danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

  • Music:

Сесилия Ахерн- "Там, где ты"

Там, где ты- может значить все, что угодно, и не означать толком ничего одновременно. Если абстрагироваться от того, что я уже прочла в этой книге, это название ассоциируется у меня, наверное, с какой-нибудь грустной романтической историей о вынужденном расставании, тоске по любимым людям, и надежде на то, что когда-нибудь любящие сердца воссоединятся. Какие-то шекспировские практически ассоциации, только со счастливым концом. Но вы бы знали, насколько это далеко от содержания книги Ахерн… Оригинальное название этой книги- «A Place Called Here», т.е. «Место, названное «здесь». Согласитесь, эта фраза вызывает совершенно другие ассоциации. Что-то есть в ней интригующее и таинственное, привлекающее внимание и возбуждающее интерес. И ведь самое-то удивительное (или, напротив, закономерное?), что как раз это затейливое название и отражает суть книги.

Вы когда-нибудь задумывались, куда попадают вещи, которые внезапно исчезают, и не находятся, несмотря на самые усиленные поиски, на перестановки в комнате, на переезды,- несмотря ни на что? Я думаю, что как минимум парочка таких совершенно необъяснимых исчезновений вещей есть в памяти у каждого. Но вот лично мне никогда не приходилось задумываться на эту тему масштабно, задаваться вопросом, где вообще все то, что пропадает, и что оно может собираться в каком-то одном месте:) Меня интересовало только то, чтобы найти потерянное, не просто так, а потому что оно мне нужно. У героини книги- напротив, навязчивая идея- найти все, что теряется. Носок, потерявший пару, должен быть обязательно найден, сколько бы времени ни ушло на его поиски, и сколько бы раз ни пришлось перевернуть весь дом вверх дном. У нее все вещи помечены табличкой с ее именем и адресом, но вещи все равно пропадают. Особенно носки- раз и все, одного нет. И бедные родители не знают, что делать, потому что ребенок начинает поиски, и будет искать рьяно, усердно, и очень расстроится, если поиски будут безуспешны.
Став взрослой, она набирается опыта в полиции, и потом открывает свое агентство по поиску пропавших без вести. Она делает то, что любит, и умеет делать лучше всего. Она ищет. И вот однажды она теряется сама. И это переворачивает ее мир.

Мне бывает сложно проникнуться книгой, если главный герой не вызывает во мне симпатии, или хотя бы сочувствия, и если я не могу внутренне понять, мотивировать и оправдать его действия. Главная героиня книги «Там, где ты», Сэнди Шорт, признаться, не вызвала у меня симпатии. Резкая, нелюдимая, колючая всегда, когда речь идет о каких-либо чувствах и не касается работы, одержимая. Человек, который всегда убегает, который не может оставаться даже там, где ее любят, и если любит она. Человек, оставляющий сумку с вещами всегда у двери- везде, где бы ни находилась, даже у себя дома – чтобы в любой момент можно было сорваться и куда-то рвануть. Человек, кот. не считается с чувствами других, и чем лучше ты к ней относишься, чем теплее, тем бесцеремоннее она с тобой поступит. Даже если будет осознавать свою ничтожность и неправоту при этом. Она все равно убежит.

Мне было оч. сложно ее понять и принять, как я ни старалась, она не трогала моего сердца, оставалась только на уровне разума. Мое сердце не принимает ядовитых колючек:) И я не приняла ее до самого конца, не впустила внутрь. Хотя, конечно, в самом конце она стала несравнимо приятнее, и было очень радостно, что она так изменилась, и что теперь, быть может, она, наконец, скинет колючки и расцветет красивыми цветами.
Так что эту книгу я не прочувствовала, я ее прочла и осмыслила. Я воспринимала ее иначе, чем предыдущие книги Ахерн, но это не значит, что мне было неинтересно. Поначалу меня не слишком увлекло- ни душевно, ни сюжетно. Но мысли бросить, тем не менее, не возникало. Ахерн так пишет, будто незаметно плетет паутину, все больше и больше затягивающую читателя в чащобы книги. Вроде, и не захватило особо, но все равно любопытно - а что же дальше. А дальше – всегда самое интересное:)

В книге всего 3, наверное, сюжетные линии, они тесно переплетены друг с другом, но лично мне они были интересны по-разному. Линия Джека увлекала менее всего. Признаться, я не верю, что он мог настолько глубоко, тяжело и долго переживать исчезновение брата, которого, в сущности, едва знал. Если бы они вместе росли, были не разлей вода- его поведение было бы вполне объяснимо и по-человечески понятно. А так- нет, не верю. И когда я читала о его бессоннице, одержимости, обидах на окружающих, и проч. проявлениях нежелания смириться с действительностью, мне это временами казалось несколько надуманным, а его вечная унылость- тягостной. Ну, а его поиски Сэнди – это вообще полнейшая наивность какая-то. Вплетено в сюжет, имеет свой результат, и психологический, и практический, но само по себе это внезапное безудержное желание найти по сути совершенно незнакомого человека – как-то странно, если не сказать большего. Я это не поняла и не приняла для себя. Но когда дело пошло к развязке, и на него снизошло озарение, обстановка накалилась, и стало интересно даже в этой линии. Прямо настоящий детектив И кульминационный диалог Джека с Аланом прописан отлично,- держит в напряжении все время, пока его читаешь - психологически тонкий, волнительный, интригующий, щекочет нервы и заставляет жадно пожирать глазами абзац за абзацем.

Вторая линия- обычная жизнь Сэнди, ее воспоминания. Вызывает смешанные чувства- иногда ироничную усмешку, иногда непонимание и неодобрение, иногда узнаешь какие-то ощущения, она становится ближе и понятнее и образ оживает, иногда, особенно, когда читаешь ее воспоминания сценок из детства, не связанных с ее одержимостью поиском, улыбаешься, и даже умиляешься. Эта линия повествования соткана из множества кусочков жизни героини в разном возрасте. Раннее детство, отрочество, юность, молодость, настоящее время, все это переплетается с остальными сюжетными линиями, и перемешивается, словно цельный рисунок в калейдоскопе кто-то встряхнул. Но этот художественный прием имеет положительный эффект- он не дает читателю зациклиться на чем-то одном, постоянно держит его в тонусе и «в теме», заставляя его пусть и не усиленно, но соображать, и внимательно следить за повествованием.

Третья линия- мистическая, фантазийная, самая интересная. В ней рассказывается о том самом месте, которое именуется «здесь» - загадочном мире, который непонятно где находится, куда непонятно как попадают, и главное, -откуда совершенно невозможно выбраться. Это место, где оказываются все вещи, которые потерялись бесследно, и люди, которые пропали без вести. Их ищут, пытаясь вычислить их местонахождение дедуктивным методом, их фотографии показывают в вечерних новостях, и расклеивают на столбах и досках объявлений с просьбами ко всем, кто что-либо знает о них, позвонить по телефонам их тоскующих родных. Но если они оказались «здесь», то никакая дедукция не поможет их найти. Они живы, здоровы, и проживут, быть может, еще целую жизнь- выйдут замуж или женятся, родят детей и внуков, будут плакать и смеяться, дружить и любить. И лишь одно с ними не случится больше никогда- они не потеряют своих вещей, потому что «здесь»- ничего не может пропасть. Оттуда выхода нет. Кого-то это удручает, кто-то сходит с ума от отчаянных попыток найти выход, кто-то привык и лишь изредка грустит о доме, кому-то там нравится, а кто-то и вовсе не знал другой жизни. Но это ровным счетом ничего не значит, потому что выхода все равно нет.

Это странное место, где совершенно иные вещи выходят на первый план и приобретают значение, место, где за один день может смениться несколько времен года, где растут и сосуществуют рядом растения со всего света, создавая немыслимые в обычной жизни флористические сочетания и оазисы. Место, где вдруг начинаешь ценить все то, что когда-то ежедневно терял в суете дней, думая, что оно будет с тобой всегда. Место, где можно услышать внезапно свой собственный смех, звучащий сам по себе, помимо тебя, и заплакать навзрыд от его задорности и искристости. Потому что «здесь»- появляется только то, что кто-то потерял или забыл. Людям важно, чтобы о них помнили, чтобы их любили. И неизвестно, что страшнее- потеряться или осознать, что тебя забывают. Ты еще жив, ты полон сил, ты любишь их всем сердцем… но время стирает твой образ из их памяти, и ты ничего не можешь с этим поделать.

В книге нет трагичности, нет нагнетания драматизма и, уж тем более, ощущения сплина,- напротив, она читается легко и пытливо. Но, тем не менее, о некоторых вопросах заставляет задуматься. Представляет оригинальный ракурс видения мира, который очень любопытно рассмотреть и познать. Это фантазия, граничащая с реальностью- это выдуманный мир, но в нем живут реальной жизнью реальные люди. Там нет магии и волшебства, нет фокусов и чародейства, но есть живые люди, со своими чувствами, мечтами, желаниями и страхами. Просто эти люди оказались… «здесь».

Из-за того, что мир этот создан автором сильно отличающимся от наших привычных реалий, но чувства, переживаемые героями, понятны всем, эта сюжетная линия читается с особым интересом. Я бы даже сказала, с детским любопытством- с широко раскрытыми глазами и отсутствием предположений, что же может быть дальше – готовностью открывать новое и верить тому, что видишь и слышишь. Эта сюжетная линия вызывает искренний интерес в чистом виде, и оставляет наибольшее впечатление.

Резюме. Сравнивать «Там, где ты» с другими книгами Ахерн бесполезно, она ни на что не похожа. Самостоятельная, самодостаточная, со своим настроением, внутренним миром, интерьером и даже экстерьером, - в точности, как и главная героиня, гордо идущая сама по себе, но целеустремленно и стремительно. Книга неоднородная,- какие-то ее части пробегаешь по диагонали, особо не вникая, а какие-то- наоборот, пожираешь жадно глазами, стараясь не пропустить ни строчки. Книга неожиданная. Фантазийная, но одновременно чрезвычайно реальная. Читается легко и непринужденно, но далеко не поверхностна. Она предоставляет читателю возможность взглянуть на жизнь в оригинальном, необычном ракурсе, и заставляет задуматься о некоторых важных вещах. В общем, не могу сказать, что я пребываю в полнейшем восторге, но я ничуть не жалею, что прочла эту книгу- было интересно и интригующе.
Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments