером к кровати сына, и видит у ребенка фингал. Спрашивает, откуда это, а сын отвечает, что от мамы, и поясняет, оправдываясь и оправдывая мать одновременно: "я себя очень плохо вел". Вероятно, от мысли о том, что вот в этом ему придется оставить детей, когда болезнь заберет его, и от бессилия что-либо изменить, он утыкается в живот ребенка и беззвучно плачет. И мальчик, несколько растерянно, поглаживает его по голове, и зовет шепотом: пааапа, пааапа.

И была одна сцена, которая выстреливает прямо в сердце- метко, без промаха. И вызывает пронзительную боль. Это сцена с дочерью, когда она спрашивает его, что случилось, а он говорит, что все нормально, и тут она кричит: "не ври мне!" и он понимает, что она обо всем догадалась.
-твой брат знает?
-нет
Какими глазами они смотрят друг на друга! В них страх, и боль, любовь и отчаяние, нежность и крик души- у каждого свой.
-Посмотри мне в глаза, дочка. Запомни меня. Слышишь? Запомни меня. Не забывай.
Наверное, более крепкого, и эмоционально раздирающего зрителя в клочья объятия я не видела еще никогда. Это было очень сильно. В самое сердце.

Бардем не зря получил свою номинацию на Оскар за эту роль. Это была очень достойная работа- эмоционально выдержанная на высоком градусе, как бомба замедленного действия, как натянутый нерв. Быть может, это и не Оскар, но номинация на эту награду точно заслуженная.

В общем, очень невеселый фильм на невеселые темы. Но я не пожалела, что его посмотрела. Есть в нем оч. сильные моменты, среди которых и игра Бардема, есть и актуальные нравственные дилеммы. Для любителей социальных и просто драм, пожалуй, рекомендую к просмотру. Тем, кто больше любит фильмы динамичные, или теплые и о любви- смотреть не стоит.
Tags: кино
Subscribe

  • LPG-массаж

    Сходила я тут недавно на аппаратный LPG-массаж. Модная процедура, и вот я решила попробовать, что это такое. И пробу модных тенденций я пошла делать…

  • Супстанция. Суп в съедобном стакане

    Заходила сегодня на обед в любопытное место- кафе Супстанция на Загородном 9. Пишется именно так, потому что от слова "суп":) Особенность их в том,…

  • Предновогодняя красота в Пассаже

    Относительно недавнее изобретение маркетологов для повышения популярности магазина в новогодние праздники- обустройство красивой фотозоны для всех…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments