danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

«Утомленные солнцем 2: Цитадель»

Сегодня мы посмотрели «Утомленные солнцем 2: Цитадель». Я люблю творчество Михалкова, и, несмотря на то, что предыдущий фильм, «УС 2:Предстояние», оставил весьма неоднозначное впечатление, мне очень хотелось увидеть заключительную часть трилогии. И я ничуть не жалею о том, что сегодня мы посмотрели ее в кино. Я очень далека от громогласной возни, развернувшейся вокруг Михалкова, я не слушаю и не читаю его высказываний, за которые его критикуют, и мне плевать на его мигалку, пользуется он ею или нет. Меня интересует только его творчество. И сегодня я скажу абсолютно искренне, что мне фильм понравился! Он произвел очень сильное, глубокое впечатление, которое я уже который час пытаюсь переварить, и как-то облечь в слова, но оно настолько разнопланово и многогранно, что я тону в собственных мыслях и ощущениях, и мне никак не упорядочить их, не разложить по полочкам, не запереть во фразы...

Можно по-разному относиться к фильмам Михалкова режиссера, можно спорить с ним, не соглашаться с какими-то его взглядами на мир, со смысловыми акцентами, которые он расставляет в своих картинах… но я.. (обожаю- верное в данном контексте, но до пошлости приторное слово) всей душой люблю его актерские работы. Он абсолютно гениален в своем актерстве, что бы он ни играл. Он играет настолько искусно и тонко, что совершенно непонятно, как он это делает, даже если пересматривать снова и снова отдельные фрагменты и пытаться уловить, в чем его хитрость. А хитрости нет. Есть талант. Есть сильнейшая внутренняя харизма, есть воля, и твердость духа, и в то же время поразительная чуткость и чувство красоты. Он не играет партию инструмента по нотам, он творит свою собственную музыку, и играет ее сразу за весь оркестр.

Он может молча создать такое напряжение, от которого трудно дышать. Он может вселить страх, или, напротив, подарить ощущение полной безопасности, даже когда ты стоишь на мине – ты чувствуешь себя защищенной, если он рядом. Он может быть грозен и суров, а может быть непреодолимо обаятелен и притягателен. Может быть непосредственный и юморной, нелепо глупый, или расчетливо-подлый. Величественный или испуганный, победоносный или сломленный. Волевой и опасный, жесткий, но пронзительно сентиментальный. А как он держится в седле!.. Мне совершенно неважно, какой он в жизни. Но его героям, таким разным, но с одинаковым мастерством сыгранным, я верю безоговорочно, всем сердцем. Он завораживает своей игрой, излучает какой-то гипнотический магнетизм, который заставляет сопереживать ему, и быть на его стороне, независимо от того, за черное играет его герой, или за белое. Он верен себе. Возможно, в этом и есть его сила. А может, напротив, это делает его уязвимым. Но мне это нравится, для меня в этой последовательности - почерк мастера.

В фильме было несколько моментов, которые меня как-то особенно тронули. Например, маленькая сцена с маленькой девочкой, которой Котов подарил игрушку. Она его в знак благодарности поцеловала. И он ее. Легонечко так чмокнул в щеку. И в этот момент я прямо всем нутром почувствовала, вместе с ним, как его накрывает волной воспоминаний о собственной погибшей дочери, которую он видел последний раз такой же маленькой. Он быстро встает, отворачивается и смахивает слезу. Описание звучит слащаво и даже примитивно. Но показано это в фильме- превосходно. Тонко и пронзительно. Мимолетная сцена, но сколько в ней нежности и теплоты, сколько живой души… Михалков умеет показать искреннюю любовь и нежность к детям, к семье. В его сильном, мужественном Котове есть место глубочайшей сентиментальности, но она выглядит абсолютно органично и по-настоящему. Она не придумана, не сыграна, она от души. И спасибо ему за это.

В сцене, где Котов «усмиряет» отчаянный нервный выплеск Маруси, Михалков вообще почти ничего не делает, и часть сцены его вообще показывают почти со спины. Но в конце сцены отчетливо и абсолютно по-настоящему ощущается излучаемое им спокойствие, обнимающее и обволакивающее. Не равнодушное спокойствие, не внешнее, в какое-то титаническое, глубинное спокойствие, которое способно утихомирить любую бурю, как остов силы и безопасности, к которому хочется прижаться и утонуть в нем. В этой сцене очень сильное мужское начало, и, наверное, ее достаточно, чтобы понять то, что никак не мог понять Митя – что Маруся «нашла» в Котове. Эта сцена настолько психологически тонко сделана, и настолько по-женски понятна,- до боли, до слез,- что даже не верится, что ее срежиссировал мужчина. Виктория Толстоганова, кстати, великолепно сыграла свою роль, крайне убедительно. На пределе, на натянутом нерве, -сильно и искренне. Растерянность, страх, притворство, ненависть, напряженная любезность, гнев, эмоциональный взрыв, расставляющий всех по местам, и положивший конец всеобщему лицемерию. И когда буря стихла – беззащитность, робость… горькая нежность.

Этот фильм не раз у меня вызывал слезы. По-моему, единственный раз, когда я не смогла сдержать слез в кино, был на Титанике, который случился, как вы понимаете, очень давно. Здесь было несколько сцен, которые вызвали во мне слишком сильные эмоции, чтобы я могла их сдержать. Сцена с родами под бомбежкой у меня вызвала неприязнь. Не люблю натурализм и как-то все это казалось мне совершенно лишним. Но в ней такой эмоциональный накал, и такое отчаянное сплетение смерти, жизни, боли и чего-то вечного, воплотившегося в моменте начале жизни, что слезы в начале сцены текли сами собой. Даже при том, что сцена мне не нравилась. В принципе, без этой сцены можно было бы вполне обойтись. Но она все-таки символична. И очень верно, кстати, демонстрирует отношение разных мужчин к родам- у кого-то зрелое, у кого-то по-пацански дебильное, наивное, высокомерное, они вызывают страх, потому что никто не знает, что делать, они демонстрируют вопиющее ханжество и невежество некоторых мужчин в этом вопросе. Показано кратко, но в нескольких диалогах раскрыта тема блестяще. Женщины очень понимающе хихикали в зале.

Очень сильно показана сцена возвращения Котова в дом, из которого его забирали, и с которым у него связано столько теплых воспоминаний. Психологически сильно, глубоко, ярко прорисована, напряженно. Страх, смятение, растерянность, выдавливаемая любезность, раскаленное молчание, от которого неудержимо хочется сбежать, стыд, и полное непонимание- то ли радоваться, то ли огорчаться. Лицемерие. Крайне неприятное, ранящее, прожигающее насквозь. Но на него нельзя обижаться, потому что из всех щелей его сквозит страх- панический, леденящий. Эта сцена показывает, насколько люди запуганы- внутренне, глубинно. Даже несмотря на то, что у них с виду все хорошо, что внешне все, или почти все, как прежде, что они продолжают быть беззаботными, играть на рояле романсы, и спорить друг с другом по мелочам, сидя на солнечной веранде своей дачи в то время, как идет война, и люди гибнут в аду. Несмотря на все это внешнее благополучие, они запуганы, каждый по-своему, и не знают, как им относиться к внезапным событиям. Они не виноваты. Но страх пропитал разум, сломал людей. И выглядит это очень жалко и грустно.

Очень сильная сцена, где уже реабилитированный генерал Котов собирается вести 15 тысяч голодранцев, вооруженных палками, на верную погибель – «почетное» задание, выданное ему главнокомандующим. У людей смятение, паника. Все видят и понимают, что это утопия, это смерть, а никому не хочется умирать. И я с замиранием сердца следила, что же он скажет, что сделает для того, чтобы люди действительно пошли на это. Результат потряс. Психологически построена эта сцена просто убийственно сильно. И сыграна. Минимум слов, но мощнейший душевный резонанс. До дрожи в коленках, как сказал мой муж. Да, именно так.

Ну и, конечно, почти финальная сцена встречи с дочерью, и эта мина… Тут слезы текли так, что я даже их не вытирала. Это было слишком пронзительно. В самое сердце.

Единственное, что меня удивило, это военная развязка истории с пресловутой цитаделью. Так не бывает, это утопия. Красивая мечта. Но если мы показываем правдивый в каждой мелочи, настоящий в мельчайших деталях фильм, то такая сказочная развязка главной интриги выглядит, по меньшей мере, странно. Чудесно, хорошо, радостно. Но так не бывает.

В отличие от «Предстояния», где повествование казалось несколько рваным и разбитым, словно чашка, которую пытаются склеить из осколков других, разных чашек, «Цитадель» целостна и последовательна, и в этом ее сила. История развивается последовательно, сюжетные линии разных героев сближаются и переплетаются, создавая единое повествовательное и эмоциональное полотно картины. Уже нет осколков, нет швов и трещин, есть цельный организм, со своей атмосферой, настроением, нервом, и с логической развязкой. Фильм сбалансированный и законченный.

Пытаясь быть правдивым и объективным, Михалков показывает своим фильмом, как все относительно. Статус, заслуги, взаимоотношения, понятие ада, положительность, отрицательность всего и вся. Нет плохих и хороших, человек – раб системы - или ты принимаешь ее правила, или она сжирает тебя. Она может перемолоть абсолютно любого, даже самого мужественного и волевого человека, и от нее ничто не может защитить. Сегодня ты выполняешь жестокий приказ, подчиняясь ее правилам, а завтра кто-то другой, подчиняясь этой же системе, безжалостен к тебе. Потому что он знает, что если не он, то его. Например, Котов. Его образ настолько сильный и мужественный, доблестный, несправедливо угнетенный, что он воспринимается как абсолютно положительный,- априори, бесспорно. Но сцена, где Сталин объясняет Котову «почему ты», демонстрирует, что и наш положительный герой свои погоны на крови зарабатывал- в гражданскую, в НЭП, выполнял жестокие приказы, и принимал непопулярные решения. Не дрогнув. Так закалялась сталь, так формировалась его доблесть и мужество, так вырастал молодой солдат в комдива, фотографии которого печатали на коробках подарочных конфет.

Сплошь и рядом возникают ситуации, в которых нет однозначно правильного решения и однозначной оценки. Например, реабилитация Котова, возвращение ему званий и власти, статуса, честного имени, свободы. Это счастье, это справедливость, это возврат с того света, к жизни, с которой уже не раз успел проститься… Счастье? Безусловно. Но только не в тот момент, когда он узнает, что все это ему дано для того, чтобы пойти на верную смерть, и повести за собой 15 тысяч человек, которых намеренно отдают на заклание. Из политических целей. Из ужасающего, что расценивалось как верное, выросло положительное и почитаемое, которое, достигнув пика своего триумфа, свергнуто с пьедестала, и со всей добродетелью его отправлено в ад, где уже его судьбу вершат исполнители жестоких приказов, стремящиеся наверх и, быть может, в какой-то момент считающие свои действия оправданными и верными. Преуспевание в добродетели в аду, возврат на вершину, такой желанный и долгожданный… Но лишь для того, чтобы сгинуть в бездонной бездне. Все относительно.

Как ни парадоксально, в "Цитадели" практически нет батальных сцен. Есть стрельба, взрывы, страх, но вся кровь и военный натурализм, к счастью, остались в "Предстоянии". Но здесь, тем не менее, очень сильно чувствуется атмосфера войны. Она везде, и холодок смерти постоянно обжигает загривок. С самого начала с эпизода с комаром, до сцены с миной, и до финальной зарисовки с речью старухи, которую великолепно сыграла Инна Чурикова. И, конечно, это ощущение просто взрывает тебя изнутри в сцене, когда Котов выходит к цитадели по простреливаемому полю. В напряженной тишине. Пронзительно.

Михалков- эстет, и в этом он тоже верен себе. Фильм полон символической эстетики, понятной каждому, но делающей фильм красивым, как бы пошло ни звучало это слово в отношении фильма о войне. Фильм красивый, и это его несомненное достоинство.

В общем, говорить можно еще долго, но всего все равно не расскажешь и не опишешь. Это надо увидеть и прочувствовать. Усомниться, не согласиться, поверить, проникнуться, пережить с героями все то, что выпало на их нелегкий век. И только тогда выносить какие-либо оценки. И не забывать простую истину, так ярко раскрытую в фильме- все субъективно и относительно.

Резюме. Заключительная часть трилогии, которая намного лучше предыдущего фильма. Ёмкий, целостный, глубокий и сильный фильм. Производит очень сильное впечатление, и оставляет насыщенное послевкусие. Тонко срежиссированный и великолепно сыгранный – так, что смотреть и не дышать. Вполне понятен яростный скепсис, с которым его априори воспринимают, судя о нем по «Предстоянию», но я ни минуты не жалею, что я пошла и посмотрела его в кино. Мне понравилось, и я до сих пор нахожусь под впечатлением, хотя прошло уже много часов с тех пор, как я вышла из кинотеатра. Я не буду рекомендовать или что-либо советовать. Я рассказала вам свои впечатления. Ну, а уж смотреть или нет- каждый должен решить сам.
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment