danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Умберто Эко "Имя Розы"

Поначалу легендарная книга философа и писателя Умберто Эко "Имя Розы" напоминала мне чем-то одновременно "Братьев Карамазовых" Достоевского и "Игру в бисер" Германа Гессе. Сейчас, оглядываясь назад, даже могу сказать, чем, но это уже неважно, т.к. довольно скоро книга доказывает свою самостоятельность и самобытность, и легко убеждает читателя, что она не нуждается ни в каких сравнениях - она сама по себе, и самодостаточна настолько, что и сама являет собой некий эталон, с коим не один век будут неизбежно сравнивать произведения, в той или иной мере затрагивающие тематику средневековья, инквизиции, теологических и мировоззренческих споров и жизни молодых послушников.

В этой книге для каждого алчущего ума найдется пища по вкусу. Она написана философом и историком, но она художественная, и потому будет интересна и ученым, и обычным читателям. Условно повествование можно разделить на несколько ветвей: Детективная линия, Историческая, Теологическая, Персональная. И как бы ни различны были, на первый взгляд, эти линии, в книге они тесно переплетены и практически неотделимы друг от друга.

Книга эта, мягко говоря, не из простых. Ее не будешь читать в дороге, не пробежишь по диагонали, занимаясь параллельно чем-нибудь посторонним. Она знает себе цену, и подает себя так, что к ней невольно относишься с большим почтением. Но не только уважение к автору и содержанию произведения заставляет читателя глотать страницу за страницей, перелистывая их сотню за сотней - даже при большом изобилии религиозных дискуссий, затрагивающих такие конфессиональные и понятийные тонкости, которые полностью понятны, наверное, только профильным ученым, книга эта по-настоящему интересна и для обычного читателя, далекого от идейности средневековых религиозных догм.

И поскольку я - как раз из тех самых, далеких от догм читателей, то для меня книга была и целостна, и разнородна одновременно. Целостна- потому что она написана в едином стиле, последовательно и насыщенно, без пустот. Разнородна- потому что не все линии повествования были мне одинаково интересны- я с упоением читала детективную линию, персональную (все, что автор, ведущий рассказ, писал лично о себе и своих ощущениях в описываемой ситуации), довольно любопытно и познавательно было читать историческую линию, но теологические споры, раздутые на пустом месте, меня, признаться, не вдохновляли. Они оч. хорошо характеризуют людей, участующих в этих спорах, и мировоззренческие их дискуссии бывают достаточно любопытны. Но вот долгие рассказы и споры на предмет различий между еретическими течениями, кто там из них больший еретик, кто меньший, и чем отличается дольчинианин от полубрата минорита, было у Христа имущество или не было, и что считать ересью (а на этот счет там представлено много мнений)- все это меня, признаться, утомляло. Поначалу я это читала внимательно, но потом поняла, что все равно уже запуталась во всех этих течениях и сектах, а для основной интересующей меня линии сюжета это все не имеет особого значения, и поэтому я дальнейшие разговоры на эту тему просматривала по диагонали. А главу, где собираются уважаемые церковные мужи и спорят до хрипоты о ереси и истиной церкви, я вообще пропустила практически. И ничего не потеряла, кстати:)

О чем эта книга? О многом. Но для меня, наверное, в первую очередь эта книга о том, как страшна догма. Как страшно фарисейство. Ведь позиционируется оно как святость, а по сути - банальная спесь, гордыня, которая, между прочим, является одним из смертных грехов. Фарисейство- это когда наслаждение от собственного высокого статуса умудренного почитателя господня становится выше, чем само почитание Бога, собственные воззрения, несмотря на то, что они искажены личными пороками и слабостями, принимаются как единственно возможная истина, и, соответственно, все, кто имеет иную точку зрения- автоматически враг и еретик. И сколько невинных жизней может поломать такой гордец! И сколько их было поломано за всю историю, когда церковь была не отделена от государства. Мне оч. понравилась в книге одна фраза: "Антихрист способен родиться из того же благочестия, из той же любви к Господу, но чрезмерной. Из любви к истине. Бойтесь тех, кто расположен отдать жизнь за истину. Обычно они вместе со своей отдают жизни многих других. Иногда- еще до того, как отдать свою. А иногда- вместо того, чтобы отдать свою." Именно так. И эта книга также о том, как относительна истина. У каждого она своя, и в зависимости от того, кто у власти, ты, имеющий свой взгляд на самые обыденные вещи, можешь быть или правым, или сожжен на костре за ересь. В зависимости от того, что в данный момент выгоднее папе римскому. Чудовищно.

Во все времена главные мотиваторы для преступления против человечества,- открытого, или изощренно прикрытого ареолом благости и святости, - были и остаются одни и те же: власть и личное обогащение. Показано несколько оч. красноречивых примеров того, как изворачивают даже самые простые понятия, изощренно и цинично, если это выгодно власть имущему в данный момент. Только простецы полагают, что руководители церкви- благочестивы и едва ли не святы. На самом же деле в церковных чиновниках святости не больше, чем в разбойниках, ибо какие интриги и подлости происходят на иерархической лестнице, ведущей к церковной власти, - даже представить страшно. Просто их деяния прикрыты красивыми фразами и религиозным пафосом. Кстати, с тех пор в этом отношении практически ничего не изменилось. Только церковь стала отделена от светской власти, и вся эта гнусная подковерная возня осталась внутри, перестала выливаться ядовитой лавой на простых смертных, на том спасибо.

Эта книга оч. наглядно показывает, что вера и церковь- это совсем не одно и то же. Церковь- лишь форма организации верущих в некоторую однородную массу, объединение единомышленников. Но это лишь внешняя оболочка, которая как бы ни была пафосно красива и помпезна, не имеет ничего общего с верой. "Царство Божие внутри вас"- сказал когда-то Христос. Мне кажется, что в этой книге лишний раз доказывается правота этих мудрых слов. Потому что даже такое, казалось бы, благочестивое место, как монастырь, куда собираются люди, сознательно отдавшие свою жизнь исключительно на служение Богу, и то- всего лишь место, где живут люди. Обычные грешные люди, со своими страстями, страхами, пороками, ошибками, желаниями, слухами, тайнами, интригами, и очень непростыми взаимоотношениями.

Прочитав книгу, я была под сильным впечатлением. У нее оч. ёмкий, сильный финал, который не только раскрывает главную интригу детективной линии, но и заставляет о многом задуматься. Но даже несмотря на это, преодолев последнюю точку, первый вопрос, кот. у меня возник, это почему же вся-таки книга называется "Имя Розы":) Судя по всему, очень многие задались этим вопросом- настолько многие, что автор даже написал послесловие с пояснением на эту тему:) Название это настолько глубоко метафорично, и в такие глубины уходит семантическими корнями в средневековые научные трактаты, что даже не стоит заморачиваться на эту тему. Автор хотел, чтобы название не давало читателю возможности предполагать о чем книга, и формировать свое отношение к ней до ее прочтения. Хотел, чтобы читатель впитывал книгу как чистый лист, без искажающих материал ожиданий и заранее ошибочных интерпретаций. Можно с уверенностью сказать, что ему это удалось:)

Резюме. Зрелая, сильная, глубокая и интересная книга для интеллектуалов. Вряд ли заинтересует убежденных атеистов, но всем остальным, чей жадный интеллект требует насыщения, эта книга придется по вкусу:) В ней нет практической пользы или ответов на сакраментальные вопросы бытия. Но она о многом заставляет задуматься, и дает очень четкие, яркие иллюстрации многих проблем, существующих в обществе до сих пор.
Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments