danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:
  • Music:

Р.Брэдбери "Вино из одуванчиков"

Несмотря на то, что я смотрела фильм, снятый по этой книге, и снятый, как я теперь понимаю, очень хорошо, я предполагала, что книга несколько другая. Легкая, невесомая, непосредственная, вдохновенная. Но первые же абзацы, страницы заставили меня убедиться в том, что легко не будет. Эта книга читается медленно и вдумчиво, и в этом, быть может, ее главная прелесть. Она диктует читателю свои условия, и как бы тебе ни хотелось объять все и сразу, и проглотить по привычке как можно больше страниц, она заставит тебя остепениться, глубоко вдохнуть, усесться поудобнее, и окунуться в ее неторопливую, теплую, домашнюю атмосферу.

О чем эта книга? О жизни во всех ее проявлениях, в разных ракурсах, разных стадиях развития. О детях, которые познают мир, о стариках, которые этот мир познали, о разнице взглядов на одно и то же ребенка и старика, о том, что как бы ни были отличны эти взгляды, во многом они все правдивы и имеют право на существование. Об ощущении жизни внутри и снаружи, об умении это ощущение заметить и прочувствовать. О том, как в беззаботные детские головы приходит понимание вещей, которые заставляют их взрослеть и внутренне расти. Как появляются новые, незнакомые прежде ощущения, как обыденное становится дорогим, как каждый день приносит открытия- в мире и в себе. О том, что счастье не нужно искать за горами, высчитывать его формулу, выискивать его в книгах, изобретать его формы - оно всегда рядом, надо только открыть глаза и увидеть его.

Книга экзистенциальная. Тонкая, глубокая, но не заумная. Она рассказывает о простых вещах, о знакомых всем ситуациях, но делает это так красиво и деликатно, так мудро, что невольно начинаешь смотреть на все описываемое несколько иначе, чем просто как на развитие сюжета. Начинаешь видеть между строк, чуть глубже, чем просто буквы и слова, и ощущать то, что заперто автором в их плену, всем естеством.

Эту книгу не прочесть по диагонали, не пробежать по-быстрому, потому что в ней оч. высокая плотность текста. Не по форме, а по содержанию. Текст насыщен художественными образами, через которые передаются ощущения и атмосферность повествования. Поначалу, когда берешься за книгу, и с наскоку пытаешься ее одолеть, она даже может показаться скучноватой. Потому что чтобы понять ее, нужно настроиться на ее волну, принять ее ритм и стиль. Не глотать, не жуя, а тщательно распробовать каждое слово, каждый абзац. И когда почувствуешь ее настроение, зашагаешь с ней в ногу, тогда становится интересно и приятно, втягиваешься в чтение и читаешь увлеченно и с удовольствием. После первых созерцательно-экзистенциальных страниц, настраивающих читателя на книгу, к тому же повествование становится и более насыщенным сюжетно, поэтому сам не замечаешь, как перестаешь напрягаться от художественной насыщенности слога и начинаешь дышать с книгой в унисон.

В книге оч. точно и тонко подмечены некоторые психологические моменты, которые мы обычно упускаем, но которые имеют большое значение в нашей жизни. Например, выхватываются эпизоды, когда приходит понимание чего-то важного, -показывается, как оно приходит, и почему. Меня, например, оч. впечатлил эпизод, когда мама вечером ждет Дуга, а он все не идет и не идет, тогда она берет Тома, и они идут искать брата. Подходят к темному оврагу, позади которого пугающе затаился кромешный мрак, зовут... но не получают отклика. Очень тонко передано ощущение нарастающего страха, зарождения тревоги, отгоняемой, но наступающей, давящей, заставляющей сдерживать дрожь... Краткими мазками описано это состояние у матери, и более обстоятельно- как оно передается Тому, как он вдруг осознает, что значит эта тревога, что она может значить, и как страшно может быть, если они так и не услышат ответа на свой зов... Я прямо увидела все это своими глазами, ощутила вместе с ними, настолько четко, что до мурашек по коже.

Или вот как описано, как мальчишки осознают братские узы, свою привязанность друг к другу. Сначала Дуг, просящий Тома не исчезать, беречь себя и быть всегда где-нибудь рядом, что бы ни произошло. А затем забота Тома о старшем брате, когда Дуг заболел, и его трепетный, такой не по-детски пронзительный разговор со старьевщиком. Это очень сильно описано, очень трогательно, до слез просто. Бывают моменты, когда даже самые беззаботные дети ведут себя совсем по-взрослому, и когда видишь это, становится как-то особенно страшно.

История с полковником Фрилеем тоже описана чудовищно сильно. Без нагнетания, без лишнего драматизма... Но эти его звонки в Мехико... Даже ничего не надо описывать дополнительно, ничего пояснять, все понятно без слов. И накрывает с головой. Целый шквал мыслей и ощущений...
Вообще тема старости оч. хорошо раскрыта в книге- ненавязчиво, мягко, но очень глубоко.

Резюме. Произведение, не зря ставшее классикой. Глубокое, психологически тонкое, экзистенциальное. Написано отличным, насыщенным художественным языком, и заставляет думать и ощущать. К прочтению рекомендуется- неторопливому и вдумчивому:).
Ну и картиночка напоследок в тему:)
Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments